Административное дело № 2 «а»-211/2019
УИД: 05RS0017-01-2019-000251-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Избербаш 25 июня 2019 года
Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Нурбагандова Н.М.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по РД (далее по тексту МРИ ФНС РФ № 6 по РД) к Абдусаламову Гусену Магомедовичу о взыскании задолженности по страховым взносам,
УСТАНОВИЛ:
МРИ ФНС РФ № 6 по РД в лице начальника инспекции Ахмедова А.М. обратилась в Избербашский городской суд РД с административным исковым заявлением к Абдусаламову Гусену Магомедовичу о взыскании задолженности по страховым взносам, в обоснование которого указала, что Абдусаламов Гусен Магомедович, ИНН: № (далее - Административный ответчик, налогоплательщик, плательщик) был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ, прекратил предпринимательскую деятельность, согласно Выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ДД.ММ.ГГГГ Индивидуальные предприниматели в соответствии с пунктом 1 статьи 419 НК РФ признаются плательщиками страховых взносов. Согласно сведениям, содержащимся в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам за Абдусаламовым Гусеном Магомедовичем ИНН: <данные изъяты>, числится задолженность по страховым взносам в общей сумме 116 325,18 руб.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), действовавшего в спорный период, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся организации и предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В силу пункта 1 статьи 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
При этом из пункта 2 статьи 16 Закона N 212-ФЗ следует, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
За время осуществления предпринимательской деятельности должник надлежащим образом не исполнял обязанности, возложенные на него Законом 212-ФЗ по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда РФ.
В соответствии со ст. 22 Закона N 212-ФЗ ГУ ОПФР по РД г. Избербаш в отношении Абдусаламова Гусена Магомедовича ИНН: 054801121983 выставлены требования на сумму 116 325,18 руб., в том числе налогов (сборов) – 104 682,81 руб., пени - 11642,37 руб.
Налогоплательщик своевременно и полностью не исполнил направленные требования. Неисполнение требования об уплате недоимки в установленный срок влечет возбуждение процедуры принудительного взыскания, порядок осуществления которой определен статьями 18, 19 и 20 Закона N 212-ФЗ. Орган по контролю за уплатой страховых взносов - ОПФ, не принял меры принудительного взыскания и не обратился в суд.
В соответствии с положениями Федерального закона от 03.07.2016 № 243-Ф3 «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 01.01.2017г. возложены на налоговые органы.
Инспекция не имела возможности обратиться в суд с соответствующим заявлением ввиду того, администрированием страховых взносов за спорный период занимался ОПФ.
На основании изложенного, просит восстановить пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления в суд, и взыскать с Абдусаламова Гусена Магомедовича ИНН: №, задолженность по страховым взносам до 01.01.2017г., в размере 116 325,18 руб.
Представитель административного истца МРИ ФНС России № по РД в лице начальника Ахмедова А.А., будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, при подаче административного искового заявления просил рассмотреть дело в отсутствие представителя МРИ ФНС России № 6 по РД.
Административному ответчику Абдусаламову Г.М., по последнему известному месту проживания, указанному в исковом заявлении, по адресу: РД, <адрес> «а», были направлены копии административного искового заявления, определение о принятии и подготовке к судебному разбирательству дела и извещение о дате, времени и месте рассмотрения дела, однако указанные документы административному ответчику Абдусаламову Г.М. не вручены в виду отсутствия последнего по указанному адресу.
Согласно ответу Отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Избербаш на запрос суда за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, Абдусаламов Гусен Магомедович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, по учёту адресно-справочной картотеке Отделения по вопросам миграции Отдела МВД России по г. Избербашу, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> №-А с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Однако по данному адресу Абдусаламов Г.М. по сведениям курьера суда не проживает, «дом нежилой».
Согласно ст.102 КАС РФ, в случае, если место пребывания административного ответчика неизвестно, суд приступает к рассмотрению административного дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства административного ответчика.
Ввиду изложенного, суд, не признав явку представителя административного истца МРИ ФНС России № 6 по РД и административного ответчика Абдусаламова Г.М. обязательной, в соответствии со ст.ст. 150, 289 ч. 2 КАС РФ, рассмотрел дело в отсутствие сторон в порядке упрощенного (письменного) производства, в соответствии с главой 33 настоящего Кодекса.
Исследовав материалы административного дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как следует из Выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее по тексту ЕГРИП) от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик Абдусаламов Г.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (далее по тексту ИП) в Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> по РД.
ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРИП была внесена запись о прекращение деятельности в качестве ИП и Абдусаламов Г.М. снят с учёта. За время осуществления предпринимательской деятельности должник надлежащим образом не исполнял обязанности, возложенные на него Законом 212-ФЗ по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в бюджет Пенсионного фонда РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование (ОМС) в бюджет ФФОМС, ТФОМС.
Согласно сведениям, содержащимся в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам за Абдусаламовым Г.М. числится задолженность по страховым взносам в общей сумме 116 325,18 руб.
Таким образом, установлено, что Абдусаламов Г.М. имеет задолженность по страховым взносам в размере 116 325,18 руб.
В силу ч.1 ст.18 Закона 212-ФЗ, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В случае неуплаты или неполной уплаты налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы вправе предъявлять в суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов в соответствии со ст. 31 НК РФ.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч.2 ст. 286 КАС административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из анализа положений п.п.1 - 3 ст.48 НК РФ следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен шестью месяцами со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 №1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п.2 ст.48 или п.1 ст.115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 №479-О-О).
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления. При этом, следует учитывать, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом.
При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока, наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим административным иском, МРИ ФНС РФ № 6 суду не представлено, соответственно, предусмотренный законом шестимесячный срок, пропущен налоговым органом без уважительных причин, в связи, с чем ходатайство о восстановлении срока подачи административного иска удовлетворению не подлежит.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом, являющимся специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль над сбором налогов и своевременностью их взимания, не приведено.
Административный истец МРИ ФНС РФ № 6 по РД в лице начальника инспекции Ахмедова А.А. в обоснование уважительности причин пропуска срока обращения в суд, с соответствующим заявлением указал на то, что полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам с ДД.ММ.ГГГГ, до этого данными вопросами занимался Пенсионный фонд РФ.
Вместе с тем, указанные обстоятельства судом не могут быть признаны уважительными, в том числе, ввиду того, что полномочия по взысканию страховых взносов МРИ ФНС РФ № 6 по РД переданы с 01.01.2017 г., а в суд с настоящим административным исковым заявлением МРИ ФНС РФ № 6 по РД обратилось лишь 27.03.2019 г., то есть, по истечении более двух лет с момента передачи ей соответствующих полномочий.
Каких-либо иных обстоятельств, объективно препятствовавших в течение столь длительного времени обратиться в суд с настоящим административным иском МРИ ФНС РФ № 6 по РД не приводит, и доказательств в указанной части не представила.
Следовательно, предусмотренный законом срок обращения с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам административным истцом МРИ ФНС РФ № 6 по РД в лице начальника инспекции Ахмедова А.А. пропущен без уважительных причин, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 286, 290, 293, 294 КАС РФ, городской суд,
РЕШИЛ:
Ходатайство Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по РД о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления в суд, оставить без удовлетворения.
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по РД к Абдусаламову Гусену Магомедовичу о взыскании задолженности по страховым взносам, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение пятнадцати дней со дня получения копии решения суда через Избербашский городской суд РД.
Судья Н.М. Нурбагандов