Дело № 33а-96/2021 (№ 33а-11289/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<данные изъяты>
15 февраля 2021 года г. Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Кагитиной И.В.,
судей – Тимошенко Е.Г., Мостовенко Н.Р.,
с участием секретаря судебного заседания - Хваля Д.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мельник С.В. к Администрации Нижнегорского района Республики Крым, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав Нижнегорского района Республики Крым о признании постановления незаконным и подлежащим отмене,
по апелляционной жалобе Мельник С.В. на решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от 27 октября 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Кагитиной И.В., объяснения Мельник С.В. и её представителя Байрамгуловой А.А., представителя Администрации Нижнегорского района Республики Крым Плыгун А.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
Мельник С.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление №205-пр/2020 от 26 августа 2020 года «Об организации проведения индивидуальной профилактической работы с Мельник С.В.».
Требования мотивированы тем, что Мельник С.В. является опекуном несовершеннолетних детей: ФИО9, ФИО10, ФИО14, ФИО11, ФИО12 на основании договора об осуществлении опеки на возмездной основе. 26 августа 2020 года Комиссией по делам несовершеннолетних и защите прав Нижнегорского района Республики Крым в отношении Мельник С.В. вынесено постановление №99-а/2020 о назначении наказания, согласно которому последняя находилась по месту жительства 10 августа 2020 года и 11 августа 2020 года в состоянии алкогольного опьянения в присутствии всех детей, в результате чего ненадлежащим образом исполняла свои обязанности опекуна по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей, что выразилось в формировании искаженных морально-нравственных норм, недостаточном количестве приготовленной пищи, не соответствующим санитарно-гигиеническим требованиям её качеств, что, по мнению Мельник С.В., не соответствует действительности. В этот же день в отсутствие Мельник С.В. вынесено постановление №205-пр/2020 от 26 августа 2020 года «Об организации проведения индивидуальной профилактической работы с Мельник С.В.», врученное последней 27 августа 2020 года с отсутствием подписей лиц, вынесших данное постановление. Обжалуемое постановление вынесено на основании вышеуказанного постановления №99-а/2020, которое не вступило в законную силу, то есть не имеет юридической силы и не может служить доказательством вины Мельник С.В.
Решением Нижнегорского районного суда Республики Крым от 27 октября 2020 года в удовлетворении административного иска Мельник С.В. к Администрации Нижнегорского района Республики Крым, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав Нижнегорского района Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления №205-пр/2020 от 26 августа 2020 года «Об организации проведения индивидуальной профилактической работы с Мельник С.В.» отказано.
В поданной апелляционной жалобе административный истец просит решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от 27 октября 2020 года отменить, требования административного искового заявления удовлетворить. В обоснование жалобы указывает, что дело было рассмотрено в отсутствие Мельник С.В. и её представителя при наличии ходатайства об отложении судебного заседания ввиду болезни представителя. Кроме того, постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав Нижнегорского района Республики Крым №99-а/2020 от 26 августа 2020 года о привлечении Мельник С.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменено решением Нижнегорского районного суда Республики Крым от 9 ноября 2020 года, как вынесенное с существенными нарушениями процессуальных норм права.
В судебном заседании Мельник С.В. и её представитель Байрамгулова А.А. поддержали доводы жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об удовлетворении административного иска.
Представитель Администрации Нижнегорского района Республики Крым Плыгун А.В. просила оставить обжалуемое решение суда без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Заслушав административного истца и её представителя, а также представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по адресу: <адрес>, проживает семья Мельник С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с членами семьи: приемной дочерью ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приемной дочерью ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приемным сыном ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приемным сыном ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приемным сыном ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, кровным сыном ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно информации Управления по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Нижнегорского района Республики Крым от 12 августа 2020 года, с целью осуществления надзора за деятельностью опекунов/попечителей, а также приемных родителей по защите прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, в соответствии с распоряжением администрации Нижнегорского района Республики Крым от 16 июня 2020 года У №268-р, Управлением по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Нижнегорского района Республики Крым была проведена плановая проверка приемной семьи Мельник С.В., в ходе которой было выявлено следующее.
6 августа 2020 года Мельник С.В. не была выполнена ни одна из предоставленных ранее рекомендаций по содержанию и соблюдению интересов несовершеннолетних, в частности место для принятия водных процедур отсутствует, дети моются во дворе в грязно-зеленой воде бассейна, либо, со слов Мельник С.В., в миске во дворе; действий по оздоровлению детей Мельник С.В. под разными предлогами не выполняет.
10 августа 2020 года около 17 часов специалистами Управления по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Нижнегорского района Республики Крым было осуществлено посещение по месту жительства приемной семьи Мельник С.В., в связи с тем, что с 6 августа 2020 года телефонная связь с последней отсутствовала, и в результате посещения установлено, что Мельник С.В. находилась в состоянии алкогольного опьянения (запах алкоголя изо рта, невнятная речь, опухшее лицо). Мельник С.В. подтвердила, что 10 августа 2020 года в обеденное время она выпила пиво, в связи с чем, были приглашены сотрудники ОДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Нижнегорскому району, в сопровождении которых Мельник С.В. была доставлена в ГБУЗ РК «Нижнегорская районная больница» для прохождения медицинского освидетельствования (согласно акту медицинского освидетельствования на состояние опьянения №109 от 10 августа 2020 года установлено состояние опьянения Мельник С.В.), после чего Мельник С.В. также была приглашена для беседы в Управление по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Нижнегорского района Республики Крым 11 августа 2020 года в 08:30, однако в указанное время не явилась. Кроме того, в ходе обследования условий жизни подопечных 10 августа 2020 года также выявлено, что из приготовленной пищи имеются остатки на дне кастрюли горохового супа и остатки отварной вермишели, которая покрыта плесенью и источает характерный неприятный кислотный запах; на появление сотрудников Управления по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Нижнегорского района Республики Крым и полиции дети отреагировали испуганно, зажато сидели на диване, как неоднократно ранее.
11 августа 2020 года примерно в 16 часов специалистами Управления по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Нижнегорского района Республики Крым повторно осуществлено посещение семьи Мельник С.В. и установлено, что последняя находилась в состоянии сильного алкогольного опьянения и курила во дворе; Мельник С.В. сообщила, что в этот день выпила полбутылки водки; подопечные дети были в комнате дома и смотрели телевизор; старшие приемные дети – ФИО11 и ФИО14 видели приемную мать в состоянии алкогольного опьянения, осознавали её состояние.
Из содержания Актов проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов несовершеннолетнего подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, в отношении ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО14, ФИО12 от 11 августа 2020 года следует, что права и законные интересы подопечных соблюдаются Мельник С.В. не в полной мере; содержание, воспитание и образование подопечных не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации; имеются предложения привлечь опекуна к ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение им своих обязанностей.
Согласно объяснениям Мельник С.В. от 17 августа 2020 года, 10 августа 2020 года в обеденное время она употребила спиртное, а именно пиво марки «Крым» светлое, емкостью 1,5 литра, от чего немного опьянела, дети находились в доме и не видели, что она употребляла спиртное, однако старшие дели ФИО21 и ФИО22 видели её выпившей, при этом из готовой еды в доме был гороховый суп и отварная вермишель, стоявшая на плите и прокисшая; 11 августа 2020 года из-за всех проблем она стала плакать, после чего в обеденное время стала употреблять спиртное, выпив примерно 200 грамм водки, после чего сильно опьянела.
24 августа 2020 года Нижнегорский районный центр социальных служб для семьи, детей и молодежи представил в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав Нижнегорского района Республики Крым информацию о том, что 8 июля 2020 года Мельник С.В. допустила нахождение несовершеннолетнего ФИО11 в состоянии алкогольного опьянения, за что была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; 10 и 11 августа 2020 года Мельник С.В. находилась по месту жительства в состоянии алкогольного опьянения.
17 августа 2020 года старшим инспектором ОДН ОМВД России по Нижнегорскому району в отношении Мельник С.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нахождения Мельник С.В. 10 и 11 августа 2020 года по месту жительства в состоянии алкогольного опьянения в присутствии всех детей, а также по факту ненадлежащего исполнения своих обязанностей опекуна по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей, выраженном в формировании искаженных морально-нравственных норм и недостаточной количестве приготовленной пищи, не соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям, и постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав Нижнегорского района Республики Крым №99-а/2020 от 26 августа 2020 года Мельник С.В. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
26 августа 2020 года на основании материалов административного дела №1532 в отношении Мельник С.В. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите прав Нижнегорского района Республики Крым вынесла оспариваемое постановление №205-пр/2020 «Об организации проведения индивидуальной профилактической работы с Мельник С.В.» с указанием на необходимость: ОМВД России по Нижнегорскому району организовать проведение индивидуальной профилактической работы с Мельник С.В., о чем сообщить в сектор по обеспечению деятельности Комиссии в течение 10-ти дней после получения постановления; ГБУ РК «Нижнегорский районный центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» принять меры по усилению проведения индивидуальной профилактической работы с получателем социальных услуг – Мельник С.В.; ГБУЗ РК «Крымский научно-практический центр наркологии» в течение 10-ти дней организовать работу с Мельник С.В. по определению у неё алкогольной зависимости, о чем сообщить в сектор по обеспечению деятельности Комиссии; ОСФВ УДН и ЗП Администрации Нижнегорского района Республики Крым незамедлительно решить вопрос о целесообразности функционирования приемной семьи Мельник С.В. и о принятом решении сообщить в сектор по обеспечению деятельности Комиссии.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании постановления №205-пр/2020 от 26 августа 2020 года «Об организации проведения индивидуальной профилактической работы с Мельник С.В.», суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление принято уполномоченным должностным лицом в рамках определенной компетенции и в соответствии с нормами законодательства.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Так, политика России как правового и социального государства направлена, кроме прочего, на обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства; материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 1; статья 7; часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Этому корреспондируют, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 декабря 2011 года №28-П, требования Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), которая, исходя из приоритета интересов и благополучия детей во всех сферах жизни, обязывает подписавшие её страны использовать все законодательные и административные меры для обеспечения детям необходимых им защиты и заботы, принимая во внимание права и обязанности родителей, опекунов и других лиц, несущих за них ответственность по закону (пункт 2 статьи 3), признавать право каждого ребенка на уровень жизни, который требуется для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, с учетом того что родители или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за создание в пределах своих способностей и финансовых возможностей необходимых для этого условий (пункты 1 и 2 статьи 27). Аналогичные положения содержит и Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года), провозглашающая, что дети должны, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности (принцип 6).
Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предусмотрено, что органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, за исключением следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и воспитательных колоний, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5 названного Федерального закона, если они зафиксированы, среди прочего, в постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, (пункт 3 статьи 6 указанного Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции, в том числе, применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимают постановления по отнесенным к их компетенции в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи вопросам, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав указываются выявленные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, меры по их устранению и сроки принятия указанных мер.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны сообщить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о принятых мерах по исполнению данного постановления в срок, указанный в постановлении.
Статьей 15 Закона Республики Крым от 1 сентября 2014 года №58-ЗРК «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Крым» установлено, что Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Крым рассматривают материалы (дела), в том числе: по собственной инициативе; по представлению органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; переданные в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательством Республики Крым об административных правонарушениях.
В силу положений частей 1 и 9 статьи 17 Закона Республики Крым «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Крым» постановления комиссий принимаются по результатам рассмотрения конкретных материалов (дел) в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, иных лиц, а также по результатам рассмотрения представлений образовательных организаций, обращений и ходатайств иных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Постановления и представления комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также гражданами.
Согласно пункту 5.13 Положения о Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Нижнегорского района Республики Крым, утвержденного постановлением Администрации Нижнегорского района Республики Крым №244 от 10 июня 2020 года (далее – Положение), комиссии применяет меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым.
В соответствии с пунктами 6.22, 6.24, 6.26 Положения заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов; решение комиссии принимается большинством голосов присутствующих на заседании комиссии; результаты голосования, оглашенные председателем комиссии, вносятся в протокол заседания комиссии.
В пунктах 8.5, 8.8 Положения указано, что в постановлении о применении мер воздействия, об устройстве несовершеннолетнего либо принятии иных мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего указываются, в том числе мотивированное решение комиссии по рассмотренным материалам (делам) и предлагаемые комиссией меры социальной помощи несовершеннолетнему и способы ее оказания.
Копия постановление комиссии либо выписка из него вручается под роспись несовершеннолетнему, его родителям или иным законным представителям, другим заинтересованным лицам или направляется в соответствующе органы или учреждения в течении трех дней со дня его принятия.
Учитывая установленные по делу обстоятельства и приведенные выше положения закона, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при вынесении оспариваемого постановления Комиссия по делам несовершеннолетних и защите прав Нижнегорского района Республики Крым вправе была рассмотреть материалы в отношении Мельник С.В. в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и принять в рамках индивидуально-профилактической работы с Мельник С.В. меры воздействия в отношении неё, поручив организациям провести соответствующие мероприятия, в связи с индивидуальной профилактической работой; порядок рассмотрения материалов Комиссией по делам несовершеннолетних и защите прав Нижнегорского района Республики Крым был соблюден.
Довод апелляционной жалобы о том, что постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав Нижнегорского района Республики Крым №99-а/2020 от 26 августа 2020 года о привлечении Мельник С.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменено решением Нижнегорского районного суда Республики Крым от 9 ноября 2020 года, не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления Комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав Нижнегорского района Республики Крым №205-пр/2020 от 26 августа 2020 года «Об организации проведения индивидуальной профилактической работы с Мельник С.В.», в том числе, поскольку постановление №99-а/2020 от 26 августа 2020 года было отменено в связи с выявленными процессуальными нарушениями, а производство по делу было прекращено в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.
При этом прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности по своему правовому значению не является реабилитирующим основанием, не опровергает события правонарушения и вины лица в его совершении.
Более того, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым отмечает, что оспариваемое постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав Нижнегорского района Республики Крым №205-пр/2020 от 26 августа 2020 года «Об организации проведения индивидуальной профилактической работы с Мельник С.В.» было вынесено на основании материалов административного дела №1532, содержащих все вышеприведенные доказательства ненадлежащего исполнения Мельник С.В. своих обязанностей опекуна по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей, выраженном в формировании искаженных морально-нравственных норм и недостаточном количестве приготовленной пищи, не соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям, в частности, письма Управления по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Нижнегорского района Республики Крым от 12 августа 2020 года и Нижнегорского районного центра социальных служб для семьи, детей и молодежи представил в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав Нижнегорского района Республики Крым от 24 августа 2020 года, Акты проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов несовершеннолетнего подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, в отношении ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО14, ФИО12 от 11 августа 2020 года.
Указание в апелляционной жалобе на рассмотрение дела в отсутствие Мельник С.В. и её представителя при наличии ходатайства об отложении судебного заседания ввиду болезни представителя не свидетельствует о допущенном судом первой инстанции нарушении процессуальных норм, поскольку Мельник С.В. не были представлены доказательства невозможности её явки в судебное заседание, в котором дело было рассмотрено по существу, с учетом того, что участие представителя при рассмотрении настоящего дела не является обязательным, а Мельник С.В. не была лишена возможности, в случае необходимости, привлечь другого представителя для защиты своих интересов в суде. Кроме того, материалы дела свидетельствуют о том, что ранее рассмотрение дела уже неоднократно откладывалось по заявлению Мельник С.В., в связи с участием её представителя в рассмотрении других дел.
Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены или изменения решения в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
определила:
решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от 27 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мельник С.В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья: И.В. Кагитина
Судья: Е.Г. Тимошенко
Судья: Н.Р. Мостовенко