64RS0022-01-2020-000562-76
Дело № 2-442/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июня 2020 года г. Маркс
Марксовский городской суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Мурго М.П.,
при секретаре Погониной И.А.,
с участием истца Покровского В.В.,
представителя ответчика Туницкой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Покровского В.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Марксовском районе Саратовской области (межрайонное) (далее - УПФР в Марксовском районе Саратовской области (межрайонное)) о признании решения о прекращении выплаты дополнительного материального обеспечения незаконным, признании права на дополнительное материальное обеспечение, возложении обязанности назначить ежемесячное дополнительное материальное обеспечение,
установил:
Покровский В.В. обратился в Марксовский городской суд Саратовской области с исковым заявлением к УПФР в Марксовском районе Саратовской области (межрайонное) о признании решения о прекращении выплаты дополнительного материального обеспечения незаконным, признании права на дополнительное материальное обеспечение, возложении обязанности назначить ежемесячное дополнительное материальное обеспечение. В обоснование заявленных требований указывает, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02 марта 2005 года № 6326 он является лауреатом премии Правительства Российской Федерации за разработку и внедрение почвозащитных технологий и комплекса машин для повышения плодородия почв и продуктивного земледелия в зоне Армавирского ветрового коридора Северного Кавказа России. Ему был выдан диплом лауреата премии Правительства Российской Федерации. По достижении пенсионного возраста на основании подп. 8 п. 2 ст. 1 Федерального закона от 04 марта 2002 года № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся и особые заслуги перед Российской Федерацией» ему было назначено дополнительное ежемесячное обеспечение, которое он получал в общей сумме с пенсией. В конце первого полугодия 2019 года размер его пенсии уменьшился, в связи с чем в январе 2020 года он обратился к ответчику с заявлением о разъяснении причины и основания прекращения доплаты. 12 февраля 2020 года им был получен ответ, согласно которого 23 апреля 2019 года пенсионным органом вынесено решение об обнаружении ошибки и прекращении выплаты дополнительного материального обеспечения в размере 17 436,67 рублей. Начиная с 01 мая 2019 года выплата не производилась как лауреату премии Правительства РФ, поскольку данная категория граждан не поименована в Федеральном законе № 21-ФЗ. Данное решение считает незаконным, основанным неверном толковании нормы закона, поскольку Правительство Российской Федерации в силу Конституции Российской Федерации является государственной властью, проводит государственную политику в области науки, следовательно, присвоение звания лауреата премии Правительства РФ является государственной наградой. Кроме того, у ответчика имеется его заявление о назначении дополнительного материального обеспечения, диплом лауреата, постановление Правительства Российской Федерации о присуждении ему премии Правительства РФ и присвоении звания лауреата, на основании которых ему было назначено дополнительное материальное обеспечение и до 01 мая 2019 года производилась его выплата. Указывая, что решение о прекращении данной выплаты нарушает его права на полное пенсионное обеспечение, просит признать незаконным и отменить решение УПФР в Марксовском районе Саратовской области (межрайонное) от 23 апреля 2020 года № 200000002995/12 об отказе в назначении дополнительного материального обеспечения, признать за ним право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с подп. 8 п. 2 ст. 1 Федерального закона от 04 марта 2002 года № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся и особые заслуги перед Российской Федерацией», возложив на ответчика обязанность назначить ему ежемесячное дополнительное материальное обеспечение с 01 мая 2019 года.
Истец Покровский В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика Туницкая Е.Н., действующая на основании доверенности от 10 января 2020 года сроком по 31 декабря 2020 года, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований по основания, указанным в возражениях (л.д. 22-25).
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
В силу ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
В соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Федеральным законом от 4 марта 2002 года № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» (далее также - Федеральный закон от 4 марта 2002 года № 21-ФЗ) определены условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 4 марта 2002 года № 21-ФЗ граждане Российской Федерации, получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
В п. 2 ст. 1 Федерального закона от 4 марта 2002 года № 21-ФЗ приведен исчерпывающий перечень граждан, которым назначается дополнительное материальное обеспечение.
В числе таких граждан лауреаты Ленинской премии, лауреаты государственных премий СССР и лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР) (подпункт 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 года № 21-ФЗ).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 ноября 2007 года № 736-О-О, Федеральный закон «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, к которым подпункт 8 пункта 2 его статьи 1 относит, в частности, лауреатов государственных премий Российской Федерации (РСФСР). Само по себе закрепление в законе права этих лиц на получение дополнительного материального обеспечения не может рассматриваться в качестве правового регулирования, направленного на какое бы то ни было ущемление конституционных прав граждан.
Аналогичная позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 1761-О.
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 года № 21-ФЗ имеют получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, граждане Российской Федерации, отмеченные определенными наградами за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. К гражданам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение относятся в том числе лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР). При этом исходя из норм закона лауреаты государственной премии - это граждане Российской Федерации, отмеченные за особые заслуги и выдающиеся достижения в соответствующей области перед Российской Федерацией.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Покровскому В.В., 22 марта 1947 года рождения, постановлением Правительства Российской Федерации от 02 марта 2005 года № 6326 присуждена премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники за разработку и внедрение почвозащитных технологий и комплекса машин для повышения плодородия почв и продуктивного земледелия в зоне Армавирского ветрового коридора Северного Кавказа России, и ему вручен диплом лауреата премии Правительства Российской Федерации (л.д. 9, 10, 11).
С 2017 года истец является получателем пенсии по старости.
23 августа 2017 года Покровский В.В. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ему дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 года № 21-ФЗ (л.д. 34).
Решением Управления Пенсионного Фонда РВ в Марксовском районе от 23 августа 2017 года № 170000042039 Покровскому В.В. была назначена ежемесячная доплата к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 года № 21-ФЗ бессрочно с 23 августа 2017 года в размере 16 613,03 рублей (л.д. 33).
Решением ГУ-Управление ПФР в Марксовском районе (межрайонное) от 23 апреля 2020 года № 200000002995/12 Покровскому В.В. прекращена выплата ежемесячной доплаты к пенсии (дополнительного материального обеспечения) в размере 17 436,67 рублей в соответствии с п.п. 8 п. 2 ст. 1 Федерального закона от 4 марта 2002 года № 21-ФЗ по мотиву того, что лауреаты премий Правительства Российской Федерации не поименованы в числе лиц, имеющих право на данный вид обеспечения (л.д. 13, 14).
30 апреля 2019 года, 13 января 2020 года Покровский В.В. обратился к ответчику с заявлением о разъяснении причины и основания прекращения доплаты (л.д. 12, 31).
Ответом от 21 мая 2019 года (№11-01-4155), 07 февраля 2020 года (№11-01-1117) истцу разъяснено, что 23 апреля 2019 года пенсионным органом вынесено решение об обнаружении ошибки и прекращении выплаты дополнительного материального обеспечения в размере 17 436,67 рублей. Начиная с 01 мая 2019 года выплата не производилась как лауреату премии Правительства РФ, поскольку данная категория граждан не поименована в Федеральном законе № 21-ФЗ (л.д. 13, 30).
Указывая на незаконность принятого ответчикам решения, как основанном на неверном толковании нормы закона, поскольку Правительство Российской Федерации в силу Конституции Российской Федерации является государственной властью, проводит государственную политику в области науки, и, по мнению истца, присвоение ему звания лауреата премии Правительства РФ является именно государственной наградой, истец просит суд признать незаконным решение пенсионного органа о прекращении выплаты ему дополнительного материального обеспечения, признать право на дополнительное материальное обеспечение и обязать пенсионный орган назначить ему указанную выплату с момента прекращения ее выплаты.
Разрешая заявленные требования, суд исходит того, что юридическое значение для правильного разрешения настоящего спора имеет наличие у истца права на получение дополнительной меры государственной поддержки, поскольку на исключительную направленность Федерального закона от 4 марта 2002 года № 21-ФЗ указывает категория граждан, обладающая правом на дополнительное материальное обеспечение, - это лица, которым присвоены высшие звания Российской Федерации (СССР) и (или) награжденные орденами (при этом лишь отдельными орденами), чемпионы Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр.
По смыслу норм Федерального закона от 4 марта 2002 года № 21-ФЗ к числу особо заслуженных лиц могут быть отнесены лауреаты лишь тех премий, которые присуждались за особые заслуги и (или) выдающиеся достижения в соответствующей области.
Такими премиями являются государственные премии Российской Федерации, учрежденные (учреждавшиеся) от имени Российской Федерации в системе государственного премирования и имеющие (имевшие) статус «Государственной премии» в соответствии с актом, учредившим соответствующую премию, и положением о ней (ранее - государственные премии СССР).
В отличие от государственных премий Российской Федерации премии Правительства Российской Федерации учреждаются от имени Правительства Российской Федерации в системе премирования (не государственного) и, как правило, носят стимулирующий, поощрительный характер.
В силу пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 года № 785 «О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры» Правительству Российской Федерации было поручено рассмотреть вопрос о совершенствовании системы премирования в части, касающейся премий Правительства Российской Федерации, с учетом необходимости осуществления мер государственного поощрения в области науки и техники, образования и культуры, печатных средств массовой информации, предусматривавшихся актами Президента Российской Федерации.
Из пункта 3 названного Указа следует, что «Государственные премии Российской Федерации» и «иные премии в области науки и техники, образования и культуры, ранее учрежденные актами Президента Российской Федерации» различны по своему статусу, т.е. премии Президента Российской Федерации, несмотря на то, что учреждены указами, статусом «Государственной премии» не обладают.
Таким образом, к государственным премиям Российской Федерации, с присуждением которых Федеральный закон от 4 марта 2002 года № 21-ФЗ связывает право граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и (или) выдающиеся достижения, на дополнительное материальное обеспечение, относятся премии, которые имеют статус Государственной в соответствии с актом, учредившим их, и положением о них.
Исходя из приведенных выше нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 года № 21-ФЗ имеют получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, граждане Российской Федерации, отмеченные определенными наградами за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. К числу таких граждан относятся лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР). При этом в системе премий, присуждаемых в Российской Федерации, различаются Государственные премии Российской Федерации и премии Правительства Российской Федерации, имеющие различные цели и основания присуждения, правовой статус и субъектов присуждения.
Так, Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий присуждаются гражданам Российской Федерации Президентом Российской Федерации за особые заслуги перед Российской Федерацией и выдающие достижения в соответствующей области науки и являются высшим признанием заслуг гражданина Российской Федерации перед обществом и государством в этой сфере.
В отличие от государственных премий Российской Федерации премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники носят стимулирующий, поощрительный характер, присуждаются решением Правительства Российской Федерации гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства за определенные достижения в области науки и техники.
Таким образом, к государственным премиям Российской Федерации, с присуждением которых Федеральный закон от 4 марта 2002 года № 21-ФЗ связывает право граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и выдающие достижения, на получение дополнительного материального обеспечения, устанавливаемого к пенсии, относятся премии, имеющие статус Государственной в соответствии с нормативным актом, учредившим их, и положением о них. Соответственно, субъектами правоотношений, вытекающих из норм Федерального закона от 4 марта 2002 года № 21-ФЗ, являются лауреаты указанных премий - лауреаты Ленинской премии, лауреаты Государственной премии СССР, лауреаты соответствующей Государственной премии Российской Федерации (РСФСР).
Указывая, что награждение премией за разработку и внедрение почвозащитных технологий и комплекса машин для повышения плодородия почв и продуктивного земледелия в зоне Армавирского ветрового коридора Северного Кавказа России произведено Правительством Российской Федерации, являющимся государственной властью, проводящей государственную политику в области науки, истец ошибочно полагает, что присвоение звания лауреата премии Правительства Российской Федерации, является государственной наградой, и он является лауреатом государственной премии Российской Федерации.
Истцом не принято во внимание, что Правительство Российской Федерации в силу нормативных предписаний Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» полномочиями по учреждению и присуждению премий от имени Российской Федерации не наделено.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2002 года № 53 утвержден Перечень документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации. Данное постановление действовало на момент обращения Покровского В.В. в пенсионный орган с заявлением о назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения.
В пункте 2 названного перечня указано, что граждане, имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения представляют документы, в числе которых - постановление Правительства Российской Федерации о присуждении премии Правительства Российской Федерации и присвоении звания лауреата.
Вместе с тем приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 марта 2018 года № 172н, постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2002 года № 53 «Об утверждении Перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации» признано утратившим силу и утвержден Перечень документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерации, где в пункте 5 указаны: диплом лауреата Ленинской премии, лауреата Государственной премии СССР, лауреата Государственной премии РСФСР, лауреата Государственной премии Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации о присуждении премии Правительства Российской Федерации и присвоении звания лауреата в этом перечне не названо.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 31 января 2019 года № АКПИ18-1245, оставленным без изменения апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2019 года, в удовлетворении административного искового заявления гражданина Зворыгина Н.М. о признании недействующим пункта 5 перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 марта 2018 года № 172н, отказано.
Следовательно, при обращении гражданина за получением дополнительного материального обеспечения, в качестве документов, подтверждающих его право на эту выплату, он должен представить диплом лауреата Государственной премии СССР, диплом лауреата Государственной премии Российской Федерации (РСФС), что предусмотрено пунктом 5 Перечня.
С учетом установленных по делу обстоятельств и действующих норм права, регулирующих возникшие правоотношения, оценивая представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что в нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не доказан факт нарушения его прав действиями ответчика. Доказательств наличия предусмотренных законом оснований для возникновения у него права на дополнительные меры государственной поддержки истец не представил. Доводы истца, обосновывающие требование о признании незаконным решения пенсионного органа о прекращении выплаты дополнительного материального обеспечения, признании права на него и возложении на пенсионный орган обязанности назначить ему дополнительное материальное обеспечение основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Судом не установлены нарушения ответчиком прав истца, связанных с получением дополнительного материального обеспечения, соответственно не имеется и законных оснований для признания решения УПФР в Марксовском районе Саратовской области (межрайонное) от 23 апреля 2019 года о прекращении выплаты ежемесячной доплаты к пенсии (дополнительного материального обеспечения) и удовлетворения требования истца, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении иска в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Покровского В.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Марксовском районе Саратовской области (межрайонное) о признании решения о прекращении выплаты дополнительного материального обеспечения незаконным, признании права на дополнительное материальное обеспечение, возложении обязанности назначить ежемесячное дополнительное материальное обеспечение - отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Марксовский городской суд Саратовской области.
Судья М.П. Мурго