№ 2-3756/2020
10RS0011-01-2020-004332-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июля 2020 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд в составе председательствующего судьи Поляковой В.В., при секретаре Быковой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по Республике Карелия к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 39», Администрации ПГО об обязании произвести определенные действия,
установил:
Управление Роспотребнадзора по РК обратилось в суд в интересах неопределённого круга лиц по следующим основаниям. МБОУ СОШ №39 (далее по тексту, в том числе, Школа) осуществляет образовательную деятельность (начальное, основное и общее образование детей). В процессе осуществления своей деятельности школа должна точно и неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства, в том числе в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Соблюдение данных требований в МБОУ СОШ №39 не обеспечено. В ходе проведенных с 2016 года проверок неоднократно выявлялись нарушения санитарного законодательства: подводка горячей воды к раковинам, установленным в учебных помещениях начального звена (№№108,109,110,111,112,113,114,115,303, 301, 302,304), среднего и старшего (№№102 химии, 206 технологии для трудового обучения девочек, 203 географии, 204 изо, 205 истории), в лаборантских кабинетах №№213 физики и 212 биологии, во всех сан. Узлах для обучающихся отсутствует; не обеспечено выполнение требований к внутренней отделке ряда помещений школы: напольное покрытие (паркет) рекреаций 2.3 и 4 этажей имеют множественные дефекты (множественные неровности, выбоины, сколы краски); потолок спортивного зала площадью 272 кв.м. имеет дефекты (старые следы протечки желто-коричневого цвета). Выявленные нарушения указывают на несоблюдение Школой требований п. 4.28, п. 4,29, п. 512, п. 8.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». За выявленный систематический характер нарушения требований санитарного законодательства МБОУ СОШ №39, а также должностные лица учреждения неоднократно привлекались к административной ответственности по ч. 1 статьи 6.7 КоАП РФ, а также по ч. 1 статьи 19.5 КоАП РФ. Выявленные нарушения затрагивают права и законные интересы неопределенного круга потребителей образовательных услуг и подтверждаются результатами проведенных в отношении Школы проверок. Для устранения указанных нарушений требуется проведение мероприятий по улучшению материально-технической базы. Финансирование МБОУ СОШ №39 осуществляет учредитель – администрация Петрозаводского городского округа. С 2016 года Школа неоднократно обращалась в адрес учредителя для выделения финансовых средств на проведение ремонтных работ. На основании изложенного, ссылаясь на положения Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», с учетом дополнений исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ от 07.07.2020 года, истец просит: обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №39» устранить нарушения требований санитарного законодательства по адресу: <адрес> в срок до 31.12.2022 г., а именно: обеспечить выполнение требований к внутренней отделке напольного покрытия (паркет) рекреаций 2, 3 и 4 этажей в соответствии с требованиями п. п.4.2.8, п. 4.2.9. СанПиН 2.4.2.2821-10; обеспечить выполнение требований к внутренней отделке спортивного зала - к покрытию потолка в соответствии с требованиями п.4.28, п. 4.2.9. СанПиН 2.4.2.2821-10; обеспечить выполнение требований к обеспечению здания МОУ«Средняя общеобразовательная школа №39» системой горячего водоснабжения, а именно: обеспечить подводку горячего водоснабжения к раковинам, установленным в учебных помещениях начального звена (№№ 108,109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 303, 301, 302, 304), среднего и старшего (№№ 102 химии, 206 технологии для трудового обучения девочек, 203 географии, 204 изо, 205 истории), в лаборантских кабинетах №№ 213 физики и 212 биологии, во всех сан. узлах для обучающихся в соответствии с требованиями п. 5.12, п. 8.1. СанПиН 2.4.2.2821-10, а также обязать ответчика Администрацию Петрозаводского городского округа профинансировать указанные мероприятия в срок до 3112.2021 года.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика МБОУ ПГО «СОШ №39» в судебном заседании иск полагала иск обоснованным, подлежащим удовлетворению, наличие выявленных нарушений не оспаривала, ссылался на отсутствие финансирования. Также указала, что при надлежащем финансировании со стороны администрации ПГО в срок до 31.12.202 года указанные мероприятия возможно будет выполнить.
Представитель ответчика администрации ПГО в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, вместе с тем не отрицала, что администрация является надлежащим ответчиком по вопросу финансирования необходимых мероприятий по приведению здания школы в соответствие с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами, просил предоставить конкретный срок для обеспечения финансирования, указал, что указанные мероприятия включены в план потребности и в случае наличия финансирования будет рассмотрен в первоочередном порядке. В случае удовлетворения иска просит установить более длительный срок для исполнения, чем указывает истец.
Суд, заслушав явившихся лиц, изучив материалы гражданского дела, административные дела № 5-625/2017-6, 5-733/2018-6, 5-674-2019-6, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1 Положения о Федеральной службе по надзору сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с п.8.40 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.07.2012 г., № 712, Управление наделено полномочиями в установленной сфере деятельности предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии со статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду. Реализация указанных конституционных прав невозможна без обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - ФЗ № 52) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Федерального закона РФ № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 Федерального закона РФ №52-ФЗ, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии со статьей 11 ФЗ № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно п.1 статьи 28 ФЗ № 52-ФЗ в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:
В силу пункта 2 части 6 статьи. 28 ФЗ № 273-ФЗ образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе, при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
В соответствии с пунктом 15 части 3 статьи 29 ФЗ № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела и не оспорено ответчиками, что соблюдение данных требований МБОУ СОШ №39 не обеспечено.
В ходе проведенных с 2016 года, в отношении МБОУ СОШ №39 проверок неоднократно выявлялись нарушения требований санитарного законодательства: подводка горячей воды к раковинам, установленным в учебных помещениях начального звена (№№108,109,110,111,112,113,114,115,303, 301, 302,304), среднего и старшего (№№102 химии, 206 технологии для трудового обучения девочек, 203 географии, 204 изо, 205 истории), в лаборантских кабинетах №№213 физики и 212 биологии, во всех сан. узлах для обучающихся отсутствует; не обеспечено выполнение требований к внутренней отделке ряда помещений школы: напольное покрытие (паркет) рекреаций 2.3 и 4 этажей имеют множественные дефекты (множественные неровности, выбоины, сколы краски); потолок спортивного зала площадью 272 кв.м. имеет дефекты (старые следы протечки желто-коричневого цвета).
Выявленные нарушения указывают на несоблюдение Школой требований СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением от 29 декабря 2010 г. N 189 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека главного государственного санитарного врача Российской Федерации (далее – СанПин)
Так, согласно пункту 4.28 СанПиН потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных организациях, при условии соблюдения кратности воздухообмена.
Согласно пункту 4.29 СанПин, полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение. Полы туалетных и умывальных комнат рекомендуется выстилать керамической плиткой. Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.
В силу пункта 5.12 СанПин в кабинете домоводства, используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двухгнездных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2-х столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды. Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды.
В соответствии с пунктом 8.1 СанПин 8.1 здания общеобразовательных организаций должны быть оборудованы централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения. Холодным и горячим централизованным водоснабжением обеспечиваются помещения общеобразовательной организации, дошкольного образования и интерната при общеобразовательной организации, в том числе: помещения пищеблока, столовая, буфетные, душевые, умывальные, кабины личной гигиены, помещения медицинского назначения, мастерские трудового обучения, кабинеты домоводства, помещения начальных классов, кабинеты рисования, физики, химии и биологии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и туалеты общеобразовательных организациях.
За выявленный систематический характер нарушения требований санитарного законодательства МБОУ СОШ №39, а также должностные лица учреждения неоднократно привлекались к административной ответственности по ч. 1 статьи 6.7 КоАП РФ, а также по ч. 1 статьи 19.5 КоАП РФ, что подтверждается материалами дела.
Оценивая вышеуказанные правовые нормы и установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования Управлением Роспотребнадзора по Республике Карелия к МБОЦ ПГО «Средяння общеобразовательная школа № 39» об устранении указанных выше нарушений требований санитарного законодательства заявлены правомерно и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 23.05.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Судом установлено, что администрация Петрозаводского городского округа является учредителем МБОУ ПГО «СОШ № 39». В связи с чем, в адрес администрации ПГО регулярно поступают ходатайства МБОУ ПГО «СОШ № 39» по вопросу выделения средств на обеспечение выполнения требований предписаний Роспотребнадзора и устранение указанных выше нарушений. Однако, до настоящего времени денежные средства не выделены.
В связи с чем, суд считает заявленные истцом требования к администрации ПГО об обязании профинансировать указанные выше мероприятия по устранению МБОУ ПГО «СОШ № 39» нарушений требований санитарного законодательства также обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Довод ответчика администрации ПГО об отсутствии финансирования, приведенный в обоснование своих возражений, не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку обязанность по выполнению соответствующих мероприятий на орган местного управления возложена законом. Согласно п. 1 статьи 132 Конституции РФ Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
В связи с чем, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда: в отношении МБОУ ПГО «СОШ № 39» - до 31.12.202 года, в отношении администрации ПГО – до 31.12.2021 года.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 98, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 39», устранить нарушения требований санитарного законодательства по адресу: <адрес> в срок до 31.12.2022 года, а именно:
- обеспечить выполнение требований к внутренней отделке напольного покрытия (паркет) рекреаций 2,3, и 4 этажей в соответствии с требованиями п.п. 4.28, п. 4.2.9 СанПиН 2.4.2.2821-10;
- обеспечить выполнение требований к внутренней отделке спортивного зала – к покрытию потолка в соответствии с требованиями п. 4.28, п. 4.2.9 СанПиН 2.4.2.2821-10; -
- обеспечить выполнение требований к обеспечению здания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» системой горячего водоснабжения, а именно: обеспечить подводку горячего водоснабжения к раковинам, установленных в учебных помещениях начального звена (№№ 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 301, 302, 303, 304), среднего и старшего (№№ 102 химии, 206 технологии для трудового обучения, 203 – географии 204 изо, 205 истории), в лаборантских кабинетов №№ 213 физики и 212 биологии, во всех санитарных узлах для обучающихся в соответствии с требованиями п. 5.12, п. 8.1 СанПиН 2.4.2.2821-10.
Обязать Администрацию ПГО профинансировать мероприятия, указанные в абз. 2, в срок до 31.12.2021 года.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья В.В.Полякова
Мотивированное решение с учетом положений ст. 199 ГПК РФ изготовлено 28.07.2020 года