Судья Бингачова Е.М.
№ 33-4076/2023
10RS0011-01-2023-004599-34
№2-3986/2023
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 декабря 2023 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Глушенко Н.О.,
судей Тимошкиной Т.Н., Величко С.А.
при секретаре Полат И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства образования и спорта Республики Карелия на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28 июня 2023 года по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия к государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Республики Карелия «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23», Министерству образования и спорта Республики Карелия о совершении действий.
Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
иск заявлен по тем основаниям, что ГБОУ РК «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23» осуществляет образовательную деятельность по адресу: (.....). В процессе осуществления своей деятельности ГБОУ РК «Школа-интернат № 23» должно точно и неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства, в том числе законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Вместе с тем, соблюдение данных требований ГБОУ РК «Школа-интернат № 23» не обеспечено, было вынесено предписание от ХХ.ХХ.ХХ, срок исполнения которого был продлен до ХХ.ХХ.ХХ. По итогам проверки в (...) году также было вынесено предписание со сроком исполнения до ХХ.ХХ.ХХ, которое выполнено только частично (пункты № предписания). Ссылаясь на Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» истец просил: возложить на ГБОУ РК «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23» по адресу: (.....) срок до ХХ.ХХ.ХХ обеспечить соблюдение требований действующего санитарного законодательства, а именно:
1.1. Обеспечить выполнение требований к внутренней отделке помещений пищеблока ГБОУ РК «Школа-интернат № 23» - к потолочному покрытию в горячем цехе, моечной кухонной и столовой посуды, овощном цехе в соответствии с п.2.5.3 СП 2.4.3648-20, п. 2.16 СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
1.2. Обеспечить выполнение требований к оборудованию пищеблока ГБОУ РК «Школа-интернат № 23» для реализации технологического процесса (мармитами, холодильным оборудованием) в соответствии с п.2.9 СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
1.3. Обеспечить выполнение требований к оборудованию пищеблока ГБОУ РК «Школа-интернат № 23» - локальными вытяжными системами над источниками выделения влаги (моечные ванны для мытья кухонной и столовой посуды) в соответствии с п.2.13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
1.4. Обеспечить выполнение требований к отделке помещений в соответствии с п.2.5 п. 2.5.1 п. 2.5.2, п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20, а именно:
- потолка: в каб. №, помещениях №, лестничном пролете 3 этажа, в спальне №, в актовом зале, в сан. узле для детей с ОВЗ;
- стен: в холле актового зала, в помещениях №
- пола: в помещениях №.
1.5. Обеспечить выполнение требований к оборудованию окон светозащитными устройствами в соответствии с п.2.4.13 СП 2.4.3648-20 (в помещениях №).
1.6. Обеспечить выполнение требований к оборудованию сан. узлов - оборудовать отдельный водопроводный кран для технических целей в сан. узлах для мальчиков и девочек в соответствии с п.2.11.4 СП 2.4.3648-20.
1.7. Обеспечить выполнение требований к оборудованию учебных классов (в каб. №) мебелью в соответствии с п.2.4.3 СП 2.4.3648-20.
1.8. Обеспечить оборудование сан. узлов для детей туалетными кабинами с дверями в соответствии с требованиями п.2.4.11 СП 2.4.3648-20.
1.9. Обеспечить оборудование учебных кабинетов для детей источниками дополнительного искусственного освещения в кабинетах №; в учебных кабинетах № - интерактивные доски расположить по центру фронтальной стены классного помещения в соответствии с требованиями п.2.4.4 СП 2.4.3648-20.
1.10. Обеспечить организацию основных мероприятий по защите объектов от синантропных членистоногих в соответствии с требованиями п.4.2., п.4.3. СанПиН 3.5.2.3472-17.
1.11. Обеспечить оборудование учебных кабинетов № подводкой горячей воды к умывальным раковинам в соответствии с требованиями п.3.4.13 СП 2.4.3648-20.
Кроме того, возложить на соответчика - Министерство образования и спорта Республики Карелия обязанность профинансировать вышеуказанные мероприятия.
К участию в деле в качестве третьих лиц с учетом положений ст.43 ГПК РФ привлечены Министерство финансов Республики Карелия, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, администрация Петрозаводского городского округа.
Решением суда иск удовлетворен. Суд обязал ответчика ГБОУ РК «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23» в срок до ХХ.ХХ.ХХ обеспечить соблюдение требований действующего санитарного законодательства по перечню мероприятий, указанных в исковом заявлении, а второго ответчика – Министерство образования и спорта Республики Карелия обеспечить финансирование указанных мероприятий.
С принятым решением не согласно Министерство образования и спорта Республики Карелия, в апелляционной жалобе просит его отменить, и принять новое решение. В доводах жалобы заявитель указывает, что исполнить решение суда в срок до ХХ.ХХ.ХХ, с учетом необходимости подготовки проектной документации реконструируемого объекта, а также необходимости проведения процедуры торгов на выполнение работ по подготовке проектной документации, и выполнение работ по реконструкции, работ по капитальному ремонту невозможно. Кроме того, бюджет Республики Карелия сформирован на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 год в соответствии с Законом Республики Карелия от 21.12.2022 №2776-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», указанные мероприятия потребуют не только увеличения расходных обязательств бюджета Республики Карелия, а также определения источника финансирования соответствующих мероприятий.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия направлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель ответчика Министерства образования и спорта Республики Карелия Богданов А.М. доводы жалобы поддержал, дополнительно указал, что школой часть требований предписания было выполнено, но истец отказался от выхода на место для проверки предписания, злоупотребив правом.
Иные участвующие в деле, в судебном заседании не участвовали, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно абзацу второму статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Абзацем вторым статьи 11 Федерального закона №52-ФЗ на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью возложена обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона №52-ФЗ).
Судом установлено, что Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Карелия «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23» согласно лицензии № осуществляет образовательную деятельность.
В ходе проведенного Управлением Роспотребнадзора по Республике Карелия в (...) году административного расследования (определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №), проведенной в (...) году плановой выездной проверки в отношении ГБОУ РК «Школа-интернат № 23» (распоряжение о проведении плановой выездной проверки № от ХХ.ХХ.ХХ) установлено, что учреждением неоднократно допускались нарушения требований санитарного законодательства, в том числе, к отделке помещений.
При осуществлении административного расследования в (...) году в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ установлено, что ГБОУ РК «Школа-интернат № 23» не обеспечило выполнение требований СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а именно: в помещениях №, на лестничной клетке 3 этажа были выявлены нарушения целостности кровли, следы протечек, что явилось нарушением п.4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Постановлением от ХХ.ХХ.ХХ директор ГБОУ РК «Школа-интернат № 23» ФИО была привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.6.7 КоАП РФ.
По факту выявленного нарушения требований санитарного законодательства ГБОУ РК «Школа-интернат № 23» выдано предписание № со сроком исполнения до ХХ.ХХ.ХХ. На основании ходатайства учреждения срок исполнения указанного предписания был продлен до ХХ.ХХ.ХХ.
В (...) году осуществлена плановая выездная проверка. В ходе ее проведения в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ установлено, что ГБОУ РК «Школа-интернат № 23» не обеспечило выполнение санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившееся в невыполнении требований СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»; СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и по ведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение».
Постановлением от ХХ.ХХ.ХХ ГБОУ РК «Школа-интернат № 23» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 КоАП РФ.
ХХ.ХХ.ХХ Управлением Роспотребнадзора по РК по факту выявленных нарушений требований санитарного законодательства ГБОУ РК «Школа-интернат № 23» выдано предписание №-п с требованием устранить вышеуказанные нарушения в срок до ХХ.ХХ.ХХ. Предписание не обжаловано.
Установлено, что предписание № в полном объеме ГБОУ РК «Школа-интернат № 23» не исполнено (не выполнены пункты № предписания, выполнены частично пункты № предписания).
В соответствии с требованиями п.2.5.3 СП 2.4.3648-20 стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Согласно п.2.16 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 внутренняя отделка производственных и санитарно-бытовых помещений предприятий общественного питания должна быть выполнена из материалов, позволяющих проводить ежедневную влажную уборку, обработку моющими и дезинфицирующими средствами, и не иметь повреждений.
В соответствии с п.2.9 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 предприятия общественного питания для приготовления пищи должны быть оснащены техническими средствами для реализации технологического процесса, его части или технологической операции (технологическое оборудование), холодильным, моечным оборудованием, инвентарем, посудой (одноразового использования, при необходимости), тарой, изготовленными из материалов, соответствующих требованиям, предъявляемым к материалам, контактирующим с пищевой продукцией, устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих средств и обеспечивающими условия хранения, изготовления, перевозки (транспортирования) и реализации пищевой продукции
Согласно п.2.13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 зоны (участки) и (или) размещенное в них оборудование, являющееся источниками выделения газов, пыли (мучной), влаги, тепла должны быть оборудованы локальными вытяжными системами, которые могут присоединяться к системе вытяжной вентиляции производственных помещений.
В соответствии с п.2.5, п.2.5.1. СП 2.4.3648-20 при отделке объектов должны соблюдаться, в том числе, следующие требования: применяемые строительные и отделочные материалы используют при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия, быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств, подтверждающие их безопасность, устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Согласно п.2.5.2. СП 2.4.3648-20 полы не должны иметь дефектов и повреждений и должны быть выполненными из материалов, допускающих влажную обработку и дезинфекцию.
В соответствии с п.2.5.3. СП 2.4.3648-20 стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Согласно п.2.4.13 СП 2.4.3648-20 окна помещений оборудуются в зависимости от климатической зоны регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.
В соответствии с п.2.11.4 СП 2.4.3648-20 для технических целей в туалетных помещениях устанавливается отдельный водопроводный кран.
Согласно п.2.4.3 СП 2.4.3648-20 покрытие столов и стульев должно не иметь дефектов и повреждений и быть выполненным из материалов, устойчивых к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств.
В соответствии с п.2.4.11 СП 2.4.3648-20 туалетные комнаты оборудуются умывальниками и туалетными кабинами с дверями.
Согласно п.2.4.4 СП 2.4.3648-20 учебные доски, для работы с которыми используется мел, должны иметь темное антибликовое покрытие и должны быть оборудованными дополнительными источниками искусственного освещения, направленного непосредственно на рабочее поле. При оборудовании учебных помещений интерактивной доской (интерактивной панелью) нужно учитывать ее размер и размещение, которые должны обеспечивать обучающимся доступ ко всей поверхности, интерактивная доска должна быть расположена по центру фронтальной стены классного помещения.
Согласно п. 4.2 СанПиН 3.5.2.3472-17 к числу основных мероприятий по защите объектов от синантропных членистоногих относятся: устройство автономных вентиляционных систем; герметизация швов и стыков плит и межэтажных перекрытий, мест ввода и прохождения электропроводки, санитарно-технических и других коммуникаций через перекрытия, стены и другие ограждения, мест стыковки вентиляционных блоков; устройство незаглубленных мусорокамер; применение в устройстве мусоропроводов материалов, которые пригодны для постоянной механической очистки.
В соответствии с п.4.3 СанПиН 3.5.2.3472-17 при эксплуатации производственных, жилых помещений, зданий, сооружений, а также транспорта должны соблюдаться меры, препятствующие проникновению, обитанию, размножению и расселению синантропных членистоногих, в том числе: уборка и дезинсекции в соответствии с санитарными правилами; устройство освещения в помещениях подвального типа (например, подвал, техническое подполье); уплотнение дверей, применение устройств автоматического закрывания дверей, укрытие вентиляционных отверстий съемными решетками, остекление (укрытие мелкоячеистой сеткой) окон; устройство и поддержание в исправности цементной (асфальтовой) стяжки пола; поддержание в исправном состоянии отмостков и водостоков; своевременная очистка, осушение, проветривание и уборка в помещениях подвального типа; герметизация швов и стыков плит и межэтажных перекрытий, мест ввода и прохождения электропроводки, санитарно-технических и других коммуникаций через перекрытия, стены и другие ограждения, мест стыковки вентиляционных блоков.
Согласно п. 3.4.13 холодным и горячим водоснабжением обеспечиваются помещения пищеблока, столовая, душевые, умывальные, комнаты (кабины) личной гигиены, помещения медицинского назначения, кабинеты технологии, учебные кабинеты для обучающихся 1-4 классов, кабинеты изобразительного искусства, физики, химии и биологии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих средств, а также туалеты.
Установив нарушение ГБОУ РК «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23» требований действующего санитарного законодательства, суд первой инстанции удовлетворил требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия, возложив обязанности на Учреждение обеспечить соблюдение требований действующего санитарного законодательства.
Выводы суда первой инстанции коллегия находит правильными, поскольку они основаны на установленных фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы представителя ответчика в судебном заседании о том, что исковые требования были исполнены ГБОУ РК «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23» в большем объеме, чем учтено судом, подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли. Действительно, истец отказался от исполнения судебного определения от ХХ.ХХ.ХХ, со ссылкой на законодательный запрет на проведение внеплановых контрольно-надзорных мероприятий с целью контроля исполнения предписания (т.2 л.д. №). Вместе с тем, допустимых, достоверных и достаточных доказательств, в подтверждение доводов о выполнении предписания в части пунктов № и частичного исполнения №, школой-интернатом представлено не было. ( (Т.2 л.д.№), т.к. не все необходимые материалы и оборудование было приобретено ответчиком, кроме того, не представлены акты о выполненных работах.
При таких обстоятельствах, частичное исполнение предписания (исходя из объема заявленных исковых требований), не может являться основанием для отказа в части исковых требований; данный вопрос подлежит разрешению при исполнении судебного решения.
Кроме того, коллегия учитывает, что ответчиком - ГБОУ РК «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23» решение суда первой инстанции не обжаловано.
В апелляционной жалобе Министерство образования и спорта Республики Карелия возражает в отношении установленного срока исполнения решения суда.
Указанный довод апелляционной жалобы о невозможности исполнения решения суда в установленный срок в связи с отсутствием финансирования, дефицита бюджета, не может повлечь отмену или изменение вынесенного судебного постановления, поскольку отсутствие или недостаточность финансирования не освобождает Министерство от исполнения возложенной на него обязанности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия. Доводы в части недостаточного времени для исполнения судебного акта также не влекут его изменение, учитывая длительный срок предъявления истцом соответствующих требований, а также то, что по ряду требований уже имеется проектная документация, и школой частично исполнены требования предписания.
В силу изложенного, оснований к отмене решения суда по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28 июня 2023 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства образования и спорта Республики Карелия - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи