Судья Яньшина Н.В. Дело *** (***)
УИД 22RS0***-44
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<адрес> 28 ноября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:
Председательствующего Шипунова И.В.,
Судей Попова С.В., Назаровой Л.В.
при секретаре Коваль М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства здравоохранения Российской Федерации
на решение Ленинского районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску Министерства здравоохранения Российской Федерации к Чуяшовой Ю. В. о взыскании денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами,
Заслушав доклад судьи Назаровой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство здравоохранения Российской Федерации обратилось в суд с иском к Чуяшовой Ю.В. о взыскании остатка неиспользованных денежных средств, подлежащих возврату в размере 565 014 рублей 99 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГ по дату вынесения решения, указав следующее.
ДД.ММ.ГГ между истцом и ответчиком был заключен договор *** о выделении средств в валюте Российской Федерации лицу, сопровождающему гражданина Российской Федерации Чуяшову И.Е., направляемую на лечение за пределами территории Российской Федерации (далее - договор).
Согласно п. 3.1 договора сумма средств, выделяемых сопровождающему лицу для оплаты вышеуказанных расходов согласно смете, составила: 100 000 рублей - для оплаты транспортных расходов на проезд к месту лечения и обратно; 20 646 долларов США - суточных; 33 300 долларов США - расходы по найму жилого помещения.
Согласно смете, предусмотренной приложением *** к договору, размер расходов был исчислен: суточные по норме 62,00 доллара США на 1 день за 150 дней для пациента и за 183 дня для сопровождающего лица; по найму жилого помещения из расчета 100,00 долларов США в день за 150 дней для пациента и за 183 дня для сопровождающего лица. При переводе сумм в долларах США использовались ставки курса иностранных валют к рублю Российской Федерации, установленные Центробанком России на ДД.ММ.ГГ, курс доллара США на указанную дату составил 58,1718 рублей.
Таким образом, суточные расходы в рублевом эквиваленте составили 1 201 014 рублей 98 копеек, из которых: 660 017 рублей 24 копейки (62,00$ х 183 дня х 58,1718 рублей) - для сопровождающего лица; 540 997 рублей 74 копейки (62,00$ х 150 дней х 58,1718 рублей) - для пациента.
Расходы по найму жилого помещения в рублевом эквиваленте составили 1 937 120 рублей 94 копейки, из которых: 1 064 543 рубля 94 копейки (100,00$ х 58,1718 х 183 дня) - для сопровождающего лица; 872 577 рублей (100,00$ х 58,1718 х 150 дней) - для пациента.
Таким образом, сумма средств, выделяемых сопровождающему лицу для оплаты вышеуказанных расходов по договору составила 3 238 135 рублей 92 копейки.
Во исполнение договора платежным поручением *** от ДД.ММ.ГГ Чуяшовой Ю.В. были перечислены денежные средства в валюте Российской Федерации в сумме 3 238 135 рублей 92 копейки. Согласно смете к договору, планируемая продолжительность лечения пациента составляла 183 дня, из которых 33 дня амбулаторное лечение и 150 дней стационарное лечение.
В связи с изменением фактической продолжительности лечения пациента и соответственно пребывания сопровождающего лица за пределами Российской Федерации (148 дней) между истцом и ответчиком было заключено дополнительное соглашение к договору от ДД.ММ.ГГ *** (далее - дополнительное соглашение ***).
Указанным дополнительным соглашением скорректирован срок лечения пациента, установленный п. 1.3 договора, начало - ДД.ММ.ГГ, окончание - ДД.ММ.ГГ, а также внесены изменения в п.1.3 договора, согласно которому сумма средств, выделяемых сопровождающему лицу для оплаты расходов согласно смете составила: 78 000 рублей - средства для оплаты расходов на проезд к месту лечения и обратно; 16 244 долларов США - суточные; 26 200 долларов США - расходы по найму жилого помещения.
Приложение *** к договору изложено в новой редакции с учетом уменьшения продолжительности стационарного и амбулаторного лечения пациента до 34 и до 114 дней.
На основании п.п. «в» п. 2.1 договора сопровождающее лицо в течение 14 дней по возвращении в Российскую Федерацию обязано представить в Министерство здравоохранения Российской Федерации отчет о произведенных расходах, к которому прилагаются подтверждающие документы.
В силу п.4.6 договора в случае изменения суммы средств в сторону уменьшения расходов, указанных в разделе 1 договора, сопровождающее лицо обязано возвратить остаток неиспользованных средств в срок не позднее 21 дня по возвращении в Российскую Федерацию.
По результатам рассмотрения представленных Чуяшовой Ю.В. отчетных документов, письмом от ДД.ММ.ГГ *** в адрес ответчика направлен проект дополнительного соглашения с учетом остатка неиспользованных денежных средств, подлежащих возврату.
Дополнительное соглашение предусматривало внесение изменений в п.3.1 и приложение *** к договору. Сумма средств, выделяемых сопровождающему лицу для оплаты расходов согласно смете составила: 75 771 рубль 46 копеек - средства для оплаты расходов на проезд к месту лечения и обратно; 16 492 долларов США - суточные; 10 383,17 долларов США - расходы по найму жилого помещения.
Чуяшова Ю.В. выразила несогласие с предложенными изменениями и отказалась от подписания проекта дополнительного соглашения.
Письмами от ДД.ММ.ГГ *** и от ДД.ММ.ГГ *** с учетом изменившихся реквизитов истца, проект дополнительного соглашения был направлен в адрес ответчика повторно, однако также оставлен без ответа.
Истцом в адрес ответчика были направлены письма от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ с информацией о сохранении дебиторской задолженности перед истцом.
До настоящего времени ответа на указанные письма от Чуяшовой Ю.В. в адрес истца не поступало.
Как следует из расчета фактических расходов в валюте Российской Федерации, к учету приняты документы на сумму 1 884 538 рублей 30 копеек.
ДД.ММ.ГГ Чуяшова Ю.В. осуществила перевод денежных средств в размере 788 582 рубля 63 копейки.
В связи с чем остаток неиспользованных средств подлежащих возврату составляет 565 014 рублей 99 копеек. Также на основании ст.395 Гражданского кодекса Российской Федерации истцом ко взысканию заявлены проценты за пользование денежными средствами с ДД.ММ.ГГ по дату вынесения судебного решения.
Решением Ленинского районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования Министерства здравоохранения Российской Федерации оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель Министерства здравоохранения Российской Федерации Шустов А.Б. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение о взыскании с Чуяшовой Ю.В. остатка неиспользованных денежных средств, подлежащих возврату по договору в сумме 565 014 рублей 99 копеек и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГ по дату вынесения решения суда.
Считает, что судом не учтен п. 4 ст. 93.4 БК РФ, согласно которому срок исковой давности в пять лет устанавливается по требованиям Российской Федерации, возникающим: в связи с предоставлением на возвратной и (или) возмездной основе бюджетных денежных средств, в том числе бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов и иных бюджетных кредитов (ссуд), включая требования по уплате процентов и (или) иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором (соглашением), в том числе требования о неосновательном обогащении и возмещении убытков; в связи с предоставлением и (или) исполнением Российской Федерацией государственных гарантий Российской Федерации; по обязательствам целевого финансирования юридических лиц, условием предоставления которого являлась передача акций в собственность Российской Федерации; из договоров и иных сделок об обеспечении исполнения указанных в настоящем пункте обязательств.
В рассматриваемом случае бюджетные средства предоставлялись на возвратной основе по договору № Д-17-ВМП/5 от ДД.ММ.ГГ. Согласно преамбуле договора, стороны на основании решения Комиссии Минздрава России по направлению граждан Российской Федерации на лечение за пределы территории Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ № КЛЗ-4 и контракта от ДД.ММ.ГГ *** на оказание услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации Чуяшовой И.Е за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с Правилами направления средств федерального бюджета на оплату расходов, связанных с лечением граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, заключили данный договор.
В соответствии с п.п. 2.1, 4.3 договора, сопровождающее лицо обязуется возвратить остаток неиспользованных денежных средств, перечисление денежных средств осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** «О порядке направления средств федерального бюджета на оплату расходов, связанных с лечением граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» (далее - Правила), установлено, что данные Правила устанавливают порядок направления средств федерального бюджета на оплату расходов, связанных с лечением граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; порядок и сроки возврата гражданином Российской Федерации или сопровождающим его лицом неиспользованной части этих средств.
Остаток неиспользованных средств подлежит возврату в порядке, установленном договором, указанным в п. 5 данных Правил.
Со ссылкой на обстоятельства заключения дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГ указывает, что в силу п. 4.6 договора в случае изменения суммы средств в сторону уменьшения расходов, указанных в разделе 1 договора, сопровождающее лицо обязано возвратить остаток неиспользованных средств в срок не позднее 21 дня по возвращении в Российскую Федерацию на основании документально подтвержденного отчета о произведенных расходах.
Возврат производится по курсу Центрального банка России на день перечисления денежных средств. Аналогичные положения содержатся в п.п 124, 125, 126 Административного регламента.
ДД.ММ.ГГ Чуяшовой Ю.В. платежным поручением *** перечислены денежные средства в сумме 788 582 рубля 63 копейки.
По результатам рассмотрения предоставленных Чуяшовой Ю.В. отчетных документов, принятых только на сумму 1 884 рубля 538 рублей 30 копеек, в ее адрес ДД.ММ.ГГ направлен проект дополнительного соглашения, от подписания которого Чуяшова Ю.В. отказалась.
Направленные в адрес Чуяшовой Ю.В. письма от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ остались без ответа.
Настаивает, что по расчетам истца остаток неиспользованных денежных средств, подлежащих возврату, с учетом расходов принятых к учету и возврата части остатка неиспользованных средств составляет 565 014 рублей 99 копеек.
Указанная денежная сумма подлежит возврату с учетом начисления на данную сумму процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата в соответствии со ст. 395 ГК РФ.
Сумма процентов с ДД.ММ.ГГ до момента подписания искового заявления составляет 104 845 рублей 31 копейка.
В суде апелляционной инстанции ответчик Чуяшова Ю.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Истец просил о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Министерство здравоохранения Российской Федерации обратилось с иском о взыскании неиспользованных денежных средств и процентов за пользование чужими денежными средствами, выделенных лицу, сопровождающему гражданина Российской Федерации, направленного на лечение за пределами территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.6.3 Постановления Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет направление граждан Российской Федерации на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Предоставление государственной услуги по направлению граждан Российской Федерации на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***н «Об утверждении Административного регламента Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по направлению граждан Российской Федерации на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» (далее - Административный регламент).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 50 Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя административную процедуру, в том числе заключение с пациентом (сопровождающим лицом) договора о выделении средств.
По делу установлено, что ДД.ММ.ГГ между Министерством Российской Федерации и Чуяшовой Ю.В. - сопровождающим лицом гражданина Российской Федерации Чуяшовой И.Е., 2009 года рождения, заключен договор *** о выделении средств в валюте Российской Федерации лицу, сопровождающему гражданина Российской Федерации Чуяшову И.Е., направляемого на лечение за пределами территории Российской Федерации (далее - договор).
Согласно п. 1.1. в связи с направлением пациента на лечение за пределами территории Российской Федерации, Министерство обязуется осуществить выплату в валюте Российской Федерации сопровождающему лицу суточных, средств для оплаты расходов на проезд к месту лечения и обратно и расходы по найму жилого помещения, а сопровождающее лицо обязуется использовать средства по целевому назначению. Место лечения: <адрес>.
Сумма средств, выделяемых сопровождающему лицу для оплаты расходов, указанных в разделе 1 договора, согласно смете, предусмотренной приложением *** к договору составляет:
а) средства для оплаты расходов на проезд к месту лечения и обратно - 100 000,00 рублей 00 копеек;
б) суточные - 20 646,00 долларов США;
в) расходы по найму жилого помещения - 33 300,00 долларов США (п.3.1 договора).
В соответствии с п.п. «в» п.2.1. договора сопровождающее лицо обязуется в течение 14 дней по возвращении в Российскую Федерацию представить в Министерство здравоохранения Российской Федерации отчет о произведенных расходах, к которому прилагаются подтверждающие их документы согласно Приложению *** к договору.
В свою очередь, Министерство обязуется принять от сопровождающего лица документально подтвержденный отчет о произведенных расходах (п.2.2 договора).
Пунктом 4.6. договора предусмотрено, что в случае изменения в сторону уменьшения суммы средств, выделяемых сопровождающему лицу для оплаты расходов, оно обязано возвратить остаток неиспользованных средств в срок не позднее 21 дня по возвращении в Российскую Федерацию на основании предоставленного документально подтвержденного отчета о произведенных расходах.
Возврат средств сопровождающим лицом в случаях, предусмотренных п. 4.6. и 4.7. договора, осуществляется в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации на день перечисления средств (п.4.8 договора).
Как следует из Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** размеры суточных в иностранной валюте, выплачиваемых работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, военнослужащим при служебных командировках на территории иностранных государств в Республику Индия составляет 62 доллара США.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***н установлены предельные нормы возмещения расходов по найму жилого помещения при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений предельная норма возмещения расходов по найму жилого помещения в сутки в Республики Индия составляет до 100 долларов США.
Из сметы (приложение *** к договору) на оплату расходов в валюте Российской Федерации пациенту Чуяшовой И.Е. и лицу, сопровождающему гражданина Российской Федерации Чуяшовой Ю.В. размер расходов был исчислен:
стоимость билетов на двух человек в сумме 100 000,00 рублей;
суточные исходя из нормы 62,00 доллара США на 1 день за 150 дней для пациента и 183 дня для сопровождающего лица;
найм жилого помещения из расчета 100,00 долларов США в день за 150 дней для пациента и 183 дня для сопровождающего лица.
Центральным Банком Российской Федерации с ДД.ММ.ГГ установлен курс иностранных валют к рублю Российской Федерации без обязательств Банка России покупать или продавать указанные валюты по данному курсу: 1 доллар США - 58,1718 рублей.
Продолжительность лечения Чуяшовой И.Е., согласно смете (приложение *** к договору) составляла 183 дня из которых: 33 дня - стационарное лечение, 150 дней - амбулаторное лечение.
Согласно расчету суточные расходы в рублевом эквиваленте составили 1 201 014 рублей 98 копеек, расходы по найму жилого помещения в рублевом эквиваленте составили 1 937 120 рублей 94 копейки, проезд к месту лечения и обратно 100 000 рублей, а всего 3 238 135 рублей 92 копейки.
Денежные средства в размере 3 238 135 рублей 92 копейки перечислены Чуяшовой Ю.В. платежным поручением *** от ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ Чуяшова Ю.В. с дочерью после проведенного лечения возвратились домой.
ДД.ММ.ГГ в связи с изменением фактической продолжительности лечения пациента и соответственно пребывания сопровождающего лица за пределами территории Российской Федерации (148 дней) между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Чуяшовой Ю.В. заключено дополнительное соглашение *** о выделении средств в валюте Российской Федерации лицу, сопровождающему гражданина Российской Федерации Чуяшову И.Е., направляемого на лечение за пределами территории Российской Федерации (далее - дополнительное соглашение ***).
Согласно п. 1.3. с учетом дополнительного соглашения *** срок нахождения на лечении Чуяшовой И.Е. составил с ДД.ММ.ГГ год по ДД.ММ.ГГ. Соответственно внесены изменения в размер выделенных для поездки сумм.
Как следует из п. 3.1. дополнительного соглашения сумма средств выделяемых сопровождающему лицу для оплаты расходов, указанных в размере 1 договора, согласно смете, предусмотренной приложением *** к договору, состоит из:
а) средств для оплаты расходов на проезд к месту лечения и обратно - 78 000,00 рублей 00 копеек;
б) суточных - 16 244,00 доллара США;
в) расходов по найму жилого помещения - 26 200,00 долларов США.
Таким образом, общая сумма по дополнительному соглашению составила 78000 рублей + 42 444 доллара США, а разница между фактически полученной суммой и суммой указанной в договоре с учетом данного дополнительного соглашения составила 22 000 рублей + 11502 доллара США.
Как следует из расчета фактических расходов в валюте Российской Федерации, произведенного Департаментом учетной политики и контроля Министерства здравоохранения Российской Федерации на основании отчетных документов по договору, представленных Чуяшовой Ю.В., истцом приняты к учету отчетные документы на общую сумму 1 884 538 рублей 30 копеек.
С учетом стоимости 1 доллара США (65,4703 рублей) по состоянию на ДД.ММ.ГГ (дату платежа), общая сумма, подлежащая возврату по договору с учетом названного дополнительного соглашения, составила 775 039 рублей 39 копеек.
Согласно п. 124 Административного регламента пациент, находившийся на лечении за пределами территории Российской Федерации, или сопровождающее его лицо в течение 14 дней по возвращении в Российскую Федерацию обязаны представить в ответственный Департамент отчет о произведенных расходах. К отчету прилагаются оригиналы документов, подтверждающих произведенные расходы по найму жилого помещения на территории иностранного государства (при условии, если проживание предусмотрено сметой договора о выделении средств), оплате проезда к месту лечения и обратно, а также копия документа, удостоверяющего личность пациента за пределами территории Российской Федерации, по которому пациент осуществляет выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, с отметками, подтверждающими сроки пребывания за пределами территории Российской Федерации.
Квитанцией от ДД.ММ.ГГ подтверждается перечисление Чуяшовой Ю.В. денежных средств в пользу Министерства здравоохранения Российской Федерации в размере 788 582 рублей 63 копейки.
Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что договор о выделении денежных средств от ДД.ММ.ГГ с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГ не расторгнут и не оспорен в установленном порядке и обязанность по возврату денежных средств, не использованных для оплаты расходов на проезд к месту лечения и обратно, найма жилого помещения и суточных, ответчиком исполнена в полном объеме. Кроме того, истцом пропущен трехлетний срок исковой давности, в связи с чем и по данному основанию в иске было отказано.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного решения по доводам жалобы в силу следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Как установлено судом в силу п.4.6. Договора, заключенного между истцом и ответчиком, в случае изменения суммы средств, указанной в п.3.1. Договора, в сторону уменьшения расходов, указанных в разделе 1 Договора, сопровождающее лицо обязано возвратить остаток неиспользованных средств в срок не позднее 21 дня по возвращении в Российскую Федерацию на основании предоставленного в соответствии с пп. «в» п.2.1. Договора документально подтвержденного отчета о произведенных расходах.
Из маршрутных квитанций следует, что Чуяшова Ю. и Чуяшова И. следовали маршрутом: <адрес> ДД.ММ.ГГ 22:20 час. - <адрес> ДД.ММ.ГГ 06:20 час., следовательно, как правильно пришел к выводу суд, срок для возвращения остатка неиспользованных средств истек ДД.ММ.ГГ, в связи с чем с ДД.ММ.ГГ было необходимо исчислять срок исковой давности.
Суд также верно учел, что в силу п.1 ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершение обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
Суд принял во внимание факт возврата ответчиком части оставшейся после поездки суммы ДД.ММ.ГГ, в связи с чем также обоснованно пришел к выводу, что срок исковой давности был прерван, соответственно подлежит исчислению с ДД.ММ.ГГ.
Истец направил в суд исковое заявление ДД.ММ.ГГ.
Применив общие положения о сроке исковой давности в три года (ст. 196 ГК РФ), суд пришел к выводу, что срок исковой давности истек ДД.ММ.ГГ, соответственно истец данный срок пропустил. Указанное явилось самостоятельным основанием к отказу в иске.
Истец полагает, что в данном случае следовало руководствоваться специальной нормой о пятилетнем сроке исковой давности, установленной п.4 ст. 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия с данным доводом не соглашается в силу следующего.
Срок исковой давности в пять лет, предусмотренный статьей 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливается по требованиям Российской Федерации, возникающим: в связи с предоставлением на возвратной и (или) возмездной основе бюджетных денежных средств, в том числе бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов и иных бюджетных кредитов (ссуд), включая требования по уплате процентов и (или) иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором (соглашением), в том числе требования о неосновательном обогащении и возмещении убытков; в связи с предоставлением и (или) исполнением Российской Федерацией государственных гарантий Российской Федерации; по обязательствам целевого финансирования юридических лиц, условием предоставления которого являлась передача акций в собственность Российской Федерации; из договоров и иных сделок об обеспечении исполнения указанных в настоящем пункте обязательств.
Как указано в преамбуле Бюджетного кодекса Российской Федерации, данный Кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения, порядок применения бюджетных мер принуждения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Настоящий Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы казначейского сопровождения, применения бюджетных мер принуждения за совершение бюджетных нарушений (пункт 2 статьи 1 БК РФ).
Пунктом 1 статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что участниками бюджетного процесса являются: Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы); исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); Центральный банк Российской Федерации; органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.
С учетом пункта 2 статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся федеральными органами государственной власти (государственными органами), устанавливаются настоящим Кодексом и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
При этом, согласно абз. 36 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Устанавливая правовой статус участников бюджетного процесса и правовые основы применения бюджетных мер принуждения за совершение бюджетных нарушений, Бюджетным кодексом Российской Федерации не регулируются отношения, возникающие в процессе исполнения гражданских договоров, сторонами которых является уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и гражданин.
Исходя из содержания указанных норм, срок исковой давности составляет 5 лет для требований о взыскании задолженности по бюджетному кредиту (ссуде), договорам по условиям которых денежные средства предоставлены бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.
При этом согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГ N 20-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 5 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» и статьи 116 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», институт исковой давности имеет целью упорядочить гражданский оборот, создать определенность и устойчивость правовых связей, дисциплинировать их участников, способствовать соблюдению договоров, обеспечить своевременную защиту прав и интересов субъектов гражданских правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных гражданских прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов; применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников гражданского оборота от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 445-О).
Вместе с тем, по смыслу статей 8, 34 (часть 1), 35 (часть 1) и 71 (пункты «ж», «о») Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель уполномочен и на введение изъятий из общего правила о применении исковой давности, если их необходимость обусловливается природой и социальной значимостью тех или иных правоотношений. Исходя из этого Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает, что установленный им общий срок исковой давности подлежит применению не во всех случаях: в его статье 208 содержится перечень требований, на которые исковая давность не распространяется, причем этот перечень является открытым - согласно данной статье исковая давность не распространяется и на другие, помимо указанных в ней, требования в случаях, установленных законом. Дискреция федерального законодателя при осуществлении регулирования исковой давности может выражаться также во введении специальных сроков исковой давности - как сокращенных, так и более длительных по сравнению с общим сроком (пункт 1 статьи 197 ГК Российской Федерации).
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, Гражданский кодекс Российской Федерации непосредственно не предусматривает. Соответствующее регулирование осуществлено Бюджетным кодексом Российской Федерации: согласно пункту 4 его статьи 93.4 исковая давность, установленная гражданским законодательством Российской Федерации, не распространяется, в частности, на требования Российской Федерации, возникшие в связи с предоставлением на возвратной и (или) возмездной основе бюджетных денежных средств.
Обращаясь к вопросу об особенностях исполнения денежных требований по обязательствам перед Российской Федерацией в отношении бюджетных средств, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к следующим выводам (определения от ДД.ММ.ГГ N 220-О, от ДД.ММ.ГГ ***-О, от ДД.ММ.ГГ N 364-О-О, от ДД.ММ.ГГ ***-О-О, от ДД.ММ.ГГ N 596-О-О): само по себе установление особенностей исполнения денежных требований по обязательствам перед Российской Федерацией относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя в области регулирования сроков для обращения в суд, которые могут быть не только изменены им, но и отменены; исходя из предназначения федерального бюджета как материальной основы реализации конституционных функций публичной власти, в том числе функций социального правового государства (статьи 1, 2, 7 и 18 Конституции Российской Федерации), федеральный законодатель вправе определить не только порядок правомерного использования бюджетных средств, но и меры их адекватной защиты; введение дополнительных мер защиты средств федерального бюджета - поскольку они обусловлены объективной спецификой соответствующего объекта публичной собственности, направлены на поддержание экономического суверенитета государства и надлежащих финансовых условий для эффективного обеспечения органами государственной власти прав и свобод человека и гражданина на всей территории Российской Федерации и при этом не посягают на основное содержание конституционных прав субъектов экономической деятельности - не может рассматриваться как несовместимое с требованиями статьи 8 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
По смыслу приведенных правовых позиций, нормативное регулирование, закрепляющее нераспространение общего срока исковой давности на требования Российской Федерации, возникшие в связи с предоставлением на возвратной и (или) возмездной основе бюджетных денежных средств, включая требования по уплате процентов и (или) иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором (соглашением), касается всех участников соответствующих правоотношений, а потому такое нормативное регулирование нельзя признать нарушающим закрепленный ░░░░░░░ 19 (░░░░░ 1) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░ ░░ ░░░░ «░░░░░░░░ (Meidanis) ░░░░░░ ░░░░░░») (░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░ ░░.░░.░░ ***-░ ).
░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░ № 63-░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 93.4, ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 116 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░ № 238-░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 4 ░░░░░░ 93.4 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░ ░░.░░.░░ *** ░░ ░░░░ ***).
░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░. 116 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░ № 238 -░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░) ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 4 ░░. 93.4 ░░ ░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░) ░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░. 15 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░ ░░.░░.░░ *** «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ (░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 199 ░░ ░░). ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░. 12 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░, ░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░ ░░.░░.░░ *** «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ (░░. 199 ░░ ░░), ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░.
░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328, 329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░.