Судья Горюнова М.С. Дело № 21-21/2022
(1 инст. № 12-194/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
03 июня 2022 года город Майкоп
Судья Верховного суда Республики Адыгея Тхагапсова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Теплоэнерго» ФИО1 на постановление государственного инспектора по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 от 30 июля 2021 года № 08-01-105-Н-1 и решение судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 27 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 8.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица директора ООО «Теплоэнерго» ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением государственного инспектора по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 от 30 июля 2021 года № 08-01-105-Н-1 должностное лицо директор ООО «Теплоэнерго» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Решением судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 27 сентября 2021 года постановление государственного инспектора по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора от 30 июля 2021 года № 08-01-105-Н-1 оставлено без изменения.
В жалобе, поданной на постановление должностного лица и решение судьи, директор ООО «Теплоэнерго» ФИО1 считает незаконными, вынесенными с нарушением действующего законодательства и просит отменить. Полагает также, что суд первой инстанции не принял во внимание, что ООО «Теплоэнерго» является ресурсоснабжающей организацией по поставке коммунальных ресурсов в виде холодного водоснабжения, отведение бытовых стоков, образующихся от вод, стекающих от жилых сооружений. Обществом не осуществляется деятельность, связанная с нефтепродуктами, и не могло совершить действие/бездействие в результате чего, произошло загрязнение почвы. Система ливнёвой канализации, находящиеся на территории многоквартирных домов, земельный участок, на котором находятся многоквартирные дома, а также расположенная в их границах ливневая канализация, это элемент благоустройства, является общим имуществом собственников помещений этого дома и ООО «Теплоэнерго» не оказывает услуги по управлению и обслуживанию общего имущества и соответственно нести ответственность.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя ООО «Теплоэнерго» по доверенности ФИО5, поддержавшего жалобу, в отсутствие представителя управления Росприроднадзора, просившего рассмотреть без их участия, прихожу к следующему.
Положениями статьи 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
На основании ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.199 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 4.1 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности, 1-класс – чрезвычайно опасные отходы; 11 класс – высоко опасные отходы; Ш класс – умеренно опасные отходы; 1V класс – малоопасные отходы; V класс – практически неопасные отходы; соответственно даже отходы V класса опасности, которые практически не опасны, при размещении вне территории полигона оказывает негативное влияние на почву, а также на окружающую среду.
В соответствии ч.1, 3 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В силу п. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов (ОРО) вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 7 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Из материалов дела усматривается, что специалистом Южного межрегионального управления Росприроднадзора на основании коллективного обращения жителей МКД №№ 81, 83 улице Перова, в пгт. Энем, Тахтамукайского района Республики Адыгея от 12.10.202 вх. № ОП-1892 по факту загрязнения почвы нечистотами и сточными водами из канализационного коллектора на придомовой территории МКД № 83 по улице Перова, в пгт. Энем, Тахтамукайского района Республики Адыгея.
В соответствии с Положением об Управлении, утверждённым Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.08.2019 № 476, Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утверждённым Постановлением правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400 в период с 07.04.2021 по 30.04.2021 Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республики Адыгея в отношении ООО «Теплоэнерго» проведена внеплановая проверка, по итогам которой, после получения заключений по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний 30.04.2021 составлен Акт проверки № 08-06-2021-Н.
По результатам проверки 30.07.2021 государственным инспектором Российской Федерации по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 составлено постановление № 08-01-105-Н-1 в отношении должностного лица – директора ООО «Теплоэнерго» ФИО1, согласно которому признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ – несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве. Капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей (л.д. 6-14).
Полагая вину должностного лица в совершении административного правонарушения доказанной, суд первой инстанции исходил из вышеприведенных обстоятельств, а также из материалов дела об административном правонарушении, а именно: Акта проверки от 30.04.2021 № 08-06-2021-Н (л.д. 22-28), представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 30.07.3021 (л.д.15-21) и др.
Довод жалобы о том, что система ливневой канализации (ливневых поверхностных стоков) не находилась и не находится в хозяйственно-экономическом или эксплуатационном ведении ООО «Теплоэнерго» нахожу несостоятельным, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела, которым судом первой инстанции дана в решении надлежащая правовая оценка.
Так, согласно представленной администрацией муниципального образования «Энемское городское поселение» Тахтамукайского района информации, спорный участок сети канализационного трубопровода МКД, расположенного в пгт. Энем, Тахтамукайского района Республики Адыгея, по улице Перова, №81, №83, обслуживает в своей хозяйственной деятельности юридическое лицо – ООО «Теплоэнерго», что подтверждается договором аренды объектов водоотведения пгт.Энем от 01.11.2021, актом приема-передачи от 01.11.2019, подписанными Главой администрации муниципального образования «Энемское городское поселение» Тахтамукайского района и директором ООО «Теплоэнерго».
Из учредительных документов ООО «Теплоэнерго» - выписки из ЕГРЮЛ, Устава Общества, утвержденного 07.12.2009, следует, что деятельность ООО «Теплоэнерго» включает в себя: производство, передача и распределение пара и горячей воды, обеспечение работоспособности тепловых сетей, сбор и обработка сточных вод, сбор неопасных отходов (л.д. 29-35, 38-44).
В соответствии с положениями СП 32.13330.2018 «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения», Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организации, обеспечивающие водоснабжение, также технологически подсоединены и к системам водоотведения, о чем заключается единый договор.
Таким образом, при привлечении ООО «Теплоэнерго» к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ за несоблюдение экологических требований при эксплуатации сооружений системы водоотведения, должностное лицо и суд первой инстанции, правильно установив фактические обстоятельства и руководствуясь нормами права, пришли к обоснованному выводу о доказанности вины юридического лица в совершении указанного административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы, нарушений требований КоАП РФ при рассмотрении дела судом не допущено. Иная оценка представленных доказательств и обстоятельств дела, иное толкование норм закона, изложенных в жалобе, не свидетельствует об ошибочности выводов судьи и незаконности вынесенного по делу решений.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решения судьи по доводам жалобы не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республики Адыгея от 30.07.2021 № 08-01-105-Н-1 о привлечении должностного лица – директора ООО «Теплоэнерго» ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ, решение судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 27 сентября 2021 года в отношении должностного лица – директора ООО «Теплоэнерго» ФИО1 оставить без изменения, жалобу директора ООО «Теплоэнерго» ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Е.А. Тхагапсова