Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики
В составе председательствующего судьи Иванова С.В.
При секретаре Павловой В.П.
С участием представителя истца Новосельцева В.П., представителей ответчика: Винокурова Ю.О., Игнатьевой Н.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике к ОАО «Чувашский Бройлер» об обязании разработать проект биологической рекультивации нарушенных земель и проведении работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды
УСТАНОВИЛ:
Управление Россельхознадзора по Чувашской Республике обратилось с исковым заявлением к ОАО «Чувашский Бройлер» об обязании разработать проект биологической рекультивации нарушенных земель и проведении работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. Требования мотивированы тем, что в Управление по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике поступило сообщение из Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении ОАО «Чувашский бройлер» о факте нарушения земельного законодательства при вывозе и размещения на почве птичьего помета на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, участок №, площадью 50,2923 га, от административного здания ОАО «Чувашский бройлер» расположенного в <адрес>, в 800 метрах на юго-восток. Данный земельный участок принадлежит ОАО «Чувашский бройлер» по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с арендодателем администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики.
Государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления было вынесено Определение № от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, в отношении ОАО «Чувашский бройлер» в соответствии со статьей 28.3 КоАП Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ в присутствии исполняющего обязанности директора ОАО «Чувашский бройлер» Романова Р.Г. (Приказ № 324-п, ДД.ММ.ГГГГ), произведен осмотр земельного участка с кадастровым №. площадью 50.2923 га, о чем составлен Протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю территорий. В ходе осмотра земельного участка было отобрано 10 образцов почв, (Акт отбора проб почв № от ДД.ММ.ГГГГ).
Почвенные образцы в количестве 10 единиц были направлены для проведения исследований на эколого-токсикологические показатели (азот нитратный, валовые формы кадмия, свинца, ртути, подвижные формы меди, цинка, свинца, в ФГБУ "Нижегородский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно представленных протоколов испытаний № от ДД.ММ.ГГГГг. (письмо № от ДД.ММ.ГГГГ) испытательным центром ФГБУ «Нижегородский референтный центр Россельхознадзора», на земельный участок с к.н. 21:21:181201:144 установлено: в почвенном образце № (глубина взятия 0-5 см) на площади 10 га, подвижного цинка по результатам испытаний составило 45,32 мг/кг почв, а нормативное значение 23,0 мг/кг почв, превышение составило 1,97 раза (протокол испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ)
В почвенном образце № (глубина 0-5 см) на площади 10 га, подвижного цинка составило 93,29 мг/кг почвы, нормативное значение 23,0 мг/кг почвы, превышение составило 4,0 раза. Медь подвижная по результатам испытаний 3,84 мг/кг почвы, а нормативное значение не более 3,00 мг/ кг почвы, превышение составило 1,28 раза (протокол испытаний № от ДД.ММ.ГГГГг).
В почвенном образце № (глубина 5-20 см) (протокол испытаний № от ДД.ММ.ГГГГг.) на площади 10 га, подвижного цинка по результатам испытаний составило 54,78 мг/кг почвы, а нормативное значение 23,0 мг/кг почвы, превышение составило 2,38 раза.
Факт загрязнения подвижными формами тяжелых металлов плодородного слоя почв сельскохозяйственного назначения (кадастровый № подтверждается протоколами испытаний (№ 9162, № 9164, № от ДД.ММ.ГГГГг.) на площади 20 га подвижным цинком от 1,97 - 4,0 раза по сравнению нормативным значением (23,0 мг/кг почвы). Подвижной медью 1,28 раза по сравнению нормативным значением (3,00 мг/кг почвы).
В соответствии ГОСТа 14.4.1.02-83, Цинк относится к первому классу опасности (вещества высоко опасные), Медь относится второму классу опасности (вещества умеренно опасные).
В соответствии с п. п. 87 и 90 ГОСТа 27593-88 "Межгосударственный стандарт почвы" Термины и определение. Загрязнение почвы - накопление в почве веществ и организмов в результате антропогенной деятельности в таких количествах, которые понижают технологическую, питательную и гигиеническо-санитарную ценность выращиваемых культур и качество других природных культур.
Локальное загрязнение почвы - загрязнение почвы вблизи одного или совокупности нескольких источников загрязнения.
В результате, которого причинен вред, выразившийся в загрязнении тяжелыми металлами земель сельскохозяйственного назначения.
ДД.ММ.ГГГГ был составлен Протокол об административном правонарушении № 06/140, по ч.2 ст.8.6 КоАП Российской Федерации по факту порчи земли в результате внесения жидкого птичьего помета на земли сельскохозяйственного назначения. В результате чего произошло уничтожение плодородного слоя почвы отходами производства и потребления.
ДД.ММ.ГГГГг. должностным лицом Управления было вынесено Постановление по делу об административном правонарушении № которым ОАО «Чувашский бройлер» привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Данное постановление не обжаловалось, штраф уплачен в полном размере.
Установлено, что ОАО "Чувашский бройлер" при внесении жидкого птичьего помета на земельный участок на площади 20 га (к. н. №) не принял должных мер по предотвращению загрязнению тяжелыми металлами почвы.
Просят Обзязать ОАО «Чувашский Бройлер» находящийся по адресу: <адрес> разработать проект биологической рекультивации нарушенных земель на земельном участке сельскохозяйственного назначения площадью 20 га, (кадастровый №, площадью 50,2923 га) в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда; провести за счет собственных средств работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды в соответствии с проектом рекультивации на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения с целью восстановления плодородия почвы и дальнейшего использования в сельскохозяйственном производстве от химического загрязнения тяжелыми металлами на площади 20 га, (кадастровый №, площадью 50,2923га), расположенного по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Шинепросинское сельское поселение, участок № 3, от административного здания ОАО «Чувашский Бройлер» в 800 метрах на юго-восток, в установленные в проекте рекультивации сроки.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Новосельцев В.П. исковые требования поддержал в полном объёме и вновь привёл их суду.
Представители ответчиком по доверенности Винокуров Ю.О. и Игнатьева Н.В. признали исковые требования и просили предоставить им срок для устранения недостатков до ноября месяца 2015г.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей истца, ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9 часть 1 статьи 42 и 58). Из указанных конституционных предписаний следует, что охрана окружающей среды - важнейшая функция государства. Федеральный законодатель, определяя правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, исходит из необходимости обеспечения сбалансированного решения социально- экономических задач, сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (Преамбула Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
В соответствии со ст. 12 и п/п. 1,2,4,6,7 ч. 1, ч. 4 и 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ земля в РФ охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве. Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель. Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.
В ст.ст. 42, 78, 76 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
В соответствии со ст.ст. 3, 11 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГг. «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; возмещения вреда окружающей среде. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу ст. 5 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГг. «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГг. «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ст. 46 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГг. «Об охране окружающей среды» при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов. Строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки допускаются при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного использования земель, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
В ходе осмотра земельного участка было отобрано 10 образцов почв, (Акт отбора проб почв № от ДД.ММ.ГГГГ).
Почвенные образцы в количестве 10 единиц были направлены для проведения исследований на эколого-токсикологические показатели (азот нитратный, валовые формы кадмия, свинца, ртути, подвижные формы меди, цинка, свинца, в ФГБУ "Нижегородский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно представленных протоколов испытаний № от ДД.ММ.ГГГГг. (письмо № от ДД.ММ.ГГГГ) испытательным центром ФГБУ «Нижегородский референтный центр Россельхознадзора», на земельный участок с к.н. № установлено: в почвенном образце № (глубина взятия 0-5 см) на площади 10 га, подвижного цинка по результатам испытаний составило 45,32 мг/кг почв, а нормативное значение 23,0 мг/кг почв, превышение составило 1,97 раза (протокол испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ).
В почвенном образце № (глубина 0-5 см) на площади 10 га, подвижного цинка составило 93,29 мг/кг почвы, нормативное значение 23,0 мг/кг почвы, превышение составило 4,0 раза. Медь подвижная по результатам испытаний 3,84 мг/кг почвы, а нормативное значение не более 3,00 мг/ кг почвы, превышение составило 1,28 раза (протокол испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ).
В почвенном образце № (глубина 5-20 см) (протокол испытаний № от ДД.ММ.ГГГГг.) на площади 10 га, подвижного цинка по результатам испытаний составило 54,78 мг/кг почвы, а нормативное значение 23,0 мг/кг почвы, превышение составило 2,38 раза.
Факт загрязнения подвижными формами тяжелых металлов плодородного слоя почв сельскохозяйственного назначения (кадастровый № подтверждается протоколами испытаний (№, №, № от ДД.ММ.ГГГГг.) на площади 20 га подвижным цинком от 1,97 - 4,0 раза по сравнению нормативным значением (23,0 мг/кг почвы). Подвижной медью 1,28 раза по сравнению нормативным значением (3,00 мг/кг почвы).
В соответствии ГОСТа 14.4.1.02-83, Цинк относится к первому классу опасности (вещества высоко опасные), Медь относится второму классу опасности (вещества умеренно опасные).
ДД.ММ.ГГГГ был составлен Протокол об административном правонарушении № 06/140, по ч.2 ст.8.6 КоАП Российской Федерации по факту порчи земли в результате внесения жидкого птичьего помета на земли сельскохозяйственного назначения. В результате чего произошло уничтожение плодородного слоя почвы отходами производства и потребления.
ДД.ММ.ГГГГг. должностным лицом Управления было вынесено Постановление по делу об административном правонарушении № которым ОАО «Чувашский бройлер» привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. В настоящее время штраф уплачен.
Статья 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», предусматривает, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Установлено, что ОАО «Чувашский бройлер» при внесении жидкого птичьего помета на земельный участок на площади 20 га (к. н. 21:21:181201:144) не принял должных мер по предотвращению загрязнению тяжелыми металлами почвы.
Согласно ч. 1 ст. 77, ч. 1-2 ст. 78 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Приказом Минприроды России и Роскомзема № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены «Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», согласно которым рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей. Рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический. Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап). Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы. Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка. Контроль за качеством и своевременностью выполнения работ по рекультивации нарушенных земель и восстановлению их плодородия, снятием, сохранением и использованием плодородного слоя почвы осуществляется органами Роскомзема, Минприроды России и другими специально уполномоченными органами в соответствии с их компетенцией, определяемой Положениями об их деятельности.
Таким образом, поскольку в результате производственной деятельности ОАО «Чувашский бройлер» произошла деградация почв и земель, нанесен ущерб окружающей природной среде и земельным ресурсам, то рекультивация и восстановление этих земель подлежит ответчиком.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обзязать ОАО «Чувашский Бройлер» находящийся по адресу: <адрес>
Разработать проект биологической рекультивации нарушенных земель на земельном участке сельскохозяйственного назначения площадью 20 га, (кадастровый номер №, площадью 50,2923 га) в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
Провести за счет собственных средств работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды в соответствии с проектом рекультивации на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения с целью восстановления плодородия почвы и дальнейшего использования в сельскохозяйственном производстве от химического загрязнения тяжелыми металлами на площади 20 га, (кадастровый №, площадью 50,2923га), расположенного по адресу: <адрес>, участок №, от административного здания ОАО «Чувашский Бройлер» в 800 метрах на юго-восток, в установленные в проекте рекультивации сроки.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд.
Судья: С.В. Иванов
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ