РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июля 2015 года г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ткачук М.А.,
при секретаре Зуевой А.Н.,
с участием представителей истца Помлякова А.Н. – Сергеева Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-94-15 по иску Помлякова Андрея Николаевича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительству Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, третьи лица Администрация города Иркутска, Администрация города Нижнеудинска, Общество с ограниченной ответственностью «Новосибирская оценочная компания», об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель Помляков А.Н. является собственником одиннадцати земельных участков, категория земель - земли населенных пунктов:
1) с кадастровым "номер изъят", общей площадью "данные изъяты" кв.м., разрешенное использование: для предпринимательской деятельности, местоположение: "адрес изъят"
2) с кадастровым "номер изъят", общей площадью "данные изъяты" кв.м., разрешенное использование: для эксплуатации существующего здания гаража, местоположение: "адрес изъят"
3) с кадастровым "номер изъят", общей площадью "данные изъяты" кв.м., разрешенное использование: для эксплуатации существующего здания склада, местоположение: "адрес изъят"
4) с кадастровым "номер изъят", общей площадью "данные изъяты" кв.м., разрешенное использование: для эксплуатации существующего здания проходной, местоположение: "адрес изъят"
5) с кадастровым "номер изъят", общей площадью "данные изъяты" кв.м., разрешенное использование: для эксплуатации существующего здания котельной, местоположение: "адрес изъят"
6) с кадастровым "номер изъят", общей площадью "данные изъяты" кв.м., разрешенное использование: для эксплуатации существующего здания склада, местоположение: "адрес изъят"
7) с кадастровым "номер изъят", общей площадью "данные изъяты" кв.м., разрешенное использование: для эксплуатации существующего здания склада-компрессорной, местоположение: "адрес изъят"
8) с кадастровым "номер изъят", общей площадью "данные изъяты" кв.м., разрешенное использование: для эксплуатации существующего здания склада, местоположение: "адрес изъят"
9) с кадастровым "номер изъят", общей площадью "данные изъяты" кв.м., разрешенное использование: для эксплуатации существующего здания конторы, местоположение: "адрес изъят"
10) с кадастровым "номер изъят", общей площадью "данные изъяты" кв.м., разрешенное использование: для эксплуатации существующего здания склада-холодильника, местоположение: "адрес изъят"
11) с кадастровым "номер изъят", общей площадью "данные изъяты" кв.м., разрешенное использование: для эксплуатации существующего здания овощехранилища, местоположение: "адрес изъят"
В обоснование заявленных требований указано, что кадастровая стоимость земельных участков установлена на основании постановления Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области», в редакции постановления Правительства Иркутской области от 05 мая 2014 года № 239-пп, и составляет:
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты"
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты"
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты"
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты"
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты"
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты"
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты"
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты"
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты"
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты"
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты"
Согласно отчету об оценке Общества с ограниченной ответственностью «Новосибирская оценочная компания» от 14 июля 2014 года № 121-ИН/2014 рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2012 года, то есть на дату утверждения результатов определения кадастровой стоимости, составляет:
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты" рублей.
Положительным экспертным заключением некоммерческого партнерства «"С."» от "дата изъята" "номер изъят" подтверждено, что отчет об оценке Общества с ограниченной ответственностью «"Н."» от "дата изъята" "номер изъят" соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Исходя из кадастровой стоимости, исчисляется размер земельного налога, поэтому превышение размера кадастровой стоимости над рыночной стоимостью земельных участков нарушает права и законные интересы заявителя как собственника земельных участков и плательщика необоснованно завышенного земельного налога.
Заявитель Помляков А.Н. просил установить кадастровую стоимость земельных участков, определенную по состоянию на 01 января 2012 года, равной их рыночной стоимости:
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
а также возложить на орган кадастрового учета обязанность внести в государственный кадастр недвижимости указанные сведения.
Исковое заявление подано заявителем в Иркутский областной суд 29 декабря 2014 года "данные изъяты"
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству определением судьи Иркутского областного суда от 12 января 2015 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено Правительство Иркутской области, в качестве третьего лица Администрация города Нижнеудинска "данные изъяты"
Определением Иркутского областного суда от 16 февраля 2015 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, в качестве третьего лица – Общество с ограниченной ответственностью «Новосибирская оценочная компания» "данные изъяты"
По ходатайству представителя истца Помлякова А.Н. – Сергеева Е.П. определением Иркутского областного суда от 23 марта 2015 года по делу назначена экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка, производство которой поручено Федеральному бюджетному учреждению Иркутская лаборатория судебной экспертизы, производство по делу приостановлено "данные изъяты"
В связи с поступлением в Иркутский областной суд экспертного заключения 30 июня 2015 года, производство по делу возобновлено 01 июля 2015 года.
Определением Иркутского областного суда от 17 июля 2015 года к производству суда принято заявление представителя истца Помлякова А.Н. – Сергеева Е.П. об уточнении заявленных требований от 06 июля 2015 года, в котором поставлен вопрос об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной в соответствии с заключением судебной экспертизы.
В судебном заседании 17 июля 2015 года представитель истца Помлякова А.Н. – Сергеев Е.П. требования поддержал с учетом их уточнений, просил установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости, установленной заключением судебной экспертизы:
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рубля;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рубль;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рубля.
В судебное заседание заявитель Помляков А.Н. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, что подтверждается почтовым уведомлением, в заявлении от 16 февраля 2015 года просил рассматривать дело в его отсутствие во всех судебных заседаниях "данные изъяты"
В судебное заседание представитель Правительства Иркутской области Сокольникова Ю.С. не явилась, получив копию заключения судебного эксперта и заявление об уточнении заявленных требований, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представители ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Иркутской области в судебное заседание не явились, получили копию заключения судебного эксперта и заявление об уточнении заявленных требований, что подтверждается почтовыми уведомлениями.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в судебное заседание не явились, получили копию заключения судебного эксперта и заявление об уточнении заявленных требований, что подтверждается почтовыми уведомлениями.
Представитель Администрации города Нижнеудинска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, получил копию заключения судебного эксперта и заявления об уточнении заявленных требований 09 и 10 июля 2015 года, что подтверждается почтовыми уведомлениями.
В судебное заседание представитель Администрации города Иркутска не явился, просил рассматривать дело в отсутствие представителя.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью «Новосибирская оценочная компания» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представив письменное заявление.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания и не просивших об отложении разбирательства дела.
Выслушав пояснения представителя истца Помлякова А.Н. – Сергеева Е.П., поддержавшего заявленные требования с учетом уточнений от 06 июля 2015 года, суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, между сторонами возник административный спор об оспаривании результатов установления кадастровой стоимости земельных участков, категория земель: земли населенных пунктов, с кадастровыми номерами:
"номер изъят" общей площадью "данные изъяты" кв.м., разрешенное использование: для предпринимательской деятельности, местоположение: "адрес изъят"
"номер изъят" общей площадью "данные изъяты" кв.м., разрешенное использование: для эксплуатации существующего здания гаража, местоположение: "адрес изъят"
"номер изъят", общей площадью "данные изъяты" кв.м., разрешенное использование: для эксплуатации существующего здания склада, местоположение: "адрес изъят"
"номер изъят", общей площадью "данные изъяты" кв.м., разрешенное использование: для эксплуатации существующего здания проходной, местоположение: "адрес изъят"
"номер изъят", общей площадью "данные изъяты" кв.м., разрешенное использование: для эксплуатации существующего здания котельной, местоположение: "адрес изъят"
"номер изъят" общей площадью "данные изъяты" кв.м., разрешенное использование: для эксплуатации существующего здания склада, местоположение: "адрес изъят"
"номер изъят", общей площадью "данные изъяты" кв.м., разрешенное использование: для эксплуатации существующего здания склада-компрессорной, местоположение: "адрес изъят"
"номер изъят", общей площадью "данные изъяты" кв.м., разрешенное использование: для эксплуатации существующего здания склада, местоположение: "адрес изъят"
"номер изъят", общей площадью "данные изъяты" кв.м., разрешенное использование: для эксплуатации существующего здания конторы, местоположение: "адрес изъят"
"номер изъят" общей площадью "данные изъяты" кв.м., разрешенное использование: для эксплуатации существующего здания склада-холодильника, местоположение: "адрес изъят"
"номер изъят", общей площадью "данные изъяты" кв.м., разрешенное использование: для эксплуатации существующего здания овощехранилища, местоположение: "адрес изъят"
Данный спор возник не потому, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации неправильно определил кадастровую стоимость земельных участков, а ввиду необходимости для заявителя в определении индивидуальной рыночной стоимости земельных участков с учетом уникальных характеристик объектов недвижимости. Поэтому данный спор не может рассматриваться в порядке искового производства, так как он по своей сути является не частно-правовым, а публично-правовым спором.
В связи с этим, суд при рассмотрении дела применяет положения глав 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (порядок производства по делам, возникающим из публичных правоотношений), поскольку изменилась редакция Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», внесены изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (пункт 8 части 1 статьи 26).
Исходя из содержания глав 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверке подлежат обстоятельства наличия у государственного органа полномочий на принятие решения, соблюдения порядка принятия решения, соответствия содержания решения требованиям закона.
В соответствии с положениями статьи 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в редакции Федеральных законов от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ, от 08 июня 2015 года № 145-ФЗ, от 13 июля 2015 года № 216-ФЗ, под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии со статьей 24.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
Действия на этапах формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбора исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключения с ним договора на проведение оценки; определения кадастровой стоимости и составления отчета об определении кадастровой стоимости; проведения экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости; утверждения результатов определения кадастровой стоимости; внесения результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, регламентированы положениями статей 24.12-24.17 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
На основании статьи 24.14 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для проведения работ по определению кадастровой стоимости привлекаются на конкурсной основе лица, имеющие право на заключение договора на проведение оценки, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу статей 24.15 и 24.16 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости. Исполнитель работ обязан обеспечить проведение экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости, по результатам проведения которой саморегулируемая организация оценщиков дает положительное или отрицательное экспертное заключение на такой отчет.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области, принято органом государственной власти Иркутской области в лице Правительства Иркутской области (постановление Правительства Иркутской области от 04 июля 2012 года № 368-пп, в редакции постановления Правительства Иркутской области от 06 августа 2013 года № 293-пп, опубликованы в газете «Областная» от 13 июля 2012 года № 75 и от 12 августа 2013 года № 88, вступили в силу через десять календарных дней после опубликования документов).
В Приложении к указанным постановлениям Правительства Иркутской области имеется перечень объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области.
На основании Государственного контракта от 22 ноября 2012 года, заключенного между Министерством имущественных отношений Иркутской области и обществом с ограниченной ответственностью «ФиннГрупп» по результатам открытого аукциона в электронной форме от 06 ноября 2012 года № 0134200000112003945 (5212-ЭА/12), обществом с ограниченной ответственностью «ФинГрупп» проведена работа по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области.
В соответствии с указанным Государственным контрактом и техническим заданием на выполнение работ по государственной оценке земельных участков в составе населенных пунктов на территории Иркутской области от 22 ноября 2012 года заказчиком работ является Министерство имущественных отношений Иркутской области.
По результатам проведенных работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области от 20 апреля 2013 года № 2004-13 по состоянию на 01 января 2012 года.
Экспертным советом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» подготовлено положительное экспертное заключение от 07 июня 2013 года № 919/2013 о соответствии отчета Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки, другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности.
В соответствии с актом сдачи-приема от 14 ноября 2013 года отчет и экспертное заключение переданы в Правительство Иркутской области.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года № 239-пп).
В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости» (ФСО № 4), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки.
Пунктом 4 ФСО № 4 установлено, что кадастровая стоимость определяется как для объектов недвижимости, присутствующих на открытом рынке, так и для объектов, рынок которых ограничен или отсутствует.
В силу пункта 6 ФСО № 4 под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.
Таким образом, государственная кадастровая оценка имеет своей целью формирование рынка недвижимости и по своей сути кадастровая стоимость является рыночной стоимостью объектов недвижимости.
Помляков А.Н. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами "номер изъят", что подтверждается договором купли-продажи от "дата изъята" , свидетельствами о государственной регистрации права от "дата изъята" "номер изъят"; выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от "дата изъята"
Таким образом, Помляков А.Н. является субъектом правоотношений по установлению кадастровой стоимости земельных участков, относительно которых возник данный спор.
Земельные участки сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет 23 и 24 января 2008 года, виды разрешенного использования: для предпринимательской деятельности; для эксплуатации существующего здания (гараж); для эксплуатации существующих зданий (складов); для эксплуатации существующего здания (проходная); для эксплуатации существующего здания (склад-компрессорная); для эксплуатации существующего здания (котельная); для эксплуатации существующего здания (контора); для эксплуатации существующего здания (склад-холодильник); для эксплуатации существующего здания (склад-холодильник), что подтверждается разделами 6 и 10 кадастровых паспортов "данные изъяты"
По состоянию на 01 января 2012 года и после указанной даты количественные и качественные характеристики земельных участков не изменялись, что следует из информации ФГБУ «ФКП Росреестра по Иркутской области» от 13 июля 2015 года.
Кадастровая стоимость земельных участков установлена на основании постановления Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области», в редакции постановления Правительства Иркутской области от 05 мая 2014 года № 239-пп.
Земельные участки с кадастровыми номерами "номер изъят", содержатся в Перечне объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости, который был сформирован по состоянию на 01 января 2012 года, и содержатся в Приложении № 1 к указанному постановлению Правительства Иркутской области, для них определен удельный показатель кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2012 года, что подтверждается выпиской из указанного постановления ("данные изъяты"
Земельный участок с кадастровым "номер изъят" отнесен к пятой группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), для него определен удельный показатель кадастровой стоимости за 1 кв.м. в размере "данные изъяты"
Земельный участок с кадастровым "номер изъят" отнесен к третьей группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок), для него определен удельный показатель кадастровой стоимости за 1 кв.м. в размере "данные изъяты".
Земельные участки с кадастровыми "номер изъят" отнесены к девятой группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок), для них определен удельный показатель кадастровой стоимости за 1 кв.м. в размере "данные изъяты".
Кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на 01 января 2012 года и составляет:
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты"
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты"
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты";
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты";
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты"
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты"
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты"
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты"
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты"
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты"
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты"
что подтверждается кадастровыми справками о кадастровой стоимости объектов недвижимости от "дата изъята"
Для проверки экономической обоснованности результатов государственной кадастровой оценки стоимости земельных участков Помляков А.Н. заключил договор на проведение оценки рыночной стоимости земельных участков с Обществом с ограниченной ответственностью «"Н."».
Согласно отчету об оценке Общества с ограниченной ответственностью «"Н."» от "дата изъята" "номер изъят" рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2012 года, то есть на дату утверждения результатов определения кадастровой стоимости, составляет:
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" – "данные изъяты" рублей.
В подтверждение соответствия отчета об оценке Общества с ограниченной ответственностью «"Н."» от "дата изъята" "номер изъят" требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности представлено положительное экспертное заключение некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков «"С."» от "дата изъята" "номер изъят".
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является земельный налог. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
При проведении массовой кадастровой оценки невозможно учесть все характеристики индивидуального объекта недвижимости, соответственно на основе отчета о рыночной стоимости индивидуальных объектов за счет самих налогоплательщиков имеется возможность уточнить налоговую базу таких объектов в рамках процедуры оспаривания результатов определения кадастровой стоимости.
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Омск-Имущество» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации» от 01 марта 2011 года № 281-О-О указано, что действующее правовое регулирование допускает пересмотр кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03 июля 2014 года № 1555-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Производственная компания «Возрождение» на нарушение конституционных прав положением пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, почему кадастровая стоимость бывает завышенной – ее определяют методами массовой оценки, а рыночная стоимость определяется методами индивидуальной оценки конкретного участка.
Возможность пересмотра результатов государственной кадастровой оценки земельных участков путем установления их рыночной стоимости на соответствующую дату кадастровой оценки является важной предпосылкой реализации прав граждан на справедливое и экономически обоснованное налогообложение.
Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам.
Статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта.
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном на основании и в порядке, предусмотренном этим законом, признается достоверной и рекомендуемой, если в судебном порядке не установлено иное (статья 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (статья 17.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
В соответствии с положениями статей 24.18 и 24.20 указанного закона установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки на основании решения суда. Новая кадастровая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
В целях подтверждения правильности и достоверности отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленного Обществом с ограниченной ответственностью «"Н."», судом была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков, производство которой поручено Федеральному бюджетному учреждению Иркутская лаборатория судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, поскольку указанный отчет не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Оценщиком нарушен пункт 10 раздела 1V Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке № 3», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 254 в части принципа проверяемости, так как приведенные в отчете ссылки на сайты в сети Интернет не обеспечены свободным и необременительным доступом.
Оценщиком в качестве объектов-аналогов использованы земельные участки, имеющие иные виды разрешенного использования.
Согласно информации ФГБУ ФКП «Росреестра по Иркутской области» от "дата изъята" "номер изъят" не представляется возможности предоставить информацию по видам разрешенного использования объектов-аналогов, которые содержатся в отчете об оценке, поскольку их невозможно идентифицировать "данные изъяты"
Информация, представленная заказчиком, должна быть подписана уполномоченным лицом и заверена в установленном законом порядке. Документы, определяющие количественные и качественные характеристики земельного участка, приложенные отчету, никем не заверены (приложены цветные ксерокопии).
В представленном положительном экспертном заключении указанные нарушения федерального законодательства об оценочной деятельности не отражены, следовательно, оно не может рассматриваться в качестве положительного экспертного заключения.
В соответствии с положениями статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, содержащимися в Обзоре судебной практики по применению законодательства, регулирующего назначение и проведение экспертизы по гражданским делам, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 декабря 2011 года, производство экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам, обладающим специальными знаниями, необходимыми для ответа на поставленные вопросы. Экспертиза может проводиться как в государственном судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной экспертной организации либо конкретным экспертом или экспертами.
Поручая проведение экспертизы Федеральному бюджетному учреждению Иркутская лаборатория судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, суд исходил из того, что данное экспертное учреждение входит в состав государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, руководствуется Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, основной уставной целью является защита прав и свобод граждан и интересов государства посредством проведения объективных научно-обоснованных судебных экспертиз, основной ее задачей является производство судебных экспертиз по заданиям судов.
Оценивая представленное судебное экспертное заключение по правилам статей 67 и 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признает его допустимым и достоверным доказательством, так как оно является подробным, мотивированным и обоснованным, составивший экспертное заключение эксперт имеет соответствующую квалификацию (высшее техническое образование по специальности «Экспертиза и управление недвижимостью», диплом о профессиональной переподготовке по программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» и квалификацию судебного эксперта по специальности 16.1 «Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки»), является государственным экспертом, состоит в трудовых отношениях с Федеральным бюджетным учреждением Иркутская лаборатория судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно заключению судебного эксперта от "дата изъята" "номер изъят", стоимость объектов оценки, определенная оценщиком в указанном отчете по состоянию на 01 января 2012 года, судебным экспертом не подтверждается. Рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01 января 2012 года составляет:
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рубля;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рубль;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рубля.
Оценивая представленное экспертное заключение по правилам статей 67 и 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признает его допустимым и достоверным доказательством, так как оно является подробным, мотивированным и обоснованным, составивший экспертное заключение эксперт имеет соответствующую квалификацию, является государственным судебным экспертом, был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Для целей настоящего закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Статья 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение.
Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки установлены в Федеральном стандарте оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утвержденном приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 256, в редакции приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 509.
Согласно пункту 19 названного Федерального стандарта оценки (ФСО № 1) информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности. Информация считается достаточной, если использование дополнительной информации не ведет к существенному изменению характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки, а
также не ведет к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки. Информация считается достоверной, если данная информация соответствует действительности и позволяет пользователю отчета об оценке делать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при проведении оценки и определении итоговой величины стоимости объекта оценки, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Оценщик должен провести анализ достаточности и достоверности информации, используя доступные ему для этого средства и методы.
Согласно пункту 6 Федерального стандарта оценки № 1 итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке.
В соответствии с пунктом 14 Федерального стандарта оценки № 1 при сравнительном подходе применяется совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами-аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.
В соответствии с пунктом 22 Федерального стандарта оценки № 1 сравнительный подход применяется, когда существует достоверная и доступная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов. Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик должен выбрать единицы сравнения и провести сравнительный анализ объекта оценки и каждого объекта-аналога по всем элементам сравнения. По каждому объекту-аналогу может быть выбрано несколько единиц сравнения. Выбор единиц сравнения должен быть обоснован оценщиком. Оценщик должен обосновать отказ от использования других единиц сравнения, принятых при проведении оценки и связанных с факторами спроса и предложения. При сравнительном подходе оценщик должен скорректировать значения единицы сравнения для объектов-аналогов по каждому элементу сравнения в зависимости от соотношения характеристик объекта оценки и объекта-аналога по данному элементу сравнения.
В соответствии с подпунктом ж пункта 8 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке» (ФСО № 3), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 254, в отчете об оценке должен содержаться раздел анализа рынка объекта оценки, а также анализ других внешних факторов, не относящихся непосредственно к объекту оценки, но влияющих на его стоимость. В разделе анализа рынка должна быть представлена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости, и содержаться обоснование значений или диапазонов значений ценообразующих факторов.
В силу пункта 5 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 25 сентября 2014 года № 611, при сборе информации об оцениваемом объекте недвижимости оценщик проводит осмотр объекта оценки в период, возможно близкий к дате оценки. В случае не проведения осмотра оценщик указывает в отчете об оценке причины, по которым объект оценки не осмотрен, а также допущения и ограничения, связанные с не проведением осмотра.
Из содержания исследовательской части заключения эксперта усматривается, что осмотр объекта оценки по состоянию на ретроспективную дату (01 января 2012 года) невозможен, что является существенным допущением, принятым в расчетах.
Поскольку фактическое использование земельного участка установлено экспертом на основании данных публичной кадастровой карты, оснований не согласиться с принятым экспертом допущением у суда не имеется, поскольку невозможно осмотреть объект в период, близкий к дате оценки.
Всем существенным допущениям, принятым экспертом, дана соответствующая оценка и характеристика, что позволяет суду согласиться с изложенными экспертом описаниями и выводами.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО № 7), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 25 сентября 2014 года № 611, в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из указанных факторов должно быть единообразным.
В соответствии с Методическими рекомендациями по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденными распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации 06 марта 2002 года № 568-р (в редакции распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 31 июля 2002 года № 2314-р), рыночная стоимость земельного участка зависит от изменения его целевого назначения, разрешенного использования, прав иных лиц на земельный участок, разделения имущественных прав на земельный участок.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 255, в редакции приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 509, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Заключение эксперта соответствует вышеназванным требованиям законодательства.
Так, использование методов математического моделирования при проведении массовой оценки не позволяет учитывать уникальные особенности земельных участков.
В качестве доказательств уникальных характеристик земельных участков в заключении эксперта приведена схема с интернет-портала Росреестра по Иркутской области, из которой усматривается, что они расположены в городе Нижнеудинске, который значительно удален от центра области – города Иркутска. Объекты исследования расположены на территории одной промышленной базы, их непосредственное окружение составляют объекты частного жилого сектора и лесной массив. Территориально земельные участки в некоторой удаленности от центральной части города, доступ возможен на личном и общественном транспорте. Земельные участки расположены в районе с экономикой в стадии стагнации, уровень социально-экономического развития ниже среднеобластного, поэтому земельные участки обладают низкой коммерческой привлекательностью.
Экспертом исследован рынок недвижимости города Нижнеудинска, предшествующий дате определения стоимости объектов оценки, данных о фактах сделок с земельными участками не выявлено, в связи с чем проведено исследование рынка земельных участков в Иркутской области соответствующего вида разрешенного использования, определен сегмент рынка, к которому принадлежит объект исследования, сделан анализ ценообразующих факторов и ценовых диапазонов, приведена методология оценки с учетом возможности использования трех подходов: доходного, затратного и сравнительного. Приведено обоснование применения сравнительного подхода и метода сравнения продаж, а также отказ от использования иных подходов и методов. Применение экспертом сравнительного подхода является предпочтительным и оправданным, ввиду слаборазвитости рынка недвижимости в Иркутской области, учитывая также то обстоятельство, что затратный подход не может применяться для незастроенного земельного участка, так как он основан на учете затрат, связанных с улучшением земельных участков, а доходный подход при отсутствии сегмента рынка аренды земельных участков будет содержать больше допущений, нежели сравнительный, что в итоге приведет к искажению результата рыночной стоимости земельного участка. В рамках метода сравнения продаж допускается отказ от корректировок в случае их обоснования.
В заключении эксперта объекты-аналоги выбраны с максимальной точностью, они расположены в городах Ангарске, Свирске, Братске, Усолье-Сибирское, имеют сопоставимые характеристики и виды разрешенного использования, в связи с чем, корректировка на вид разрешенного использования обоснованно не применялась.
Эксперт также обосновал невозможность корректировки на состав передаваемых прав, так как оцениваемые объекты и объекты-аналоги находятся в собственности.
Эксперт привел достаточное обоснование применения корректировки на торг в размере 15%, поскольку рыночная цена определяется посредством торга между продавцом и покупателем.
Экспертом обоснована необходимость применения поправки на дату продажи на основании статистических данных уровня инфляции в России, поскольку объекты-аналоги были предложены к продаже в феврале, июле, сентябре и декабре 2011 года.
Фактор местоположения является одним из важнейших ценообразующих факторов при оценке земельных участков. Расчет корректировки выполнен на основании данных о кадастровой стоимости земельных участков соответствующего назначения ввиду отсутствия достаточного количества предложений к продаже земельных участков в городе Нижнеудинске.
Поскольку все объекты-аналоги и объект оценки относятся к одной категории земель (земли населенных пунктов), поправка на категорию земель обоснованно не применялась.
Поскольку оцениваемые объекты и объекты-аналоги отличаются между собой по площади, экспертом применена корректировка на масштаб.
Итоговые результаты расчета рыночной стоимости земельных участков определены экспертом по состоянию на дату определения кадастровой стоимости 01 января 2012 года:
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рубля;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рубль;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рубля.
При таких обстоятельствах, установленную в заключении эксперта рыночную стоимость земельных участков суд находит достоверной, поскольку кадастровая стоимость установлена методами массовой оценки, без учета вышеперечисленных уникальных характеристик объектов недвижимости.
Суд также не усматривает нарушений принципов оценки, содержащихся в Федеральном стандарте оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке, требования к проведению оценки», утвержденном приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 256, в редакции приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 509, поскольку источники информации об объектах-аналогах проверяемые.
Участвующие в деле лица согласились с выводами экспертного заключения, о назначении повторной судебной оценочной экспертизы не просили. Доказательств того, что на 01 января 2012 года – дату определения кадастровой стоимости принадлежащих заявителю земельных участков – рыночная стоимость данных объектов недвижимости являлась иной, чем отражено в экспертном заключении, суду не представлено и таких данных в деле не имеется.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным установить кадастровую стоимость, определенную по состоянию на 01 января 2012 года, земельных участков, равной их рыночной стоимости в соответствии с заключением судебной экспертизы в размере:
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рубля;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рублей;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рубль;
для земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере "данные изъяты" рубля.
Заявитель обратился в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков 29 декабря 2014 года, поэтому в силу положений стать 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Требования заявителя о возложении обязанности на орган кадастрового учета внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, суд считает излишне заявленными, поскольку в силу статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 08 июня и 13 июля 2015 года), части 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» является органом, непосредственно осуществляющим полномочия по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, который принимает к исполнению вступившее в законную силу судебное постановление об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости.
При этом, суд учитывает, что какая-либо материально-правовая заинтересованность в данном деле у органа кадастрового учета отсутствует, поэтому на него не может быть возложена обязанность, так как внесение в государственный кадастр недвижимости сведений является следствием принятия судом решения об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
1) ░ ░░░░░░░░░░░ "░░░░░ ░░░░░" ░░░░░ ░░░░░░░░ "░░░░░░ ░░░░░░" ░░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░: "░░░░░ ░░░░░", ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2012 ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░)
2) ░ ░░░░░░░░░░░ "░░░░░ ░░░░░", ░░░░░ ░░░░░░░░ "░░░░░░ ░░░░░░" ░░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░: "░░░░░ ░░░░░" ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2012 ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░)
3) ░ ░░░░░░░░░░░ "░░░░░ ░░░░░", ░░░░░ ░░░░░░░░ "░░░░░░ ░░░░░░" ░░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░: "░░░░░ ░░░░░", ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2012 ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░)
4) ░ ░░░░░░░░░░░ "░░░░░ ░░░░░", ░░░░░ ░░░░░░░░ "░░░░░░ ░░░░░░" ░░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░: "░░░░░ ░░░░░" ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2012 ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░)
5) ░ ░░░░░░░░░░░ "░░░░░ ░░░░░" ░░░░░ ░░░░░░░░ "░░░░░░ ░░░░░░" ░░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░: "░░░░░ ░░░░░", ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2012 ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░)
6) ░ ░░░░░░░░░░░ "░░░░░ ░░░░░", ░░░░░ ░░░░░░░░ "░░░░░░ ░░░░░░" ░░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░: "░░░░░ ░░░░░", ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2012 ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ "░░░░░░ ░░░░░░"
7) ░ ░░░░░░░░░░░ "░░░░░ ░░░░░", ░░░░░ ░░░░░░░░ "░░░░░░ ░░░░░░" ░░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░: "░░░░░ ░░░░░", ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2012 ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ "░░░░░░ ░░░░░░"
8) ░ ░░░░░░░░░░░ "░░░░░ ░░░░░", ░░░░░ ░░░░░░░░ "░░░░░░ ░░░░░░" ░░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░: "░░░░░ ░░░░░", ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2012 ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ "░░░░░░ ░░░░░░"
9) ░ ░░░░░░░░░░░ "░░░░░ ░░░░░", ░░░░░ ░░░░░░░░ "░░░░░░ ░░░░░░" ░░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░: "░░░░░ ░░░░░", ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2012 ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ "░░░░░░ ░░░░░░"
10) ░ ░░░░░░░░░░░ "░░░░░ ░░░░░", ░░░░░ ░░░░░░░░ "░░░░░░ ░░░░░░" ░░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░: "░░░░░ ░░░░░" ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2012 ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ "░░░░░░ ░░░░░░";
11) ░ ░░░░░░░░░░░ "░░░░░ ░░░░░", ░░░░░ ░░░░░░░░ "░░░░░░ ░░░░░░" ░░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░: "░░░░░ ░░░░░", ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2012 ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ "░░░░░░ ░░░░░░"
░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ 29 ░░░░░░░ 2014 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2012 ░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░