Решение по делу № 8а-8771/2021 [88а-9641/2021] от 20.09.2021

Дело № 2а-1921/2021,

     № 88а-9641/2021

К А С С А Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Владивосток                                10 ноября 2021 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 ноября 2021 года.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Зиганшина И.К.

судей Ровенко П.А., Зайцевой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Никонов А.Н. на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 14 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 27 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Никонов А.Н. к управлению образования администрации города Благовещенска, администрации города Благовещенска, Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании бездействия незаконным.

Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

Никонов А.Н. обратился в Благовещенский городской суд Амурской области с административным исковым заявлением к управлению образования администрации города Благовещенска (далее – Управление), администрации города Благовещенска (далее – Администрация), Министерству социальной защиты населения Амурской области (далее – Министерство) о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащем исполнении административными ответчиками обязанностей по выявлению и учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в необеспечении интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также о возложении на административных ответчиков обязанности устранить допущенные нарушения прав административного истца на социальное пособие и жилое помещение.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, после смерти своих родителей в 1983 году в силу закона относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С ноября 1984 года он являлся воспитанником школы-интерната города Благовещенска, которую окончил в 1991 году.

В то же время, из ответов Министерства от 9 сентября 2019 года № 17-38/7205, Администрации от 14 октября 2019 года № Н-3422 и Управления от 6 декабря 2018 года № 9748 на обращения Никонова А.Н. следует, что он не состоял на учетах в качестве сироты или лица, оставшегося без попечения родителей.

По мнению административного истца, в результате допущенного административными ответчиками незаконного бездействия он не был поставлен на учет и включен в соответствующие списки в целях обеспечения его жилым помещением, а также в целях реализации его прав на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ).

Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 14 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 27 апреля 2021 года, в удовлетворении заявленных административных исковых требований было отказано.

20 сентября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Никонова А.Н., поданная им 25 августа 2021 года через Благовещенский городской суд Амурской области, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов первой и апелляционной инстанций обстоятельствам дела, неправильным применением и нарушением норм материального и процессуального права, а также о направлении дела на новое рассмотрение.

Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.

Таких оснований для отмены или изменения решения Благовещенского городского суда Амурской области от 14 января 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 27 апреля 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов настоящего административного дела, Никонов А.Н. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Мать административного истца – ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец – ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Из содержания архивной справки от 25 декабря 2019 года , выданной государственным бюджетным учреждением Амурской области «Государственный архив Амурской области», следует, что с 25 ноября 1984 года по 1990 год Никонов А.Н. обучался в общеобразовательной школе-интернате <адрес>.

По информации межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Благовещенский» от 8 августа 2019 года                Никонов А.Н. с 11 октября 1991 года зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

Административный истец по приговору Амурского областного суда от 27 февраля 2013 года по пункту «б» части 4 статьи 132, пункту «в» части 2 статьи 105, статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации осужден к 24 годам лишения свободы. 26 февраля 2014 года он также осужден Благовещенским городским судом Амурской области по части 1 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации с присоединением приговора от 27 февраля 2013 года на срок 27 лет 4 месяца лишения свободы. В настоящее время Никонов А.Н. отбывает уголовное наказание в Федеральном казенном учреждении «Тюрьма-2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю».

На письменные обращения административного истца Министерством, Администрацией и Управлением даны ответы от 9 сентября 2019 года № 17-38/7205, от 14 октября 2019 года № Н-3422 и от 6 декабря 2018 года № 9748 соответственно, из содержания которых следует, что Никонов А.Н. на учете в органах опеки и попечительства как лицо, относящее к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не состоял.

Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Благовещенский городской суд Амурской области, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проанализировав положения Жилищного кодекса РСФСР, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ и оценив имеющиеся в деле доказательства, указал в решении, что к моменту обращения в суд с административным исковым заявлением Никонову А.Н. исполнилось 46 лет, при этом после достижения совершеннолетия и до 23 лет он с заявлениями о предоставлении ему мер социальной поддержки и об обеспечении его жильем как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке его на учет не обращался, следовательно положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года       № 159-ФЗ к нему применены быть не могут. Доказательств того, что по достижении совершеннолетия административный истец был ограничен в возможности самостоятельной реализации права на обеспечение жилым помещением в порядке, установленном статьей 37 Жилищного кодекса РСФСР, и на получение иных мер социальной поддержки, в материалах дела не имеется.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций, положенные в основу обжалуемых решения и апелляционного определения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признает верными, основанными на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств, осуществленной по правилам статьи 84 КАС РФ.

На день окончания пребывания административного истца в общеобразовательной школе-интернате <адрес>, а также на момент, когда ему исполнилось 23 года (ДД.ММ.ГГГГ), действовали положения Жилищного кодекса РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях.

Так, пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, – если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Согласно статье 33 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставлялись гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.

Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с 1 марта 2005 года, были также предусмотрены социальные гарантии по предоставлению вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года).

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (введена в действие с 1 января 2013 года) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Под «лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ понимаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей на 1997 год) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Лица, достигшие возраста 18 лет, должны были самостоятельно подать соответствующее письменное заявление.

Действие иных дополнительных гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ: на образование (статья 6), на медицинское обеспечение (статья 7), на труд и социальную защиту от безработицы (статья 9), на бесплатную юридическую помощь (статья 10), имеет ограничение по возрасту лица.

Анализ указанных положений действующего законодательства позволяет сделать вывод, что по общему правилу дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат обеспечению жилыми помещениями в льготном порядке и иными мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 18 лет, должны самостоятельно обратиться с заявлениями о получении соответствующих мер социальной поддержки.

Аналогично, Жилищный кодекс РСФСР предусматривал заявительный характер реализации права на предоставление жилого помещения для данной категории граждан.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее – Правила).

Согласно данным Правилам формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией. Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации (пункт 2 Правил). В список, в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список (пункт 3 Правил).

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, разъяснено, что при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В данном случае Никонов А.Н. не обращался к административным ответчикам с заявлением о постановке его на соответствующий учет до достижения им возраста 23 лет.

Из материалов дела не следует, что вступившим в законную силу решением суда он включался в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, либо по решению суда он обеспечивался жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По состоянию на 2018 – 2019 годы административный истец достиг возраста 44 – 45 лет, является дееспособным, следовательно, органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе на основании своих решений обеспечить его жилым помещением и иными мерами социальной поддержки в порядке, предусмотренном действующим жилищным законодательством и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, применяя по аналогии положения, относящиеся к несовершеннолетним лицам.

Непосредственно ответы Министерства от 9 сентября 2019 года № 17-38/7205, Администрации от 14 октября 2019 года № Н-3422 и Управления от 6 декабря 2018 года № 9748 о том, что Никонов А.Н. на учете в органах опеки и попечительства как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не состоял, воспроизводят сведения из соответствующих учетов и списков и сами по себе прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушают.

Таким образом, незаконного бездействия со стороны административных ответчиков, на наличие которого указывает административный истец в своем административном исковом заявлении, как верно установили суды, не имеется.

Ссылка в кассационной жалобе на необоснованное применение судами положений частей 1 и 8 статьи 219 КАС РФ не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций о пропуске административным истцом трехмесячного срока на обжалование бездействия административных ответчиков не являлись единственным основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований, которые были рассмотрены по существу и правомерно оставлены без удовлетворения. В решении и апелляционном определении суды пришли к выводу, что административными ответчиками не допущено незаконного бездействия, тогда как реализация прав на обеспечение жилым помещением и на получение иных мер социальной поддержки по достижению Никоновым А.Н. совершеннолетия зависела от его собственных действий.

    Поскольку отмена или изменение постановленных по делу судебных актов в кассационном порядке возможны в случаях, предусмотренных статьей 328 КАС РФ, а доводы кассационной жалобы не содержат данных о несоответствии выводов, изложенных в обжалованных решении и апелляционном определении, обстоятельствам административного дела, о неправильном применении нижестоящими судами норм материального права, о нарушении или неправильном применении норм процессуального права, повлиявших на исход административного дела, оснований для удовлетворения кассационной жалобы Никонова А.Н. не имеется.

Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Благовещенского городского суда Амурской области от 14 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 27 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Никонов А.Н. – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи

8а-8771/2021 [88а-9641/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Никонов Алексей Николаевич
Ответчики
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Администрация г. Благовещенска
Управление образования администрации г. Благовещенска
Другие
Отдел образования администрации Ромненского района
администрация Ромненского района
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
10.11.2021Судебное заседание
10.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее