Решение по делу № 2а-915/2019 от 22.11.2019

Дело № 2а-915/2019

РЕШЕНИЕ

                                                    Именем Российской Федерации

г. Гагарин

Смоленской области                                            24 декабря 2019 года

Гагаринский районный суд Смоленской области, в составе

председательствующего судьи                                        Гайдук Н.С.

при секретаре                                        Гаврилиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Кондиционер» к Гагаринскому межрайонному прокурору советнику юстиции Глушкову А. М. об оспаривании действий должностного лица,

установил:

АО «Кондиционер» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Гагаринскому межрайонному прокурору советнику юстиции Глушкову А. М. о признании незаконным требования от ДД.ММ.ГГГГ в-19 о предоставлении сведений при исполнении государственных контрактов, заключенных в рамках государственного оборонного заказа в период с 2017 года по август 2019 года с приложением копий подтверждающих документов. Считают данное требование незаконным, кроме этого находят, что оно не содержит сведений и доказательств того, что проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Данное требование, по их мнению, является основанием для привлечения к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ, поэтому затрагивает права административного истца, затрагивает его права и свободы, а потому просят признать его незаконным.

Административный истец АО «Кондиционер» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Гагаринского межрайонного прокурора советника юстиции Глушкова А.М., а также привлеченного по делу в порядке ч.2 ст.221 КАС РФ, второго административного ответчика: <адрес> - помощник Гагаринского межрайонного прокурора Шилина В.С., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании административный иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, указав на обоснованность и законность требования (запроса) от ДД.ММ.ГГГГ Гагаринского межрайонного прокурора <адрес> Глушкова А.М. о предоставлении сведений у АО «Кондиционер» при исполнении последним государственных контрактов, поскольку прокурор не выходил за рамки своих полномочий, определенных действующим законодательством, а также распоряжением прокурора <адрес> и приказа Генерального прокурора.

На основании ст.150 КАС РФ, суд рассматривает дело в отсутствие надлежаще извещенных, не явившихся участников процесса.

Выслушав представителя административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления по следующим основаниям.

В соответствии с п.3 ст.219 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

    Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре), прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура Российской Федерации осуществляет также надзор за исполнением законов в т.ч. органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

    В силу ст. 3 Закона о прокуратуре, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

    Пунктом 1 ст.21 данного закона определено, что предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

    При этом, статьей 27 указанного Закона установлены полномочия прокурора, к которым относится: рассмотрение и проверка заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека и гражданина; принятие мер по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использование полномочий, предусмотренных статьей 22 настоящего Федерального закона.

    Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций (ст.22).

     Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

    Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (ст.6). Статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.

    Кроме этого, на основании п.8.3 Приказа Генеральной Прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», Генеральной Прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», прокуратура обязана максимально использовать потенциал прокурорской системы, имеющиеся права и полномочия в целях защиты интересов государства, общества и участников экономической деятельности.

    В судебном заседании установлено, что АО «Кондиционер» (л.д.25-39) исполняет государственный оборонный заказ, который составляет 33% от общего объема заказов общества.

    ДД.ММ.ГГГГ в адрес АО «Кондиционер» поступило требование межрайонного прокурора Гагаринской межрайонной прокуратуры <адрес> в-19 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении обществом сведений при исполнении государственных контрактов, заключенных в рамках государственного оборонного заказа за период с 2017 по 2019 годы с приложением копий подтверждающих документов. Требование подлежало исполнению до ДД.ММ.ГГГГ, то есть в 15-дневный срок с момента его получения (л.д.23-24).

    Будучи не согласным с данным требованием АО «Кондиционер» ДД.ММ.ГГГГ обратилось в суд с административным иском об оспаривании действий межрайонного прокурора Гагаринской межрайонной прокуратуры <адрес> и признании указанного требования незаконным.

    Вопреки утверждению административного истца оснований для вывода о том, что действия прокуратуры по истребованию сведений не соответствуют положениям Закона о прокуратуре, не имеется.

    Напротив, из материалов административного дела следует, что на основании приказа Генеральной прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса», одним из видов прокурорского надзора является надзор за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса, и в силу п.1 данного приказа, прокурорам надлежит рассматривать нарушения законов в сфере оборонно-промышленного комплекса как одну из угроз безопасности Российской Федерации. Важнейшей задачей надзорной деятельности необходимо считать обеспечение законности при исполнении законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса, в том числе законодательства о государственном оборонном заказе, своевременное предупреждение нарушений законов и преступных проявлений в названной сфере. Согласно п.2.2 приказа, при выявлении нарушений законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса прокурорам необходимо использовать весь комплекс полномочий и мер прокурорского реагирования, предусмотренные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», с целью устранения нарушений закона и привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности, а также контролировать фактическое устранение нарушений законов, добиваться исполнения требований прокурора.

    Данным приказом закреплено, что при проведении проверок прокурорам следует уделять особое внимание вопросам исполнения законодательства, в том числе о государственном оборонном заказе; об обязанностях государственного заказчика, головного исполнителя, исполнителя по контролю за сроками выполнения государственных контрактов в рамках исполнения ГОЗ и ФЦП в области обороны и безопасности для обеспечения нужд организаций ОПК (п.2.4.1).

    <адрес> издано распоряжение р «О порядке исполнения приказа от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса», согласно которого межрайонные и городские прокуроры области обязаны принять меры к исполнению положений указанного выше приказа Генерального прокурора в пределах установленной компетенции, о чем должны сообщать в прокуратуру области.

Таким образом, обжалуемое требование Гагаринского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ в-19 о предоставлении информации в срок до ДД.ММ.ГГГГ, является запросом прокуратуры района, во исполнение задания прокуратуры области от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении проверки исполнения законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса, в том числе при реализации государственного оборонного заказа», которое было разработано для всех прокуратур <адрес> в соответствии с п.2 плана работы Генеральной прокуратуры РФ на второе полугодие 2019 года, при этом предоставленный срок для исполнения данного задания – до ДД.ММ.ГГГГ (15 дней), суд находит разумным. Однако, обжалуемое требование административным истцом Гагаринскому межрайонному прокурору в указанный срок не представлены.

Довод административного истца о том, что оспариваемое требование является вмешательством в их хозяйственную деятельность, является ошибочным, основанным на неверном толковании норм действующего законодательства, обжалуемое требование (запрос) является одной из мер прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, направлено в рамках полномочий, предоставленных федеральным законодательством.

    С учетом приведенных выше правовых норм, а также приказа Генеральной прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ , распоряжения <адрес> р «О порядке исполнения приказа от ДД.ММ.ГГГГ , требование Гагаринского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ в-19 о предоставлении информации в срок до ДД.ММ.ГГГГ является законным, обоснованным, исполнимым, возложение указанных в нем обязанностей на общество не нарушает прав и законных интересов последнего.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

      Отказать административному истцу АО «Кондиционер» в требованиях к Гагаринскому межрайонному прокурору советнику юстиции Глушкову А. М. об оспаривании действий должностного лица.

     Решение в течение месяца со дня принятия решения может быть обжаловано в Смоленский областной суд через данный суд.

Судья                                                                 Н.С. Гайдук

2а-915/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Акционерного общества «Кондиционер»
Ответчики
Гагаринская межрайонная прокуратура - Глушков А.М.
Прокурор Смоленской области
Суд
Гагаринский районный суд Смоленской области
Судья
Гайдук Наталья Сергеевна
Дело на сайте суда
gagarin.sml.sudrf.ru
27.11.2019Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
27.11.2019Передача материалов судье
27.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.11.2019Судебное заседание
03.12.2019Судебное заседание
18.12.2019Судебное заседание
25.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее