дело № 2а-1-411/2021
12RS0016-01-2021-000950-61
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 10 августа 2021 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Мельникова С.Е., при секретаре судебного заседания Кудрявцевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Горномарийского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Горномарийский межрайонный прокурор Республики Марий Эл в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав, что Горномарийской межрайонной прокуратурой в ходе проверки установлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц адрес страницы под доменным именем https://xn----8sbuklegx8b3c.xn--plai/strahovanie/gde-mozhno-kupit-bolnichnyi-list.html. На данном сайте содержится информация о возможности получения листа временной нетрудоспособности за денежное вознаграждение в обход установленной законодательством процедуры их получения. В то время как за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов предусмотрена уголовная ответственность.
В суд Горномарийский межрайонный прокурор не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, поддержав заявленные требования.
Заинтересованное лицо Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в лице Территориального отдела в Республике Марий Эл представителя в суд не направила, возражений по существу заявленных требований не представила, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие уполномоченного представителя.
Исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - ФЗ № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием вычислительной техники.
В соответствии с ч. 1,5 ст. 15 ФЗ № 149-ФЗ на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 и ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Вместе с тем, в ходе проведенной проверки Горномарийской межрайонной прокуратурой Республики Марий Эл установлено, что в сети «Интернет» на указанном сайте размещена информация, содержащая сведения о предоставлении услуг по продаже листков нетрудоспособности (больничных листов) без соблюдения установленных законодательством требований их получения.
В соответствии с п. 3.1 ст. 78 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская организация имеет право выдавать листки нетрудоспособности в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В силу п. п. 2,4 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н (далее - Порядок), выдача листков нетрудоспособности осуществляется лицами, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности, а также только при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Так, с учетом требований п.п. 4,5 Порядка, выдача листков нетрудоспособности осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность, при этом выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.
Таким образом, приобретение за плату через указанный сайт листков нетрудоспособности противоречит вышеуказанным требованиям законодательства и является незаконным, позволяя в обход установленного порядка получить соответствующие официальные документы.
При этом вышеуказанные деяния содержат признаки административного правонарушения (подделка документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделку штампа, печати, бланка, их использование, передачу либо сбыт (ст. 19.23 КоАП РФ)) и уголовного преступления (подделка официального документа, предоставляющего права и освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, использование заведомо подложного документа (ст. 327 УК РФ)).
Сайты с предлагаемой информацией не содержит указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений, а также способствуют их совершению, тем самым может повлечь негативные социальные и экономические последствия, нарушает публичные интересы РФ и права неопределенного круга лиц.
Поскольку размещенная на указанном сайте информация направлена на предоставление услуг по оформлению за денежное вознаграждение листков нетрудоспособности (больничных листков) находится в свободном доступе, доступ к этой информации должен быть ограничен.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В целях защиты интересов государства, здоровья, прав и законных интересов прав граждан, и во исполнение действующего законодательства доступ к вышеуказанным сайтам следует ограничить.
В целях ограничения доступа к указанному сайту, содержащим запрещенную информацию, необходимо внести данные сайты в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержание информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» далее - Единый реестр) по основаниям, предусмотренным ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101.
В реестр, согласно п. 2 ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч. 3 статьи 15.1 названного Федерального закона создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Правила).
Согласно пунктам 2.3 названных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В данном случае, незаконная реализация листков нетрудоспособности посредством сети Интернет нарушает интересы Российской Федерации и затрагивает права неопределенного круга лиц, предоставляя возможность получения медицинских документов в обход установленного федеральным законодательством порядка, гарантирующего, в том числе, в целях обеспечения безопасности граждан, получение объективных медицинских показателей о состоянии здоровья заинтересованных лиц.
Таким образом, признание судом сведений о продаже листков нетрудоспособности (больничных листков), содержащихся в вышеуказанных Интернет сайтах в качестве информации, распространение которой в РФ запрещено, в соответствии с ч. 1, п. 2 ч. 5 ФЗ № 149-ФЗ будет являться основанием для включения доменных имен вышеуказанных сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.
В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Горномарийского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети Интернет на сайте https://xn----8sbuklegx8b3c.xn--plai/strahovanie/gde-mozhno-kupit-bolnichnyi-list.html запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Мельников С.Е.