ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-6987/18 председательствующий судья суда 1-й инстанции Кундикова Ю.В.
судья-докладчик Кирюхина М.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 августа 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Кирюхиной М.А.,
судей: Белоусовой В.В.,
Кузнецовой Е.А.,
при секретаре Марушко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску прокурора г.Симферополя в интересах Соколова Алексея Сергеевича к администрации города Симферополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, о возложении обязанности по предоставлению Соколову Алексею Сергеевичу жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования город Симферополь, общей площадью не менее нормы представления,
по апелляционной жалобе администрации города Симферополя на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 мая 2018 года,
У С Т А Н О В И Л А:
В апреле 2018 года прокурор г. Симферополя в интересах Соколова А.С. обратился в суд с иском к Администрации города Симферополя Республики Крым о предоставлении жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что в прокуратуру г. Симферополя поступило обращение Соколова А.С., являющегося лицом из числа детей, лишенных родительского попечения, о нарушении его права на получение жилья. В ходе проверки выявлены нарушения жилищного законодательства в деятельности администрации города Симферополя Республики Крым и установлено, что Соколов А.С. является ребенком, лишенным родительского попечения. Решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета от 19.11.2010 № малолетнему Соколову А.С. предоставлен статус ребенка, лишенного родительского попечения. Решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета от 02.08.2013 № установлено, что Соколов А.С. обеспечивается жильем после окончания срока пребывания под попечительством либо в другой форме устройства. В последующем решением исполкома Симферопольского городского совет от 16.09.2013 № Соколов А.С. был включен в список внеочередников на получение жилья. По состоянию на 20.04.2018 г. Соколов А.С. находится в данном списке под номером 92. Непредставление Соколову А.С. жилого помещения нарушает гарантированные Конституцией и иным законодательством Российской Федерации права несовершеннолетнего на жилье.
Решением Центрального района суда г.Симферополя Республики Крым от 24 мая 2018 года суд обязал Администрацию г. Симферополя представить Соколову А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории муниципального образования г. Симферополь по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение применительно к условиям населенного пункта, общей площадью не менее 25 кв.м.
Не согласившись с указанным решением суда, Администрация г. Симферополя подала апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения суда и принятия нового об отказе в удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на то, что судом первой инстанции нарушены нормы процессуального и материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В пояснениях на апелляционную жалобу Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, заслушав судью-докладчика, пояснения прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Соколов А.С., родился ДД.ММ.ГГГГ, матерью является ФИО1, отцом - ФИО2.
Мать Соколова А.С. - ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии №.
Решением Исполнительного комитета Симферопольского городского совета от 19.11.2010 г. № малолетнему Соколову А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., предоставлен статус ребенка, лишенного родительского попечения. Также из решения следует, что отец ФИО2 с ребенком длительное время не проживает, согласно справке Симферопольского городского управления ГУ МВД Украины в АРК его местонахождение не установлено.
На основании решения Исполнительного комитета Симферопольского городского совета от 29.04.2011г. №, ФИО8 назначена попечителем над несовершеннолетним Соколовым А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., и над его имуществом.
Решением Исполнительного комитета Симферопольского городского совета от 02.08.2013 г. № установлено, что несовершеннолетний Соколов А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обеспечивается жильем после окончания срока пребывания под попечительством либо в другой форме устройства, в соответствии с законодательством Украины.
Из справки Отдела квартирного учета и распределения жилья жилищного управления Департамента городского хозяйства № от 02.02.2016 г. следует, что Соколов А.С. решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета от 16.09.2013 г. № принят на квартирный учет. Состоит в списке общей очереди под номером 11112, в списке детей сирот под номером 117.
Из ответа Филиала ГУН РК «Крым БТИ» от 14.05.2018 г. № следует, что право собственности на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, а также на объект, расположенный по адресу: <адрес>, не зарегистрировано.
Также в материалах дела имеется уведомление от 17.05.2018 г. об отсутствии в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах Соколова А.С. на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости.
Объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> а, зарегистрирован за Республикой Крым, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 17.05.2018 г.
Из ответа Управления жилищной политики администрации г. Симферополя от 22.05.2018 г. № следует, что по состоянию на 22.05.2018 Соколов А.С. состоит в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями под номером 90.
Из гарантийного письма ГБУ РК «Центр социально-психологической помощи и временного содержания для детей и молодежи» от 10.01.2017 г. № 1 следует, что Соколов А.С. на основании договора о предоставлении социальных услуг является клиентом Центра и занимает койко-место в общежитии Центра. После получения свидетельства о внесении здания по <адрес> а, в Реестр имущества Республики Крым, гр. Соколову А.С. будет предоставлена временная регистрация по месту пребывания.
Из справки Симферопольского автотранспортного техникума № от 16.07.2013 года следует, что Соколов А.С. проживает временно до 30.05.2014 г. прописан по <адрес>, зарегистрирован по ордеру на время учебы в лицее САТТ.
В дело представлено заявление Соколова А.С. от 01.07.2013 о постановке на квартирный учет на внеочередное получение жилья, а также заявление ФИО8 от 01.07.2013 о постановке Соколова А.С. на квартирный учет на внеочередное получение жилья.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу статьи 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотренные указанным Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с организацией, приобретением и предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) жилых помещений, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 18.12.2014 N46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым".
В силу ст. 9 Закона Республики Крым от 18.12.2014 N46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым" органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона Республики Крым от 18.12.2014 N46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым" список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона Республики Крым от 18.12.2014 N46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что Соколов А.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет жилого помещения, включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, до настоящего времени жилье ему не предоставлено, в связи с этим имеет право на получение благоустроенного жилого помещения по договору найма жилых помещений общей площадью не менее 25 кв. м, а обязанность по предоставлению жилого помещения Соколову А.С. должна быть возложена на администрацию г. Симферополя за счет средств, предоставляемых из бюджета субъекта.
Судебная коллегия с указанным выводом суда согласна, он соответствует фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, требованиям закона.
В соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решением суда ответчик обязан предоставить жилое помещением истцу без соблюдения порядка очередности, что приведет к нарушению закона со стороны Администрации г. Симферополя и прав лиц, которые включены в список граждан, имеющих право на получение жилья из специализированного жилого фонда несостоятельна и не является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Наличие обстоятельств, перечисленных в ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ является основанием возникновения права лиц названной категории на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда. Нарушение данного права в силу ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для обращения в суд.
Поскольку Соколов А.С. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 18 лет, завершил обучение, у него возникло право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, исковые требования прокурора в его интересах удовлетворены обоснованно.
При этом гарантированное законом право Соколова А.С. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилья по договорам найма специализированных жилых помещений и включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Содержащееся в пункте 3 статьи 3 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъект Российской Федерации само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определения перечня документов, которые должны быть представлены, наименование органа в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути сформирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, не поставлено в зависимость от даты включения в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Наличие указанного списка и включение в него Соколова А.С. не может являться препятствием для защиты его жилищных прав.
Доводы апеллянта об отсутствии финансирования, а также о том, что финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии со ст. 8 от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей", являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, несостоятельны, поскольку действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и к выражению несогласия с толкованием и применением судом норм материального права.
Таким образом, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, установил их полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дал им надлежащую оценку и постановил решение согласно подлежащим применению нормам материального права при соблюдении норм процессуального права, в связи с чем, постановленное решение является законным и обоснованным.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального района суда г.Симферополя Республики Крым от 24 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Симферополя – без удовлетворения.
Председательствующий: Кирюхина М.А.
Судьи: Белоусова В.В.
Кузнецова Е.А.