Дело № 2-235/2020
УИД 75RS0025-01-2019-002400-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Чита 02 марта 2020 года
Читинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Цыбеновой Д.Б.,
при секретаре Лазаренко Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костроминой О. И., Калининой Т. М., Овчинниковой С. А., Янцевич О. В., Сошниковой Г. Л., Самойловой О. С. к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа пгт. Атамановка, Комитету образования администрации муниципального района «Читинский район» Забайкальского края, Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о признании незаконным дополнительного соглашения к трудовому договору, нормативных актов в части установления размера и порядка начислений доплаты за квалификацию, взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Костромина О.И., Калинина Т.М., Овчинникова С.А., Янцевич О.В., Сошникова Г.Л., Самойлова О.С. обратились в суд с исковыми заявлениями, ссылаясь на следующее. Истцы состоят в трудовых отношениях с муниципальным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой пгт Атамановка. Истец Костромина О.И. работает в должности учителя по биологии, Калинина Т.М. – в должности учителя физики, Сошникова Г.Л. – в должности учителя начальных классов, Янцевич О.В. – в должности учителя русского языка и литературы, Самойлова О.С. – в должности учителя начальных классов, Овчинникова С.А. – в должности учителя технологии. Указывают, что в 2018 году работодатель необоснованно изменил порядок и размер выплаты за квалификационную категорию. Приказами Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в 2018 году Костроминой О.И. присвоена первая квалификационная категория, установлена доплата в размере 10% к должностному окладу. В 2014 году Калининой Т.М. присвоена первая квалификационная категория, установлена доплата в размере 10% к должностному окладу. В 2016 году Сошниковой Г.Л. присвоена первая квалификационная категория, установлена доплата в размере 10% к должностному окладу. В 2014 году Янцевич О.В. присвоена первая квалификационная категория, установлена доплата в размере 10% к должностному окладу. В 2015 году Самойловой О.С. присвоена первая квалификационная категория, установлена доплата в размере 10% к должностному окладу. В 2017 году Овчинниковой С.А. присвоена высшая квалификационная категория, установлена доплата в размере 15% к должностному окладу.
Данные доплаты указаны в дополнительных соглашениях к трудовому договору от 01.09.2018, 01.09.2019. В 2019 году эту доплату стали начислять не к окладу за фактическую педагогическую нагрузку, а на 18 часов, в результате чего размер выплаты уменьшился. Об изменении порядка выплаты истцов не уведомляли. Указанные изменения подтверждаются дополнительными соглашениями от 01.09.2019, с которым истцы не согласны. В связи с существенным снижением заработной платы, полагают действиями ответчиков истцам причинен моральный вред. С учетом уточнений просили признать незаконными и отменить дополнительные соглашения к трудовым договорам, заключенные между МОУ Средняя общеобразовательная школа пгт. Атамановка с истцами Костроминой О.И., Калининой Т.М., Овчинниковой С.А., Янцевич О.В. в части установления размера и порядка начислений за квалификацию.
Просили взыскать с ответчика – МОУ Средняя общеобразовательная школа пгт. Атамановка в пользу:
Костроминой О. И. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за 2018/2019 учебный год в размере 20 438 руб. 30 копейки, возмещение морального вреда в размере 10000 рублей,
Калининой Т. М. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за 2018/2019 учебный год в размере 20 719 руб. 43 коп., возмещение морального вреда в размере 50000 рублей,
Овчинниковой С. А. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за 2018/2019 учебный год в размере 12 877 руб.76 копеек, возмещение морального вреда в размере 15000 рублей,
Янцевич О. В. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за 2018/2019 учебный год в размере 22 053 руб., возмещение морального вреда в размере 15000 рублей,
Сошниковой Г. Л. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за 2018/2019 учебный год в размере 9259 руб.90 копеек за квалификационную категорию, 12827 руб. 45 коп. - индексацию базового оклада, возмещение морального вреда в размере 30000 рублей.
Самойловой О. С. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за 2018/2019 учебный год в размере 20603 руб.99 копеек за квалификационную категорию, 18096 руб. 61 коп. - индексацию базового оклада, возмещение морального вреда в размере 50000 рублей.
Истцы Сошникова Г.Л., Самойлова О.С. просили обязать МОУ Средняя общеобразовательная школа пгт. Атамановка производить начисление и выплату заработной платы за квалификационную категорию Сошниковой Г.Л., Самойловой О.С. в соответствии с фактической учебной нагрузкой.
Определениями суда в качестве соответчиков по делу привлечены Комитет образования администрации муниципального района «Читинский район» и Министерство образования науки и молодежной политики Забайкальского края, в качестве третьего лица – Комитет по финансам администрации Читинского района.
В судебное заседание истцы Сошникова Г.Л., Самойлова О.С. исковые требования с учетом уточнений поддержали.
Истцы Костромина О.И., Калинина Т.М., Овчинникова С.А., Янцевич О.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В судебное заседание представители ответчиков МОУ Средняя общеобразовательная школа пгт. Атамановка, Комитета образования администрации муниципального района «Читинский район», Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, третьего лица Комитета по финансам администрации Читинского района в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты груда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
Таким образом, система оплаты труда применительно к статье 135 ТК РФ включает: фиксированный размер оплаты труда; доплаты, надбавки компенсационного характера; доплаты и надбавки стимулирующего характера.
Стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя.
В силу части 1 статьи 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) устанавливаются: в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела истец Костромина О.И. работает в МОУ СОШ пгт. Атамановка в должности учитель биологии с 06.08.2015.
Согласно условиям дополнительного соглашения к трудовому договору от 06.08.2015 Костроминой О.И. установлена нагрузка на 2018-2019 учебный год 34 часа в неделю, установлен должностной оклад в размере 9125 руб., стимулирующие выплаты: надбавка за выслугу лет – 25% к окладу, надбавка за квалификационную категорию 10% к окладу, выплаты за интенсивность.
Истец Калинина Т.М. работает в МОУ СОШ пгт. Атамановка в должности учитель физики с 01.09.2009.
Согласно условиям дополнительного соглашения от 01.09.2018 к трудовому договору от 01.09.2009 Калининой Т.М. установлена нагрузка на 2019-2020 учебный год 36 часов в неделю, установлен должностной оклад в размере 9125 руб., стимулирующие выплаты: надбавка за выслугу лет – 25% к окладу, надбавка за квалификационную категорию 10% к окладу, выплаты за интенсивность.
Истец Сошникова Г.Л. работает в МОУ СОШ пгт. Атамановка в должности учитель начальных классов с 31.08.2013.
Согласно условиям дополнительного соглашения от 01.09.2018 к трудовому договору от 31.08.2013 Сошниковой Г.Л. установлена нагрузка на 2018-2019 учебный год 27 часов в неделю, установлен должностной оклад в размере 9125 руб., стимулирующие выплаты: надбавка за выслугу лет – 25% к окладу, надбавка за квалификационную категорию 10% к окладу, выплаты за интенсивность.
Истец Янцевич О.В. работает в МОУ СОШ пгт. Атамановка в должности учитель русского языка и литературы с 06.09.2012.
Согласно условиям дополнительного соглашения от 01.09.2019 к трудовому договору от 06.09.2012 Янцевич О.В. установлена нагрузка на 2019-2020 учебный год 36,5 часов в неделю, установлен должностной оклад в размере 9125 руб., стимулирующие выплаты: надбавка за выслугу лет – 25% к окладу, надбавка за квалификационную категорию 10% к окладу, выплаты за интенсивность.
Истец Самойлова О.С. работает в МОУ СОШ пгт. Атамановка в должности учитель начальных классов с 01.09.2012.
Согласно условиям дополнительного соглашения от 01.09.2018 к трудовому договору от 01.09.2012 Самойловой О.С. установлена нагрузка на 2018-2019 учебный год 36 часов в неделю, установлен должностной оклад в размере 9125 руб., стимулирующие выплаты: надбавка за выслугу лет – 25% к окладу, надбавка за квалификационную категорию 10% к окладу, выплаты за интенсивность.
Истец Овчинникова С.А. работает в МОУ СОШ пгт. Атамановка в должности учитель технологии с 01.09.2009.
Согласно условиям дополнительного соглашения от 01.09.2019 к трудовому договору от 01.09.2009 Овчинниковой С.А. установлена нагрузка на 2019-2020 учебный год 30 часов в неделю, установлен должностной оклад в размере 9125 руб., стимулирующие выплаты: надбавка за выслугу лет – 25% к окладу, надбавка за квалификационную категорию 15 % к окладу, выплаты за интенсивность.
Приказами Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в 2018 году Костроминой О.И. присвоена первая квалификационная категория, установлена доплата в размере 10% к должностному окладу. В 2014 году Калининой Т.М. присвоена первая квалификационная категория, установлена доплата в размере 10% к должностному окладу. В 2016 году Сошниковой Г.Л. присвоена первая квалификационная категория, установлена доплата в размере 10% к должностному окладу. В 2014 году Янцевич О.В. присвоена первая квалификационная категория, установлена доплата в размере 10% к должностному окладу. В 2015 году Самойловой О.С. присвоена первая квалификационная категория, установлена доплата в размере 10% к должностному окладу. В 2017 году Овчинниковой С.А. присвоена высшая квалификационная категория, установлена доплата в размере 15% к должностному окладу.
В соответствии с Порядком определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утвержденным Приказом Министерства образования Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601, норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляет 18 часов в неделю.
Согласно п. 2.8.1 приложения 1 к Приказу Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601 учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы, которая признана нормируемой частью их педагогической работы и расчетной величиной для исчисления заработной платы за месяц.
Согласно п.п. 2.3.4.4. Положения об оплате труда работников муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы пгт. Атамановка, утвержденного директором школы 31 августа 2018 года выплаты за специфику работы устанавливается педагогическим работникам за наличие аттестации на соответствие занимаемой должности в размере 5% к окладу (должностному окладу);первой квалификационной категории в размере 10% к окладу (должностному окладу); высшей квалификационной категории в размере 15% к окладу (должностному окладу) (п.2.3.3).
Пункт 1 Положения об оплате труда работников муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы пгт. Атамановка, предусматривает, что данное положение разработано в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, которые утверждаются на каждый год решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В соответствии с п. 36 «Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год» (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2018 г., протокол № 12) при заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены пунктом 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу № 1601, необходимо обеспечивать включение в них условий, связанных с фактическим объемом учебной нагрузки, определяемым ежегодно на начало учебного года в порядке, предусмотренном разделами II - V приложения 2 к приказу № 1601, а именно размером заработной платы, исчисленным с учетом фактического объема учебной нагрузки, фактического объема педагогической работы, с уточнением правил применения повышающих коэффициентов за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям при оплате труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. N 1601 установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы;
размерами и факторами, обусловливающими получение выплат компенсационного характера, в том числе выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым могут быть отнесены выплаты за дополнительную работу, связанную с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководство предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами дополнительной работы, определение которых следует осуществлять из размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню ПКГ без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах);
размерами и условиями выплат стимулирующего характера.
В системах оплаты труда педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу N 1601, выполняющих с их письменного согласия педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу сверх установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы, в целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности педагогических работников следует предусматривать следующий порядок исчисления заработной платы за весь объем педагогической или учебной (преподавательской) работы:
для педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.7 и в подпункте 2.8.1 указанного приказа, - путем умножения размеров ставок заработной платы, установленных за календарный месяц по квалификационному уровню ПКГ без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за квалификационные категории или по иным основаниям, на фактический объем учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы.
Согласно пункту 2.2 приложения 2 к приказу № 1601 отдельным учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю, должна обеспечиваться выплата ставок заработной платы в полном объеме при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой.
На основании абз. 9 раздела IX «Особенности формирования системы оплаты труда работников сферы образования» Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018, 2019 годы предусмотрено, что при наличии у работников права на применение повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию определять следует отдельно без учета других повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах, которые затем суммировать и применять путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленной за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.
Согласно ст. 135 ТК РФ Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры.
Положением об оплате труда работников МОУ СОШ пгт. Атамановка установлена такая стимулирующая выплата как надбавка за квалификационную категорию на ставку заработной платы. Действительно, установление стимулирующей выплаты за квалификационную категорию является правом работодателя (ст. 135 ТК РФ). Между тем, самостоятельно установив такую надбавку, работодатель, в нарушение действующих Единых рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, не вправе был ограничить круг работников, которым такая надбавка может быть начислена и выплачена. Так, абз. 6 ч. 2 ст. 22 ТК РФ, обязывающий работодателя устанавливать одинаковый размер оплаты труда работникам, выполняющим одинаковые трудовые обязанности в одних и тех же условиях, а также статья 132 названного Кодекса, устанавливающая зависимость заработной платы работника от количества и качества затраченного труда, направлены на реализацию основных принципов правового регулирования трудовых отношений - равенства прав и возможностей работников, обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, запрещения дискриминации в сфере труда, учитывают баланс интересов сторон трудового договора, являющийся условием гармонизации трудовых отношений, а также гарантируют надлежащую защиту прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении.
Согласно ст. 3 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Статьей 1 Конвенции N 111 Международной организации труда «Относительно дискриминации в области труда и занятий» определено, что термин «дискриминация» включает: всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на признаках расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения и имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий. Статьей 2 Конвенции установлено, что всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на специфических требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией. Свобода трудовых отношений в ее конституционно-правовом смысле предполагает соблюдение принципов равенства и согласования воли сторон, стабильности данных правоотношений. Субъекты трудовых отношений свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий. Запрещение дискриминации в сфере труда направлено на обеспечение равных возможностей в осуществлении своих способностей к труду. Исключительно деловые качества работника должны учитываться при заключении трудового договора, при оплате труда, поручении тех или иных производственных заданий. Каких-либо особенностей по оплате труда лиц, работающих свыше нормы часов рабочего времени, позволяющих исключить выплаты стимулирующего характера при оплате труда таких работников, ни в Трудовом кодексе Российской Федерации, ни в Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018, 2019 г., утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не содержится. В вышеуказанных Единых рекомендациях также закреплены принципы формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда, в которых указано на обязательность установления в государственных и муниципальных учреждениях систем оплаты труда, в том числе, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая фиксированные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленные нормы труда (нормы часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы), а также размеры доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, размеры выплат стимулирующего характера, на обязательность обеспечения равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда, а также результатами деятельности учреждений. По существу порядок начисления надбавки за квалификационную категорию на ставку заработной платы лишает работников, работающих свыше нормы часов рабочего времени и внесших свой вклад в результаты деятельности учреждения в повышенном размере, права на получение выплат стимулирующего характера за профессиональную квалификационную категорию с учетом их фактической нагрузки. Такие условия оплаты труда являются дискриминационными по отношению к этим работникам при оплате их работы.
На основании изложенного, требования истцов о признании незаконными дополнительных соглашений к трудовым договорам в части установления размера и порядка начислений за квалификацию, взыскании с ответчика недоначисленной и невыплаченной заработной платы с учетом надбавки за квалификационную категорию, начисленной на фактический объем учебной нагрузки, возложении обязанности производить начисление и выплату заработной платы за квалификационную категорию в соответствии с фактической нагрузкой являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований о признании незаконным изменения условий трудовых договоров сторон, оформленных дополнительным соглашением к ним в части изменения условий оплаты труда, поскольку они ухудшает положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством.
Истцами представлены расчеты взыскиваемых сумм, в соответствии с которым размер недоначисленной заработной платы за период с 01.09.2019 по 30.11.2019 составляет: в отношении Костроминой О.И. в размере 20 438,30 руб., Калининой Т.М.- в размере 20 719,43 руб., Овчинниковой С.А. -в размере 12 877,76 руб., Янцевич О.В. - в размере 22 053 руб., Сошниковой Г.Л. – в размере 9259,9 руб., Самойловой О.С. в размере 20 603, 99 руб.
Ответчиками контррасчет недоначисленной и невыплаченной заработной платы не представлен.
Расчеты, представленные истцами судом проверены, являются арифметически верными.
Кроме того истцами Сошниковой Г.Л., Самойловой О.С. заявлены дополнительные требования о взыскании индексации базового оклада.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 20.11.2018 N 472 "О внесении изменений в постановление Правительства Забайкальского края от 30 июня 2014 года N 382" "О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессионально-квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края" утверждены изменения размеров базовых окладов. Постановление вступило в силу с 1 января 2019 года.
Согласно расчетных листов индексация истцам произведена с октября 2019 года. Таким образом, задолженность по заработной плате с учетом индексации базовых окладов составляет за период с января по сентябрь 2019 года в отношении Сошниковой Г.Л. 12 827,24 руб., в отношении Самойловой О.С. - 18.096,61 руб.
Данный расчеты ответчиками не оспорены, судом признаны арифметически верными.
С учетом изложенного, данные суммы подлежат взысканию в пользу истцов Самойловой О.С., Сошниковой Г.Л.
Доводы соответчика Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о том, что они являются не надлежащими ответчиками по делу, несостоятельны.
Финансирование на оплату труда истцам производится Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края за счет субвенции, из Устава МОУ СОШ пгт. Атамановка следует, что действия учредителя от имени администрации муниципального района «Читинский район» осуществляет Комитет образования администрации муниципального района «Читинский район», который принимает участие в распределении финансовых средств, перечисляемых из субвенции края муниципальным бюджетным учреждениям для оплаты труда работников.
Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края является главным распорядителем бюджетных средств.
Поэтому суд считает, что Комитет образования администрации муниципального района «Читинский район» и Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края несут обязанность по финансированию МОУ СОШ пгт. Атамановка денежными средствами для выплаты истцам недоначисленной и невыплаченной заработной платы в случае недостаточности указанных средств у учреждения, в пределах выделяемых на эти цели субвенций.
В соответствии с ч. 1 ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости (абзац четвертый пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).
На основании изложенного, суд считает возможным взыскать с ответчика, исходя из требований разумности и справедливости, в пользу истцов, компенсацию морального вреда в размере - 1000 рублей каждому.
С учетом материального положения ответчика МОУ СОШ пгт. Атамановка, являющегося бюджетным учреждением, финансирующимся за счет средств бюджета муниципального района суд, согласно ч.2 ст.333.20 НК РФ, считает необходимым уменьшить размер подлежащей взысканию государственной пошлины до 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Костроминой О. И., Калининой Т. М., Овчинниковой С. А., Янцевич О. В., Сошниковой Г. Л., Самойловой О. С. удовлетворить частично.
Признать незаконными и не подлежащими применению дополнительные соглашения к трудовым договорам, заключенные между МОУ Средняя общеобразовательная школа пгт. Атамановка с Костроминой О.И., Калининой Т.М., Овчинниковой С.А., Янцевич О.В., в части установления размера и порядка начислений за квалификацию.
Взыскать с МОУ Средняя общеобразовательная школа пгт. Атамановка в пользу:
Костроминой О. И. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за 2018/2019 учебный год в размере 20 438 руб. 30 копейки, возмещение морального вреда в размере 1000 рублей,
Калининой Т. М. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за 2018/2019 учебный год в размере 20 719 руб. 43 коп., возмещение морального вреда в размере 1000 рублей,
Овчинниковой С. А. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за 2018/2019 учебный год в размере 12 877 руб.76 копеек, возмещение морального вреда в размере 1000 рублей,
Янцевич О. В. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за 2018/2019 учебный год в размере 22 053 руб., возмещение морального вреда в размере 1000 рублей,
Сошниковой Г. Л. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за 2018/2019 учебный год в размере 9259 руб.90 копеек за квалификационную категорию, 12827 руб. 45 коп. - индексацию базового оклада, возмещение морального вреда в размере 1000 рублей.
Самойловой О. С. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за 2018/2019 учебный год в размере 20603 руб.99 копеек за квалификационную категорию, 18096 руб. 61 коп. - индексацию базового оклада, возмещение морального вреда в размере 1000 рублей.
Обязать МОУ Средняя общеобразовательная школа пгт. Атамановка производить начисление и выплату заработной платы за квалификационную категорию Сошниковой Г.Л., Самойловой О.С. в соответствии с фактической учебной нагрузкой.
Обязать Комитет образования муниципального района «Читинский район», Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в случае недостаточности денежных средств у МОУ Средняя общеобразовательная школа пгт. Атамановка профинансировать денежными средствами образовательное учреждение для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы в пределах, выделяемых на эти цели субвенций из краевого бюджета, направленных на оплату труда работников образовательных учреждений.
Взыскать с МОУ Средняя общеобразовательная школа пгт. Атамановка государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Читинский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Цыбенова Д.Б.
Решение в окончательной форме принято 06.03.2020.