Решение по делу № 2-605/2013 от 18.01.2013

Дело № 2-605/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 февраля 2013 года Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Цыцаркиной С.И.,

при секретаре судебного заседания Фатиной Д.В.,

с участием истицы Поляковой О.В.,

представителя ответчика ГУ-УПФ РФ № 11 по г.Москве и Московской области – по доверенности Поповой Л.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поляковой О.В. к ГУ-УПФ РФ № 11 по г.Москве и Московской области о включении периода работы в специальный стаж и назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истец Полякова О.В. обратилась в суд с иском и с учетом уточнения требований просит включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью, в льготном исчислении период ее работы с <дата> по <дата> в должности палатной медсестры отделения анестезиологии-реанимации ГКБ <номер>, и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 08.10.2012г.

Свои требования мотивирует тем, что 08.10.2012г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с пп.2 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ. Однако в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ответчиком было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа. Ответчиком период ее работы с <дата> по <дата> в должности палатной медсестры отделения анестезиологии-реанимации ГКБ <номер> принят к зачету не в льготном исчислении. Считает, что данный отказ ущемляет ее права по сравнению с правами других лиц, выполняющих аналогичную работу, и противоречит нормам законодательства, поскольку занимаемая ею должность входит в Список должностей, дающих право на пенсию в связи с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста, из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой профессии, для которой характерно постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая нагрузка. В спорный период ее характер работы не менялся, она работала на полную ставку, оказывала реанимационную помощь нуждающимся, в случае необходимости. Служебные обязанности палатной медсестры выполняла в полном объеме и согласно должностным инструкциям. Также она получала за вредность надбавку, молоко, увеличенный отпуск. Согласно Приказу Департамента Здравоохранения г.Москвы № 484 от 17.08.1995 года руководителям ЛПУ в связи с конфликтными ситуациями при правильном решении вопроса пенсионного обеспечения работников здравоохранения, в случае неправильного наименования структурных подразделений или должностей предписывалось внести изменения в трудовые книжки работников, однако данные изменения были произведены только в октябре 2001 года. Поскольку надлежащее ведение трудовой книжки является обязанностью работодателя, и ненадлежащее исполнение им своих обязанностей не может лишить ее права на включение спорного периода в специальный стаж в льготном исчислении, так как она не может отвечать за допущенные работодателем ошибки.

Истец Полякова О.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования с учетом их уточнения.

Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ № 11 по г.Москве и Московской области (по доверенности Попова Л.А.) в судебном заседании не согласилась с иском Поляковой О.В., представив письменные объяснения на иск, из которых следует, что период работы с <дата> по <дата> в должности палатной медсестры реанимационно-анестезиологического отделения в ГКБ <номер> не возможно включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, так как Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения не предусмотрено такое наименование отделения как «реанимационно-анестезиологическое отделение». У ответчика нет права самому расширять Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ, а также оценивать такие факторы как характер или условия труда, исходя из аналогии, и устанавливать тождественность учреждения, не предусмотренных в данных Списках (л.д.29).

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что Полякова О.В., <дата> рождения, работала: с <дата> принята в ГКБ <номер> на должность медсестры по 9 разряду ЕТС в реанимационно-анестезиологическое отделение, <дата> переведена на должность медсестры-анестезистки 8р ЕТС по оказанию экстренной помощи, <дата> уволена по собственному желанию (л.д.14-19).

08.10.2012г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001г. (л.д.30).

Из протокола <номер> от 16.11.2012г. усматривается, что истцу отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа. Период работы Поляковой О.В. в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев с <дата> по <дата> в должности палатной медсестры реанимационно-анестезиологического отделения ГКБ <номер>, включить в специальный стаж невозможно, так как Разделом 1 Перечня Списка структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа которых в течении года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев не предусмотрено структурного подразделения учреждения здравоохранения с таким наименованием как «реанимационно-анестезиологическое отделение» (л.д.10-13).

Из архивных справок Центрального объединенного архива Департамента здравоохранения г.Москвы усматривается. что Полякова О.В. зачислена с <дата> на должность палатной медицинской сестры реанимационно-анестезиологического отделения (с 2000г. – отделение анестезиологии-реанимации). Переведена с <дата> на должность медицинской сестры-анестезистки для оказания экстренной помощи отделения анестезиологии-реанимации. Уволена <дата> по собственному желанию. В период с <дата> по <дата> Полякова О.В. работала на полную ставку, получала надбавку за вредность, очередной отпуск предоставлялся ежегодно. Сведений о направлении на курсы повышения квалификации не имеется, Учебные отпуска в указанный период не предоставлялись. Сведений о предоставлении отпусков без сохранения содержания по уходу за ребенком, других отпусков без сохранения содержания не имеется (л.д.20-22).

Согласно справке ГКБ <номер> от 11.02.2013г. в ГКБ до 1999г. согласно штатного расписания имелось отделение реанимационно-анестезиологическое, работа в котором предусматривала выполнение функциональных обязанностей медицинскими сестрами реанимационно-анестезиологического такие же, как и при переименовании этого отделения в отделение анестезиологии-реанимации. После получения Перечня структурных подразделений и должностей врачей и среднего мед. персонала, работа в котором дает право 1 год работы считать за 1 год 6 месяцев, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, штатное расписание приведено в соответствие, то есть отделение именуется отделением анестезиологии-реанимации (л.д.53).

Также в материалах дела имеется копия должностной инструкции медицинской сестры палатной отделения анестезиологии-реанимации ГКБ <номер> (л.д.52).

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом.

Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173 от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым право на досрочную трудовую пенсию имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, независимо от возраста.

Согласно п. 2 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список и Правила, которые определили наименование должностей и учреждений здравоохранения.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. Согласно этому списку врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности имеют право на пенсию за выслугу лет. Причем, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях независимо от ведомственной подчиненности учреждения (организации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.99 г. № 1066, вступившим в законную силу с 1.11.99 г. утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, из которых следует, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет… засчитываются периоды работы до 1.11.99 г. в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, а периоды работы после указанной даты – в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п.1 настоящего постановления.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 3.11.99 г. № 395 утверждена Номенклатура учреждений здравоохранения.

В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1.01.1991г.

Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, установлен Правилами, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781. В соответствии с п.5 этих Правил периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

В силу положений Конституции РФ, в Российской Федерации не должны приниматься правовые акты, ущемляющие права одних граждан по сравнению с другими.

Судом установлено, что спорным является период работы Поляковой О.В. с <дата> по <дата> в должности в должности палатной медсестры реанимационно-анестезиологического отделения ГКБ <номер>.

Анализируя собранные данные, суд приходит к выводу, что период работ истца с <дата> по <дата> в должности в должности палатной медсестры реанимационно-анестезиологического отделения ГКБ <номер> подлежат включению в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, поскольку в указанные периоды истец выполняла работу по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения, что подтверждается выпиской из трудовой книжки, архивными справками, должностной инструкцией. Отсутствие в действующем Списке и Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения наименования отделения, как «реанимационно-анестезиологическое отделение» не может служить основанием для отказа в назначении пенсии.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Минтруда и социального развития РФ № 80 от 01.12.2003г. установлено тождество, в том числе, наименования структурного подразделения «общая анестезиология и реанимация с искусственным кровообращением» наименованию структурного подразделения»анестезиологии-реанимации», наименование структурных подразделений «общая реанимация и интенсивная терапия», «кардиореанимация и интенсивная терапия» наименованию структурного подразделения «реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений», предусмотренным Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается с стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющимся приложением к Правилам (л.д.51).

Довод ответчика о том, что списки расширительному толкованию не подлежат, основаны на разъяснении органов Пенсионного фонда РФ. Однако, при удовлетворении требований истца, суд не принимал попытку расширить перечень учреждений, и должностей, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию в связи с медицинской деятельностью, а устанавливал фактические обстоятельства по конкретному делу, что находится в полном соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».

Удовлетворяя исковые требования в указанной выше части, суд также исходит из того, что оснований полагать, что перечень приведенных в Списке наименований учреждений является закрытым, у суда нет, поскольку при ином толковании данного нормативного акта, которого придерживается ПФР, нарушается гарантированное Конституцией РФ, иными правовыми актами, равное право граждан на получение пенсии, а именно, лица, работавшие вне вошедших в Список, но непосредственно связанных с деятельностью по охране здоровья в государственных и муниципальных учреждениях, оказываются в худшем по сравнению с другими гражданами положении, что противоречит основам пенсионного законодательства РФ.

Учитывая, что работа в указанных выше должностях связана с лечебной деятельностью, предусматривает как непосредственное оказание медицинской помощи, так и лечения, суд отклоняет довод ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с тем, что учреждение, в котором работала истица в оспариваемый период времени, не включено в утвержденный Постановлением Правительства Список, поскольку вид деятельности, учитываемый при назначении льготной пенсии, не зависит от организационно-правовой формы учреждения.

Как следует из самого названия Списка, профессии и должности работников, выслуга по которым дает право на получение пенсии в соответствии со ст. 28 Закона "О трудовых пенсиях в РФ", должны быть непосредственно связаны с деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных лечебных учреждениях.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года N 11-П, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим... в учреждениях здравоохранения... в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованным с точки зрения конституционного требования равноправия применительно к правам, гарантированным статьей 39 Конституции РФ. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает помимо прочего запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях. До установления надлежащего правового регулирования периоды работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности (п.п. 2, 3.3, 3.4 мотивировочной части Постановления N 11-П).

Из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 года N 81-О, вытекает, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационно-правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность. Решающее значение имеет вопрос о тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается пенсия и которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественность выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на пенсию.

С учетом позиции Конституционного Суда РФ термин «учреждение здравоохранения» должен толковаться расширительно и применяться ко всем субъектам здравоохранения, в том числе к коммерческим организациям здравоохранения, целью деятельности которых является лечебная и иная работа по охране здоровья населения.

Днем обращения за пенсией считается день подачи заявления со всеми необходимыми документами. В случаях, когда к заявлению приложены не все необходимые для назначения пенсии документы, обратившемуся за пенсией дается разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если документы будут представлены не позднее трех месяцев со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения считается день подачи заявления.

С заявлением о назначении пенсии истец обратилась 08.10.2012 года. В связи с возникновением спора по вопросу включения в стаж определенного периода обратился в суд. Окончательно спор между сторонами разрешен в судебном порядке, что свидетельствует об отсутствии оснований для изменения срока, с которого истцу должна назначаться пенсия. Суд считает, что пенсию истцу следует назначить с того дня, когда она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, т.е. с 08.10.2012г. Стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения у истца, имелся, в связи с чем, доводы ответчика в указанной части, суд находит несостоятельными.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Поляковой О.В. удовлетворить.

Включить в подсчет стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Поляковой О.В. период работы с <дата> по <дата> в должности палатной медсестры реанимационно-анестезиологического отделения Городской клинической больницы <номер> – в льготном исчислении.

Обязать Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда РФ № 11 по г.Москве и Московской области назначить Поляковой О.В. досрочную трудовую пенсию по основаниям пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 08 октября 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья:

2-605/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Полякова О.В.
Ответчики
ГУ УПФ РФ № 11 по г. Москве и Московской области
Суд
Серпуховский городской суд Московской области
Дело на странице суда
serpuhov.mo.sudrf.ru
18.01.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.01.2013Передача материалов судье
23.01.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.01.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.02.2013Судебное заседание
25.02.2013Дело сдано в канцелярию
26.03.2013Дело оформлено
26.03.2013Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее