К делу № 2-1448/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Темрюк 08 августа 2013 года
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Гарькуша А.Ф.,
при секретаре Малюк А.Н.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Темрюкского района Ерина Р.Ю.,
представителя ответчика – администрации муниципального образования Темрюкский район Рябовой Е.В., действующей на основании доверенности,
представителя Управления по вопросам семьи и детства администрации МО Темрюкский район Прохоровой Е.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Темрюкского района в интересах В к администрации муниципального образования Темрюкский район о предоставлении специализированного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Темрюкского района обратился в суд с иском в интересах Воробьевой Н.Н. о возложении на администрацию муниципального образования <адрес> обязанности предоставить в порядке очередности В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, специализированное жилое помещение, расположенное в пределах <адрес>, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Свои требования истец обосновал тем, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Воробьева Н.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая на основании постановления главы муниципального образования Темрюкский район от 08.08.2012г. № поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по вышеуказанной категории лиц. Однако, до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено, что является нарушением ст.57 ЖК РФ в соответствии с которой, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании помощник прокурора Ерин Р.Ю. поддержал исковые требования, уточнив их, и просил обязать администрацию МО Темрюкский район предоставить Воробьевой Н.Н. вне очереди изолированное, пригодное для постоянного проживания граждан, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в городе Темрюке Краснодарского края, площадью не ниже установленных социальных норм и отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Воробьева Н.Н., будучи надлежащим образом уведомлена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, согласно телефонограмме просит суд рассмотреть дело в ее отсутствие, на иске настаивает.
Представитель ответчика администрации МО Темрюкский район Рябова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что Воробьева Н.Н. значится в списках детей-сирот оставшихся без попечения родителей и будет обеспечена жильем в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан указанной категории, в силу закона на администрацию Темрюкского района уже возложена обязанность по предоставлению Воробьевой Н.Н. жилого помещения.
Представитель Управления по вопросам семьи и детства администрации МО Темрюкский район Прохорова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание предоставила письменное заключение, согласно которому Воробьева Н.Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма до 1 января 2013 года по муниципальному образованию Темрюкский район Краснодарского края, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда (приказ Министерства социального развития и семейной политики от ДД.ММ.ГГГГ №253-жс). Реализация права Воробьевой Н.Н. поставлена в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих аналогичное право как в муниципальном образовании Темрюкский район, так и в Краснодарском крае в целом. В связи с чем, управление по вопросам семьи и детства просит признать право Воробьевой Н.Н. на обеспечение специализированным жилым помещением в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009 - 2013 годы» в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в качестве нуждающейся в специализированном жилом помещении.
Представитель заинтересованного лица - Министерства финансов <адрес>, надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил суду отзыв на исковое заявление прокурора, в котором указал, что в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» - органы местного самоуправления муниципальных образований Края наделены отдельными государственными полномочиями по решению вопроса предоставления жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам путем приобретения (строительства) жилья. Кроме того, министерство социального развития и семейной политики <адрес> является уполномоченным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим перечисление субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на реализацию <адрес> от 03.06.2009г. №1746-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>». Просит суд исключить министерство финансов <адрес> из числа заинтересованных лиц по делу, прокурору <адрес> в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель заинтересованного лица – Министерства социального развития и семейной политики <адрес>, надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил суду отзыв на исковое заявление прокурора, в котором указал, что исходя из положения пункта 21 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1748-КЗ, включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от времени и даты принятия уполномоченным органом местного самоуправления заявления о включении указанных лиц в список. Учитывая нормы, указанные в статье 5 и 7 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 1748- КЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется в порядке очередности в соответствии со списком детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно положениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1654-КЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ № 2616-КЗ) «Об утверждении краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы» (принят постановлением Законодательного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1083-11) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется в соответствии с установленными сроками реализации указанной программы. Следовательно, Воробьева Н.Н. будет обеспечена жилым помещением в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Согласно подпункту «л» пункта 20 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 2662-КЗ «О внесении изменения в <адрес> «О краевом бюджете на 2013 и плановые периоды 2014 и 2015 годов» приложение 27 к <адрес> «О краевом бюджете на 2013 и плановые периоды 2014 и 2015 годов» дополнено таблицей 33 «Распределение субвенций на 2013 год бюджетам муниципальных районов (городских округов) на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа» согласно которой, муниципальному образованию <адрес> в 2013 году выделено 111 152 400 рублей на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав представленные документы, считает заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральный Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм, является государственным полномочием субъекта РФ и осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями (ст.7 указанного закона).
Абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Исходя из содержания указанных выше положений предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Положения перечисленных норм не содержали указания и на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, что предполагало возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Кроме того, в соответствии со статьей 72 (пунктами "к" и "ж" части первой) и статьей 76 (части вторая и пятая) Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В связи с этим, условия и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленные федеральным жилищным законодательством и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержащими нормы жилищного права, не могут быть ограничены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, ссылка Министерства социального развития и семейной политики <адрес> на то, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма в государственном жилищном фонде <адрес> осуществляется за счет субвенций из краевого бюджета, не может исключать действия норм федерального законодательства и не может служить основанием ограничения условий реализации прав указанной категории граждан на внеочередное получение жилых помещений по договору социального найма.
То же касается и указания на предоставление жилого помещения в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сам по себе факт такого учета означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Исковые требования прокурора <адрес> в части предоставления жилого помещения расположенного в пределах муниципального образования <адрес> ущемляют права Воробьевой Н.Н. и не подлежат удовлетворению в данной части. Согласно части 5 статьи 5 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 1748-КЗ в случае невозможности предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 статьи 5 Закона от 03.06.2009г. № 1748-КЗ, по месту их жительства в границе соответствующего населенного пункта, с согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения в другом населенном пункте в границах <адрес>.
Согласно пункту 1.3 «Порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма», утвержденного постановлением главы администрации (губернатором) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма» (далее Порядок), функции связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма лицам указанной категории осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов <адрес> (органы местного самоуправления) в случае наделения их законом <адрес> соответствующими государственными полномочиями.
Пунктом 4.4. указанного Порядка предусмотрено, что органами местного самоуправления предоставляются по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда, и основанием для заключения договора является постановление (распоряжение) главы муниципального образования о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма.
Исходя из анализа указанных норм Закона, следует, что администрация МО <адрес>, наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям оставшихся без попечения родителей, на основании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» ввиду чего, является надлежащим ответчиком по делу.
На основании постановления главы МО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ года, Воробьева Н.Н. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.
Как установлено в судебном заседании, Воробьева Н.Н. не обеспечена администрацией МО Темрюкский район вне очереди жилой площадью в соответствии с требованиями ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика, что Воробьева Н.Н. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями, и по поступлению бюджетных ассигнований будет обеспечен жильем в порядке указанной очереди. Данные доводы не основаны на законе и не могут быть приняты судом, поскольку разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям оставшихся без попечения родителей, жилой площадью во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом (ст.57 ЖК РФ, ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей»).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Темрюкского района удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Темрюкский район предоставить В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди изолированное, пригодное для постоянного проживания граждан, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение месяца.
Председательствующий: А.Ф. Гарькуша