Дело № 2а-3436/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Махачкала 11.12.2020
мотивированное: 18.12.2020
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе судьи Чоракаева Т.Э.
при секретаре Яхьяеве А.Х.,
с участием представителя административной истицы Магомедовой Р.С. Алигаджиева А.М.,
представителя административного ответчика Администрации г. Махачкалы Рустамова А.Д.,
представителя административного ответчика Управления имущественных и земельных отношений г. Махачкалы Ахмедбекова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Магомедовой ФИО9 к Управлению имущественных и земельных отношений г. Махачкалы и Администрации г. Махачкалы о признании незаконным уведомления Управления имущественных и земельных отношений г. Махачкалы № 51.17.МФЦ-6796/20 от 04.09.2020 и обязании повторно рассмотреть вопрос издания постановление о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Магомедова Р.С. обратилась в суд с административным иском к Управлению имущественных и земельных отношений г. Махачкалы и Администрации г. Махачкалы о признании незаконным уведомления Управления имущественных и земельных отношений г. Махачкалы № 51.17.МФЦ-6796/20 от 04.09.2020 и обязании повторно рассмотреть вопрос издания постановление о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>
Иск мотивирован тем, что административный истец является членом с/т «Ветеран» и обратился в Управление имущественных и земельных отношений г. Махачкалы за оказанием муниципальной услуги: «Предоставление в собственность, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов» в отношении указанного земельного участка по адресу: <адрес> приложив к заявлению все необходимые документы, однако уведомлением № 51.17.МФЦ-6796/20 от 04.09.2020 в предоставлении муниципальной услуги было отказано. Основание отказа: представлен неполный документ для предоставления муниципальной услуги, а именно отсутствуют сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию садоводческого товарищества.
Указанные основания административный истец считает незаконными, поскольку земельный участок предоставлен на законных основаниях, правовые основания для отказа в предоставлении земельного участка отсутствовали.
Надлежаще извещенный административный истец Магомедова Р.С. на рассмотрение дела не явилась, от неё поступило заявление о рассмотрении административного дела в её отсутствие.
Представитель административного истца Магомедовой Р.С. Алигаджиев А.М. поддержал административный иск по изложенным в нём основаниям.
Представитель административного ответчика Администрации г. Махачкалы Рустамов А.Д. возражал против удовлетворения иска.
Представитель административного ответчика Управления имущественных и земельных отношений г. Махачкалы Ахмедбеков А.А. в суде также возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в обжалуемом уведомлении.
Суд считает возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.
Выслушав явившихся участников, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Административным истцом Магомедовой А.М. перед судом поставлены вопросы о признании незаконным уведомления Управления имущественных и земельных отношений г. Махачкалы № 51.17.МФЦ-6796/20 от 04.09.2020 и обязании повторно рассмотреть вопрос издания постановление о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Обжалуемое уведомление датируется 04.09.2020, административный иск заявлен 19.10.2020, следовательно, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок обращения в суд заявителем не нарушен.
Из представленной членской книжки садовода следует, что административный истец Магомедова Р.С., 1956 года рождения, является членом с/т «Ветеран» с 14.08.1998, ей предоставлен земельный участок № 160 (линия 6) площадью 500 кв. м. Сведения членской книжки садовода соответствуют паспортным данным истца.
Указанным документом достоверно подтверждается факт принятия административного истца в члены садоводческого товарищества «Ветеран» и предоставления ему индивидуально определенного земельного участка.
Распоряжением Управления по земельным ресурсами и землеустройству г. Махачкалы от 18.11.2019 № 3055-СРЗУ административному истцу утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно ст. 3 ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» до 31.12.2020 члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
- по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Предоставление земельного участка в собственность гражданина в этом случае осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 39.2 ЗК РФ, на основании заявления гражданина или его представителя.
Издание постановления о предоставлении земельного участка производится в порядке оказания гражданину муниципальной услуги.
Постановлением Администрации ГОсВД «город Махачкала» от 24.02.2016 № 123 утверждены административные регламенты предоставления муниципальных услуг МКУ г. Махачкалы «Управление имущественных и земельных отношений города», в том числе административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и их садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям без проведения торгов на территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала».
Отказывая административному истцу в предоставлении муниципальной услуги, административные ответчики указали в качестве основания для отказа на то, что представлен неполный документ для предоставления муниципальной услуги, а именно отсутствуют сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию садоводческого товарищества.
В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Между тем, как было указано выше, членство административного истца в садоводческом товариществе подтверждается допустимыми достоверными доказательствами.
Как неоднократно указывал Верховный Суд РФ, из содержания ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» следует, что факт распределения земельных участков может подтверждаться не только протоколом собрания членов садоводческого товарищества, но и иным документом. Согласно положению п. 2.7 ст. 3 указанного ФЗ заявитель должен представить доказательства своего членства в садоводческом товариществе и выделения ему в пользование земельного участка (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.04.2018 № 18-КГ18-38).
К таким доказательствам членства в садоводческом товариществе относятся не исключительно протокол о принятии в члены садоводческого товарищества и распределении земельных участков, но и иные доказательства, в частности, членская книжка садовода, списки членов садоводческого товарищества, если указанные доказательства содержат всю необходимую информацию о членстве в садоводческом товариществе и предоставлении индивидуально определенного земельного участка.
Указанных сведений в отношении административного истца было достаточно для того, чтобы определить расположение земельного участка и утвердить его схему на кадастровом плане территории.
Решение вопроса о том, входит ли земельный участок в земли, предоставленные садоводческому товариществу, административные ответчик не были вправе требовать от заявителя доказательства предоставления земельного участка самому садоводческому товариществу. Данный вопрос подлежал исследованию и оценке на основании документов, имеющихся в распоряжении органов муниципальной власти. При этом административный ответчик должен был не требовать от заявителя представления правоустанавливающего документа, а самостоятельно определить, предоставлялся ли земельный участок садоводческому товариществу с учетом того, что членство заявителя в садоводческом товариществе установлено.
Также суд принимает во внимание, что данный вопрос решался на этапе утверждения схемы расположения земельного участка, что в отношении заявителя было сделано.
Отказывая в оказании муниципальной услуги, административный ответчик не должен был ограничиваться формальным рассмотрение заявления.
Исследованию и оценке со стороны административного ответчика подлежало фактическое расположение земельного участка: на земельном участке, отведенном какому садоводческому товариществу он находится, а также оценка представленных административным истцом документов относительно их достоверности и полноты в качестве подтверждающих факт предоставления участнику садоводческого товарищества земельного участка на отведенной товариществу территории.
Указанное выполнено административным ответчиком не было. Документы заявителя рассмотрены формально, оценка им не дана.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что основание для отказа в предоставлении муниципальной услуги, указанное в обжалуемом уведомлении, не соответствует требованиям закона, само обжалуемое уведомление Управления имущественных и земельных отношений г. Махачкалы № 51.17.МФЦ-1204/20 от 20.02.2020 подлежит признанию незаконным и отмене с возложением на административных ответчиков обязанности повторно рассмотреть заявление о предоставлении муниципальной услуги: «Предоставление в собственность, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-189 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Магомедовой ФИО10 удовлетворить.
Признать незаконным уведомление Управления имущественных и земельных отношений г. Махачкалы от 04.09.2020 № 51.17.МФЦ-6796/2020.
Обязать Управление Управления имущественных и земельных отношений г. Махачкалы и Администрацию г. Махачкалы в месячный срок после вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Магомедовой ФИО11 о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес> и направить административному истцу мотивированный ответ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Т.Э. Чоракаев