Постановление
оназначении административного наказания
14ноября2017года городДушанбе
Судья109гарнизонного военного суда Крамской Сергей Анатольевич,при секретаре судебного заседанияАбдуллоевой Ш.Ю.,с участиемпомощникавоенного прокурора257военной прокуратурыЛеонова Т.М.,законного представителя Федерального государственного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №Министерства обороны Российской Федерации» Ахмедовой И.В.,рассмотрев в открытом судебном заседании в помещениисуда,расположенном по адресу:734067,<адрес>,материалы дела об административном правонарушении,предусмотренномч.2ст.6.17Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КОАП РФ),в отношении
юридического лица - Федерального государственного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №Министерства обороны Российской Федерации» (далее - ФГОУ «СОШ №МО РФ»),находящегося поадресу:<адрес>,войсковая часть полевая №,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ-м часуДД.ММ.ГГГГвФГОУ «СОШ №МО РФ»,находящемся по адресу:<адрес>,войсковая часть полевая №,в ходе проведения257военной прокуратуройпроверки соблюдения законодательства в сфере защиты несовершеннолетних от информации,причиняющей вред их здоровью и развитию,выявлено неприменение названным юридическим лицом,организующим доступ к распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации в местах,доступных для детей,административных и организационных мер,а такжетехнических,программно-аппаратных средств,направленных на указанную защиту.
Вэтой связиДД.ММ.ГГГГзаместитель военного прокурора257военной прокуратуры вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении,предусмотренномч.2ст.6.17КОАП РФ,вотношенииФГОУ «СОШ №МО РФ».
Законный представитель юридического лица Ахмедова И.В.в судебном заседаниипросила производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения.В обосновании доводов указала,что образовательным учреждением приняты меры к фильтрации контента сети «Интернет»,которые структурно состоят из трехуровневого ограничения доступа:на уровне самого компьютера,путём программного обеспеченияНэтСупортСкул; на уровнелокальной сети компьютерного класса,путёмвыхода в интернет только стехническогоразрешения преподавателя информатики; на уровнеруководителя занятий - обеспечен личный контроль педагога за работой обучающихся во время образовательного процесса с использованием сети «Интернет».Услуги по предоставлению доступа к сети телематических услуг связи к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей,в том числе к сети «Интернет»,по приёму и передаче телематических электронных сообщенийосуществляет оператор сотовой связи <данные изъяты> «<данные изъяты>»,договор с которым на оказание услуг заключён ПАО «<данные изъяты>».Кроме этого,назначен ответственный за ведение журнала подключения компьютеров к сети «Интернет».Данные фактыуказывают на принятие образовательной организацией комплекса административных,организационных и технических мер защиты детей от информации,причиняющей вред их здоровью и развитию.Образовательный процесс в период проверкине осуществлялся,в связи с чем,факт нанесения вреда здоровью и развитию обучающимся образовательной организацией отсутствует.
ПрокурорЛеоновТ.М.показал,что проверка соблюдения и исполнения ФГОУ «СОШ №МО РФ» законодательства в сфере защиты несовершеннолетних от информации,причиняющей вред их здоровью и развитию,проводилась в присутствии законного представителя юридического лица.Ход и результаты проверки фиксировались на фототехнику,фотоснимки приобщены к материалам дела вместе с объяснениями законного представителя юридического лица.
Заслушавпояснения законного представителя юридического лица и прокурора,исследовав материалы дела,прихожу к следующим выводам.
Как следует из материалов делаДД.ММ.ГГГГ помощником257военной прокуратуры проведена проверка исполнения юридическим лицом - ФГОУ «СОШ №МО РФ» - законодательства в сфере защиты несовершеннолетних от информации,причиняющей вред их здоровью и развитию.
В ходе проверки установлено,что на компьютерных устройствах,подключенных к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в классе информатики ФГОУ «СОШ №МО РФ»,возможенбеспрепятственный выход на страницы сайтов,содержащихинформацию,причиняющую вред здоровью и развитию детей, - экстремистские,порнографические материалы,а также инструкции по изготовлению наркотических средств.
По итогам проверки,ДД.ММ.ГГГГзаместителем прокурора257военной прокуратурывынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении,предусмотренном ч.2ст.6.17КОАП РФ,в отношении юридического лицаФГОУ«СОШ №МО РФ»,в связи с тем,что с использованием компьютеров,расположенных вучебном класседанного юридического лица,возможноосуществление выхода на страницы сайтов,содержащих информацию,причиняющую вред здоровью и развитию детей.
Частью2статьи6.17КОАП РФ предусмотрена административная ответственность за неприменение лицом,организующим доступ к распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети «Интернет») информации (за исключением операторов связи,оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи,заключенных в письменной форме) в местах,доступных для детей,административных и организационных мер,технических,программно-аппаратных средств защиты детей от информации,причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Под информацией,причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей,понимается информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей),распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с Федеральным законом «О защите детей от информации,причиняющей вред их здоровью и развитию».
Виды информации,причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей,указаны в статье5вышеназванного закона,к которым относится,в том числе и информация,побуждающая детей к совершению действий,представляющих угрозу их жизни и здоровью,к причинению вреда здоровью,способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства,психотропные или одурманивающие вещества,заниматься проституцией; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия; оправдывающая противоправное поведение; отрицающая семейные ценности,формирующая неуважение к родителям и другим членам семьи; порнографического характера,представляемая в виде изображения или описанияполовых отношений между мужчиной и женщиной.
Из положений ст.14Федерального закона«Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» следует,что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребёнка от информации,пропаганды и агитации,наносящих вред его здоровью,нравственному и духовному развитию,в том числе от национальной,классовой,социальной нетерпимости,от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий,от пропаганды социального,расового,национального и религиозного неравенства,от информации порнографического характера,от информации,пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения,а также от распространения печатной продукции,аудио-и видеопродукции,пропагандирующей насилие и жестокость,наркоманию,токсикоманию,антиобщественное поведение.
Аналогичные положения закреплены в Указе Президента Российской Федерации«О Национальной стратегии действий в интересах детей на2012-2017годы» от01июня2012года №761,согласно п.2которого одним из основных направлений реализации стратегии необходимо считать доступность качественного обучения и воспитания,культурное развитие и информационная безопасность детей.
В пунктах7,8названного Указа Президента Российской Федерации указаны меры,направленные на обеспечение информационной безопасности детей,в соответствии с которыми необходимо внедрять системные мониторинговые исследования по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных учреждений,создавать и внедрять программы обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве,профилактики интернет-зависимости,предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность,порнографию,участие во флешмобах.Создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии,культа насилия,других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики.
В соответствии со ст.28Федерального закона«Об образовании в Российской Федерации» от29декабря2012года№273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:материально-техническое обеспечение образовательной деятельности,оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании,в том числе:создавать безопасные условия обучения,воспитания обучающихся,присмотра и ухода за обучающимися,их содержания в соответствии с установленными нормами,обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций от16июля2014года№161утверждены требования к административным и организационным мерам,техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации,причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (далее- Требования).
В соответствии с Требованиями к административным мерам защиты детей от информации,причиняющей вред их здоровью и (или) развитию,относится следующее:меры защиты детей от информации,причиняющей вред их здоровью и (или) развитию,направленные на повышение осведомленности лиц,находящихся в месте оборота информационной продукции,запрещенной для детей,о необходимости обеспечения информационной безопасности детей и защиты детей от информации,причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Таким образом,вышеприведенными правовыми нормами установлены запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к сведениям,которые могут оказать негативное влияние на нравственное,духовное,психическое и физическое развитие,здоровье,жизнь несовершеннолетних.
Событие административного правонарушения,предусмотренного ч.2ст.6.17КОАП РФ,и вина ФГОУ «СОШ №МО РФ» в его совершении подтверждается:постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; письменными пояснениями законного представителя юридического лица; актом прокурорской проверки; фото-таблицами осмотра помещения и компьютеров,подключённых к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,расположенных в учебном классе ФГОУ «СОШ №МО РФ»; копией устава образовательного учреждения.
Исследовав и оценив доказательства в их совокупности,прихожу к выводу о виновности ФГОУ «СОШ №МО РФ» в совершении административного правонарушения,расценивает его действия какнеприменение лицом,организующим доступ к распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети«Интернет») информации в местах,доступных для детей,административных и организационных мер,технических,программно-аппаратных средств защиты детей от информации,причиняющей вред их здоровью и (или) развитию,и квалифицирует по ч.2ст.6.17КОАП РФ.
Обстоятельств,исключающих административную ответственность по данному делу,не усматриваю.Малозначительным правонарушение не является.Состав правонарушения,предусмотренного ч.2ст.6.17КОАП РФ,формальный,не требует наступления каких-либо последствий,представляет собойбездействие позащите несовершеннолетних от информации,причиняющей вред их здоровью и развитию.
Доводызаконного представителя юридического лицао том,чтофактов выхода несовершеннолетнихна страницы сайтов,содержащих информацию,причиняющую вред здоровью и развитию детей,не установлено,а также и о том,чтопроверкапроведена надзорным органом в отсутствие образовательного процесса,в связи с чемвред здоровью детей и их развитию не причинён,не основан на законе,посколькуФГОУ «СОШ №МО РФ» является образовательным учреждением для несовершеннолетних и предоставляет последним доступ в сеть«Интернет».
При этом доступ детей к информации это возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации.Не имеет значения для квалификации содеянного,находились ли несовершеннолетние в момент проверки в компьютерном классе или нет,так как само помещение находится в месте,доступном для детей.
Не являются убедительными доводыАхмедовой И.В.об отсутствии в учреждении статьи расходов на приобретение соответствующего программного изделия для контент-фильтрации,а также о том,что юридическое лицо предприняло все зависящие от него меры,административные и организационные,технические,программно-аппаратные средства защиты детей от информации,причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Напротив,о необходимости контент-фильтрации в образовательном учреждении должностным лицам ФГОУ «СОШ №МО РФ» впервые стало известноДД.ММ.ГГГГ,в ходе прокурорской проверки.После чего директор ФГОУ «СОШ №МО РФ» направил в отдел военного образования Центрального военного округа обращение о разрешении вопроса по обеспечению учрежденияпрограммным изделием дляконтент-фильтрации.
ВинаФГОУ «СОШ №МО РФ» подтверждается также и тем,чтов данном образовательном учреждении за компьютерами,предназначенными для детей,существует свободный доступ на интернет-ресурсы и страницы сайтов с информацией,распространение которой запрещено законом.
Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения,если будет установлено,что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм,за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность,но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению(ч.2ст.2.1КОАП РФ).
В материалах дела отсутствуют доказательства,подтверждающие,что ФГОУ «СОШ №МО РФ» были предприняты все зависящие меры по соблюдению требований законодательства в области защиты детей от информации,причиняющей вред их здоровью и развитию,в том числе меры,направленные на ввод той или иной фильтрации или блокировки адресного пространства и прекращение доступа абонента к тем или иным фрагментам,объектам,информационным ресурсам сети «Интернет»,в том числе к тем,доступ к которым был выявлен при проведении проверки.
Оценив указанные доказательства,прихожу к выводу о том,что они неопровергаютвиновность юридического лица,так как,исходя из материалов дела и предоставленных доказательств следует,что ФГОУ «СОШ №МО РФ» не были предприняты все меры,от него зависящие,по выявленным нарушениям,не были приняты достаточные и действенные меры,как лицом,организующим доступ к распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей информации в местах,доступных для детей,административных и организационных мер,технических,программно-аппаратных средств защиты детей от информации,причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
При назначении ФГОУ «СОШ №МО РФ» административного наказания,учитываю следующее.
Обстоятельств,отягчающих административную ответственностьФГОУ «СОШ №МО РФ»,по делу не имеется.
Вместе с тем,обстоятельством,смягчающим административную ответственность названного юридического лица суд признаёт то,что занятия на компьютерах в классе информатики ФГОУ «СОШ №МО РФ» проводились под руководством преподавателей ифактоввыхода на страницы сайтов,содержащих информацию,причиняющую вред здоровью и развитию детей,неустановлено.
Изч.1ст.4.1.1КОАП РФследует,чтоюридическим лицам,а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение,выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора),в случаях,если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела2КОАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях,административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств,предусмотренных ч.2ст.3.4КОАП РФ,за исключением случаев,предусмотренных ч.2ст.4.1.1КОАП РФ.
В соответствии с ч.ч.1,2ст.3.4КОАП РФ предупреждение- мераадминистративного наказания,выраженная в официальном порицании физического или юридического лица,которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда,в том числе,жизни и здоровью людей.
Согласно пояснениямзаконногопредставителя Ахмедовой И.В.ФГОУ «СОШ №МО РФ» к административной ответственности за совершение административных правонарушений ранее не привлекалось.
Совершённое правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо других возможных последствий,указанных в ч.2ст.3.4КОАП РФ.
Учитывая обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения,сведения о том,чтоФГОУ «СОШ №МО РФ» являетсяюридическим лицом,ранее кответственности за административные правонарушенияне привлекалось,полагаю возможным назначитьФГОУ «СОШ №МО РФ» административное наказание в виде официального порицания- предупреждения.
Руководствуясь ст.ст.29.9 - 29.11КОАП РФ,-
постановил:
░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░,░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.2░░.6.17░░░░ ░░,░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░109░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░10░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ - ░░░░░ ░.░.░░░░░░░░