Решение по делу № 2-125/2024 (2-6256/2023;) от 04.08.2023

Решение

Именем Российской Федерации

15 февраля 2024 года                                  г.Щелково Московской области

Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Торбика А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Грачевой К.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-125/2024 по иску Администрации городского округа Щелково Московской области к Шукшуновой ФИО8 об устранении нарушения земельного законодательства,

встречному иску Шукшуновой ФИО9 к Администрации городского округа Щелково Московской области о признании решения незаконным

УСТАНОВИЛ:

Администрация городского округа Щелково Московской области обратилась в Щелковский городской суд Московской области с иском Шукшуновой ФИО10 об устранении нарушения земельного законодательства.

В обосновании иска указано, что Шукшуновой Л.И. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 1796 кв.м, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес> что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ По результатам выездного обследования земельного участка с кадастровым номером выявлены признаки нарушения земельного законодательства, а именно самовольное занятие земельного участка из состава земель неразграниченной государственной собственности. Актом выездного обследования земельного участка в рамках муниципального земельного контроля от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> огорожен, доступ третьих лиц на земельный участок ограничен. С западной стороны земельного участка с кадастровым номером в едином ограждении расположен земельный участок из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена. Площадь самовольно занятого земельного участка из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена составляет 873 кв.м, что подтверждается заключением кадастрового инженера. Какие-либо сведения о наличии зарегистрированного права на самовольно занятый земельный участок в Администрации городского округа Щелково отсутствуют. В адрес ответчика было направлено Предостережение от ДД.ММ.ГГГГ о недопустимости нарушения обязательных требований действующего законодательства, необходимости освобождения самовольно занятого земельного участка и приведении границ собственного земельного участка в состояние пригодное для использования в соответствии с координатами характерных точек границ земельного участка, установленных по документам. Однако направленное в адрес ответчика предостережение оставлено без удовлетворения. Самовольно занятый земельный участок относится к неразграниченной государственной собственности, в установленном законом порядке спорный земельный участок ответчику в собственность либо на ином законном праве не предоставлялся.

На основании изложенного, просит суд:

обязать Шукшунову ФИО11 в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу освободить самовольно занятый земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, общей площадью 873 кв.м, примыкающий с западной стороны к земельному участку с кадастровым номером площадью 1796 кв.м, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес> путем сноса ограждения, самовольно установленного на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, общей площадью 873 кв.м, и привести данный земельный участок в пригодное для использование состояние;

обязать Шукшунову ФИО12 в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу привести границы земельного участка с кадастровым номером площадью 1796 кв.м, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии со сведениями ЕГРН, освободив земельный участок, государственная собственность на которые не разграничена;

в случае невыполнения Шукшуновой ФИО13 указанных требований в установленный срок, предоставить Администрации г.о.Щелково Московской области право снести (демонтировать) ограждение, самовольно установленное на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, примыкающего с западной стороны к земельному участку с кадастровым номером площадью 1796 кв.м, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес> с отнесением расходов на Шукшунову ФИО14

Ответчик Шукшунова ФИО15 обратилась в Щелковский городской суд Московской области со встречным исковым заявлением к Администрации городского округа Щелково Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка путем перераспределения. Во встречном исковом заявлении Шукшунова Л.И. указала, что в целях перераспределения принадлежащего истцу земельного участка с земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, Шукшунова Л.И. обратилась в Администрацию городского округа Щелково Московской области с соответствующим заявлением, указав в нем все необходимые сведения и приложив документы, в соответствии с действующим законодательством. Решением Администрации городского округа Щелково Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков» Шукшуновой Л.И. отказано в предоставлении государственной услуги в связи с тем, что согласно свободной информации, предоставленной Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области от ДД.ММ.ГГГГ формируемый земельный участок имеет пересечения с землями лесничеств и (или) лесопарков Министерства обороны Российской Федерации. Также, согласно Генеральному плану городского округа Щелково Московской области, утвержденному решением Совета депутатов городского округа Щелково Московской области, формируемый земельный участок расположен в границах территории, отображенных на карте несогласованных вопросов в части замечаний Министерства обороны Российской Федерации (п.7 ст.11.9 ЗК РФ). Шукшунова Л.И. с указанным отказом несогласна, считает его незаконным, так как образуемый земельный участок не расположен в границах зон (территорий), препятствующих перераспределению испрашиваемому земельного участка.

На основании изложенного, просила суд:

Признать незаконным решение Администрации городского округа Щелково Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков»;

обязать Администрацию городского круга Щелково Московской области утвердить схему расположения земельного участка и принять решение о предварительном согласовании перераспределении земельного участка по заявлению Шукшуновой ФИО16

В судебном заседании представитель истца Администрации г.о.Щелково Московской области по доверенности Яценко Л.В. просила удовлетворить заявленные исковые требования. В удовлетворении встречных исковых требований Шукшуновой Л.И. просил отказать.

В судебное заседание ответчик Шукшунова Л.И. не явилась, о времени слушания дела извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика – адвокат Львов В.В., действующий на основании доверенности (копия в деле), просил удовлетворить заявленные встречные исковые требования, в удовлетворении требований Администрации г.о.Щелково Московской области просил отказать.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд находит исковое заявление Администрации г.о. Щелково не подлежащим удовлетворению, встречный иск Шукшуовой Л.И. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Статья 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Так, подпунктом 3 пункта 1 указанной статьи предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункт 2 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации). В свою очередь, пункт 3 поименованной статьи устанавливает, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю (подпункт 1); направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (подпункт 2); принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи (подпункт 3).

Подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве общего правила закрепляет, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 названного кодекса.

Статья 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает требования к образуемым и измененным земельным участкам. Согласно пункту 1 названной статьи предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

В судебном заседании установлено, что Шукшуновой ФИО17 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 1796 кв.м, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ . (л.д.16-17)

Земельный участок с кадастровым номером находящийся в собственности Шукшуновой Л.И., площадью 1796 кв.м., заявлен к перераспределению с землями (и/или земельными участками) неразграниченной госсобственности, площадью 399 кв.м., в соответствии со Схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2195 кв.м. (л.д.65-66)

Решением Администрации городского округа Щелково Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков» Шукшуновой Л.И. отказано в предоставлении государственной услуги в связи с тем, что согласно свободной информации, предоставленной Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, формируемый земельный участок имеет пересечения с землями лесничеств и (или) лесопарков Министерства обороны Российской Федерации. Также, согласно Генеральному плану городского округа Щелково Московской области, утвержденному решением Совета депутатов городского округа Щелково Московской области, формируемый земельный участок расположен в границах территории, отображенных на карте несогласованных вопросов в части замечаний Министерства обороны Российской Федерации (п.7 ст.11.9 ЗК РФ).(л.д.67-68)

Определением Щелковского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза.

В ходе проведения судебной землеустроительной экспертизы было установлено, что земельный участок, находящийся в пользовании Шукшуновой Л.И. огорожен по всему периметру объектами искусственного происхождения в виде заборов, площадь по периметру которого составляет 2726 кв.м. (л.д.86-103)

При сопоставлении фактических границ земельного участка, запользованного Шукшуновой Л.И. площадью 2726 кв.м., как с реестровыми границами земельного участка с кадастровым номером площадью 1796 кв.м, так и с границами земельного участка площадью 2195 кв.м., испрашиваемого к перераспределению с землями неразграниченной госсобственности, выявлено, что часть запользованной территории не входит в границы земельного участка, испрашиваемого к перераспределению.

В соответствии с координатами поворотных точек испрашиваемого к оформлению земельного участка площадью 2195 кв.м., указанных в Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, границы объекта экспертизы состыкованы с границами земельных участков, сведения о местоположении границ которых имеются в ЕГРН, таким образом, испрашиваемый к оформлению земельный участок в соответствии со Схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории не имеет каких-либо наложений/пересечений с реестровыми границами иных землепользователей.

При этом, используя данные РГИС и ЕГРН, экспертом установлено, что земельный участок площадью 2195 кв.м., образуемый в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель (и/или земельных участков) неразграниченной госсобственности, не имеет пересечений с землями лесного фонда, так как ближайшие земли лесного фонда по отношению к исследуемому объекту расположены на расстоянии ~ 810 м.

Также установлено, что исследуемый земельный участок не имеет пересечений с землями Министерства обороны РФ, так как ближайшие земли Министерства обороны РФ земельный участок с кадастровым номером по отношению к исследуемому объекту расположены на расстоянии 94 метра.

Заключение эксперта в судебном заседании не оспорено, возражений по существу результатов проведенной экспертизы сторонами не заявлено.

Оснований сомневаться в заключении эксперта, обладающего необходимой квалификацией и опытом работы в данной области у суда нет. Представленное заключение является объективным, последовательным и непротиворечивым, отвечающим требованиям закона, в связи с чем, принимается судом в качестве допустимого доказательства по делу.

Таким образом, суд приходит к выводу, что испрашиваемый к предоставлению земельный участок не имеет пересечений/наложений с границами лесопарков и лесничеств, землями Министерства обороны РФ, с землями, изъятыми из оборота/ограниченных в обороте, с границами каких-либо зон/территорий, препятствующих предоставлению данного земельного участка. Площадь испрашиваемого к предоставлению земельного участка 2195 кв.м. соответствует градостроительному регламенту Правил землепользования и застройки.

При таких обстоятельствах у Администрации городского округа Щелково Московской области не имелось законных оснований для отказа в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков».

С учетом изложенного, требование истца о признании незаконным решение Администрации городского округа Щелково Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков» подлежит удовлетворению

Суд считает, что в целях устранения нарушений прав ответчика Администрации надлежит с учетом выявленных судом нарушений законодательства повторно рассмотреть заявление истца о предоставлении государственной услуги «перераспределение земель и (или) земельных участков».

С учётом того, что удовлетворение встречного иска Шукшкновой Л.И. исключает удовлетворение первоначального иска, исковые требования Администрации городского округа Щелково Московской области об устранении нарушения земельного законодательства удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Администрации городского округа Щелково Московской области к Шукшуновой ФИО18 об устранении нарушения земельного законодательства – отказать.

Встречный иск Шукшуновой ФИО19 к Администрации городского округа Щелково Московской области о признании решения незаконным об отказе в предоставлении государственной услуги – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Администрации городского округа Щелково Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков».

Обязать Администрацию городского округа Щёлково Московской области повторно рассмотреть заявление Шукшуновой ФИО20 о предоставлении Государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности»

В удовлетворении встречного иска в части требования обязать Администрацию городского круга Щелково Московской области утвердить схему расположения земельного участка и принять решение о предварительном согласовании перераспределении земельного участка по заявлению Шукшуновой ФИО21 – отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Щелковский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                             А.В.Торбик

2-125/2024 (2-6256/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация г.о. Щёлково Московской области
Ответчики
Шукшунова Людмила Игоревна
Другие
Федеральная Служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Суд
Щелковский городской суд Московской области
Судья
Торбик Антон Владимирович
Дело на странице суда
shelkovo.mo.sudrf.ru
04.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.08.2023Передача материалов судье
08.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.08.2023Подготовка дела (собеседование)
22.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.09.2023Судебное заседание
29.09.2023Судебное заседание
30.10.2023Судебное заседание
15.11.2023Судебное заседание
06.02.2024Производство по делу возобновлено
15.02.2024Судебное заседание
19.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее