Решение по делу № 33-771/2022 от 12.10.2022

Председательствующий – Албанчинова К.В. Дело № 33-771

номер дела в суде первой инстанции № 2-501/2022

УИД 02RS0005-01-2022-000723-39

номер строки в статистическом отчете 2.076

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 ноября 2022 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Имансакиповой А.О.,

судей – Черткова С.Н., Плотниковой М.В.,

при секретаре – Казаниной Т.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по частной жалобе управляющего Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай на определение Турочакского районного суда Республики Алтай от 26 августа 2022 года, которым

производство по гражданскому делу № 2-501/2022 по исковому заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации, ИНН , ОГРН , к обществу с ограниченной ответственностью «ПСМ», ИНН , ОГРН , об обязании предоставить в ГУ-ОПФР по Республике Алтай сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год в отношении всех застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых уплачивались страховые взносы в 2021 году прекращено.

Заслушав доклад судьи Имансакиповой А.О., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай (далее ГУ – ОПФР по Республике Алтай) обратилось с указанным исковым заявлением к ООО «ПСМ», мотивируя требования тем, что ответчик является страхователем и в соответствии с нормами Федерального закона от <дата> № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования» (далее – Федеральный закон от <дата> № 27-ФЗ), обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) ООО «ПСМ» зарегистрирован УФНС России по Республике Алтай с <дата> под основным государственным регистрационным номером (далее – ОГРН) . В соответствии с Федеральным законом от <дата> № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования» (далее – Федеральный закон от <дата> № 27-ФЗ) ответчик является страхователем, зарегистрированным в ГУ – ОПФР по Республике Алтай под регистрационным номером .

В результате проведенной истцом проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования было установлено, что ответчиком были представлены сведения по форме СЗВ-М за январь-ноябрь 2021 г., вместе с тем, не представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год.

В нарушение установленного п. 2 ст. 11 Федерального закона от <дата> № 27-ФЗ срока, по состоянию на 01.03.2022 г. ответчик не представил истцу сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 г. В связи с указанным нарушением, в соответствии с ч. 6 ст. 17 Федерального закона от <дата> № 27-ФЗ ГУ – ОПФР по Республике Алтай 06.05.2022 г. составлен акт № , который направлен ответчику (возражения на акт не последовало).

07.06.2022 г. за непредставление в установленные сроки сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 г. истцом вынесено решение о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № , в котором ответчику было предложено предоставить сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 г., решение направлено ответчику.

Определением Турочакского районного суда Республики Алтай производство по гражданскому делу № 2-503/2022 по исковому заявлению ГУ – ОПФР по Республике Алтай к ООО «ПСМ» прекращено.

Не согласившись с вынесенным определением, ГУ – ОПФР по Республике Алтай подана частная жалоба, в которой просит вышеуказанное определение суда отменить, направить материалы дела в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность определения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Суд первой инстанции, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, абз. 2 ст. 220, ст. ст. 224, 225 ГПК РФ, прекращая производство по делу, указал, что предъявление территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации настоящего иска не может быть расценено как направленное на защиту его собственных нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, поскольку таковые действиями ответчика не нарушены.

Обращение истца в суд с настоящим иском, основано на неправильном понимании соответствующих положений закона, которым регламентированы права органов Пенсионного Фонда РФ в случае выявления правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, а именно: права на привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной ст. 17 Закона, а также инициирования привлечения виновных лиц к административной ответственности.

При установленных обстоятельствах, суд первой инстанции исходил из того, что территориальным органам Пенсионного фонда РФ право на обращение в суд с исками о возложении на страхователей (работодателей) обязанности представлять сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на застрахованных лиц, законом не предоставлено, а исковое заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов других лиц государственным органом, которому ГПК РФ и другими федеральными законами такое право не предоставлено.

Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции основанными на неправильном применении норм процессуального права.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Согласно абз. 2 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если имеются основания, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым названным кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций установлены Федеральным законом от <дата> .

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от <дата> № 27-ФЗ целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от <дата> № 27-ФЗ).

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от <дата> № 27-ФЗ).

На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяет выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов) (п. 1 ст. 6 Федерального закона от <дата> № 27-ФЗ).

В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе, периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, со ст. 31 и с п. п. 2, 6 и 7 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (пп. 10.2 п. 2 ст. 6 Федерального закона от <дата> № 27-ФЗ).

В силу положений статьи 11 Федерального закона от <дата> № 27-ФЗ страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе, сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от <дата> № 27-ФЗ).

Согласно ст. 28 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

На основании п. 1 ст. 13 Федерального закона от <дата> № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у страхователей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок; требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от физических лиц, которые самостоятельно уплачивают обязательные платежи, устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Пунктом 2 вышеуказанной статьи установлена обязанность пенсионного органа осуществлять контроль за правильностью представления и достоверностью сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Ст. 16 Федерального закона от <дата> № 27-ФЗ предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом. При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных налоговыми органами и страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, зарегистрированными лицами, а также надежное хранение этих сведений; осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным;

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от <дата> № 27-ФЗ споры между органами Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователями и застрахованными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом.

Согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от <дата>, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации контроль за полнотой, достоверностью и своевременностью представления страхователем индивидуальных сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении каждого работающего у страхователя застрахованного лица.

В соответствии с пунктом 38 указанной Инструкции, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

За непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от <дата> № 27-ФЗ (п. 40 указанной Инструкции).

По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых, Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют функции контроля за полнотой и достоверностью представления страхователем таких индивидуальных сведений.

Прекращая производство по делу на основании абз. 2 ст. 220 ГПК РФ со ссылкой на отсутствие у пенсионного органа права на обращение в суд с настоящим иском, суд первой инстанции указанные правовые нормы во внимание не принял, не учел, что обращение в суд ГУ – ОПФР по Республике Алтай как территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, который не вправе самостоятельно вносить корректировку в данные индивидуального (персонифицированного) учета, но на который возложена функция контроля за полнотой и достоверностью представления страхователем сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, имело место в связи с реализацией пенсионным органом его полномочий, возложенных на него действующим законодательством.

При таких обстоятельствах, выводы суда о наличии оснований для прекращения производства по делу были преждевременными, сделаны с нарушением норм процессуального законодательства, поэтому определение суда подлежит отмене с возвращением материалов дела в суд первой инстанции для рассмотрения требований ГУ – ОПФР по Республике Алтай к ООО «ПСМ» о возложении обязанности предоставить сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по существу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 334, 335 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Определение Турочакского районного суда Республики Алтай от 26 августа 2022 года отменить.

Гражданское дело по исковому заявлению Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай к обществу с ограниченной ответственностью «ПСМ» об обязании предоставить сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, направить в суд первой инстанции для рассмотрения дела по существу.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения в пределах пятидневного срока для соответствующей категории дел не изменяют дату его вступления в законную силу.

Председательствующий судья А.О. Имансакипова

Судьи С.Н. Чертков

М.В. Плотникова

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 03 ноября 2022 года.

номер дела в суде первой инстанции № 2-501/2022

УИД 02RS0005-01-2022-000723-39

номер строки в статистическом отчете 2.076

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 ноября 2022 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Имансакиповой А.О.,

судей – Черткова С.Н., Плотниковой М.В.,

при секретаре – Казаниной Т.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по частной жалобе управляющего Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай на определение Турочакского районного суда Республики Алтай от 26 августа 2022 года, которым

производство по гражданскому делу № 2-501/2022 по исковому заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации, ИНН , ОГРН , к обществу с ограниченной ответственностью «ПСМ», ИНН , ОГРН , об обязании предоставить в ГУ-ОПФР по Республике Алтай сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год в отношении всех застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых уплачивались страховые взносы в 2021 году прекращено.

Заслушав доклад судьи Имансакиповой А.О., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай (далее ГУ – ОПФР по Республике Алтай) обратилось с указанным исковым заявлением к ООО «ПСМ», мотивируя требования тем, что ответчик является страхователем и в соответствии с нормами Федерального закона от <дата> № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования» (далее – Федеральный закон от <дата> № 27-ФЗ), обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) ООО «ПСМ» зарегистрирован УФНС России по Республике Алтай с <дата> под основным государственным регистрационным номером (далее – ОГРН) . В соответствии с Федеральным законом от <дата> № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования» (далее – Федеральный закон от <дата> № 27-ФЗ) ответчик является страхователем, зарегистрированным в ГУ – ОПФР по Республике Алтай под регистрационным номером .

В результате проведенной истцом проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования было установлено, что ответчиком были представлены сведения по форме СЗВ-М за январь-ноябрь 2021 г., вместе с тем, не представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год.

В нарушение установленного п. 2 ст. 11 Федерального закона от <дата> № 27-ФЗ срока, по состоянию на 01.03.2022 г. ответчик не представил истцу сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 г. В связи с указанным нарушением, в соответствии с ч. 6 ст. 17 Федерального закона от <дата> № 27-ФЗ ГУ – ОПФР по Республике Алтай 06.05.2022 г. составлен акт № , который направлен ответчику (возражения на акт не последовало).

07.06.2022 г. за непредставление в установленные сроки сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 г. истцом вынесено решение о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № , в котором ответчику было предложено предоставить сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 г., решение направлено ответчику.

Определением Турочакского районного суда Республики Алтай производство по гражданскому делу № 2-503/2022 по исковому заявлению ГУ – ОПФР по Республике Алтай к ООО «ПСМ» прекращено.

Не согласившись с вынесенным определением, ГУ – ОПФР по Республике Алтай подана частная жалоба, в которой просит вышеуказанное определение суда отменить, направить материалы дела в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность определения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Суд первой инстанции, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, абз. 2 ст. 220, ст. ст. 224, 225 ГПК РФ, прекращая производство по делу, указал, что предъявление территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации настоящего иска не может быть расценено как направленное на защиту его собственных нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, поскольку таковые действиями ответчика не нарушены.

Обращение истца в суд с настоящим иском, основано на неправильном понимании соответствующих положений закона, которым регламентированы права органов Пенсионного Фонда РФ в случае выявления правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, а именно: права на привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной ст. 17 Закона, а также инициирования привлечения виновных лиц к административной ответственности.

При установленных обстоятельствах, суд первой инстанции исходил из того, что территориальным органам Пенсионного фонда РФ право на обращение в суд с исками о возложении на страхователей (работодателей) обязанности представлять сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на застрахованных лиц, законом не предоставлено, а исковое заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов других лиц государственным органом, которому ГПК РФ и другими федеральными законами такое право не предоставлено.

Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции основанными на неправильном применении норм процессуального права.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Согласно абз. 2 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если имеются основания, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым названным кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций установлены Федеральным законом от <дата> .

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от <дата> № 27-ФЗ целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от <дата> № 27-ФЗ).

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от <дата> № 27-ФЗ).

На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяет выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов) (п. 1 ст. 6 Федерального закона от <дата> № 27-ФЗ).

В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе, периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, со ст. 31 и с п. п. 2, 6 и 7 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (пп. 10.2 п. 2 ст. 6 Федерального закона от <дата> № 27-ФЗ).

В силу положений статьи 11 Федерального закона от <дата> № 27-ФЗ страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе, сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от <дата> № 27-ФЗ).

Согласно ст. 28 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

На основании п. 1 ст. 13 Федерального закона от <дата> № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у страхователей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок; требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от физических лиц, которые самостоятельно уплачивают обязательные платежи, устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Пунктом 2 вышеуказанной статьи установлена обязанность пенсионного органа осуществлять контроль за правильностью представления и достоверностью сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Ст. 16 Федерального закона от <дата> № 27-ФЗ предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом. При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных налоговыми органами и страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, зарегистрированными лицами, а также надежное хранение этих сведений; осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным;

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от <дата> № 27-ФЗ споры между органами Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователями и застрахованными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом.

Согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от <дата>, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации контроль за полнотой, достоверностью и своевременностью представления страхователем индивидуальных сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении каждого работающего у страхователя застрахованного лица.

В соответствии с пунктом 38 указанной Инструкции, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

За непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от <дата> № 27-ФЗ (п. 40 указанной Инструкции).

По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых, Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют функции контроля за полнотой и достоверностью представления страхователем таких индивидуальных сведений.

Прекращая производство по делу на основании абз. 2 ст. 220 ГПК РФ со ссылкой на отсутствие у пенсионного органа права на обращение в суд с настоящим иском, суд первой инстанции указанные правовые нормы во внимание не принял, не учел, что обращение в суд ГУ – ОПФР по Республике Алтай как территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, который не вправе самостоятельно вносить корректировку в данные индивидуального (персонифицированного) учета, но на который возложена функция контроля за полнотой и достоверностью представления страхователем сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, имело место в связи с реализацией пенсионным органом его полномочий, возложенных на него действующим законодательством.

При таких обстоятельствах, выводы суда о наличии оснований для прекращения производства по делу были преждевременными, сделаны с нарушением норм процессуального законодательства, поэтому определение суда подлежит отмене с возвращением материалов дела в суд первой инстанции для рассмотрения требований ГУ – ОПФР по Республике Алтай к ООО «ПСМ» о возложении обязанности предоставить сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по существу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 334, 335 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Определение Турочакского районного суда Республики Алтай от 26 августа 2022 года отменить.

Гражданское дело по исковому заявлению Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай к обществу с ограниченной ответственностью «ПСМ» об обязании предоставить сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, направить в суд первой инстанции для рассмотрения дела по существу.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения в пределах пятидневного срока для соответствующей категории дел не изменяют дату его вступления в законную силу.

Председательствующий судья А.О. Имансакипова

Судьи С.Н. Чертков

М.В. Плотникова

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 03 ноября 2022 года.

33-771/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по РА
Ответчики
ООО "ПСМ"
Суд
Верховный Суд Республики Алтай
Судья
Имансакипова Асель Оралбаевна
Дело на странице суда
vs.ralt.sudrf.ru
13.10.2022Передача дела судье
02.11.2022Судебное заседание
02.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее