24RS002-01-2022-004642-16
2-3741(2022)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2022 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе:
председательствующего судьи Панченко Н.В.,
с участием представителя истца Слепуха Д.А.,
представителя ответчика адвоката Андреевой З.С.,
при секретаре Истоминой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского городского прокурора к Сорокину А. К. об устранении нарушений земельного законодательства, пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Ачинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Сорокину А.К. об устранении нарушений земельного законодательства, мотивируя свои требования тем, что по данным ЕГРН, земельный участок, с кадастровым номером №, расположенный по адресу Красноярский край, Ачинский район, в 1,00 км на восток от д. Малый Улуй и в 2,50 км на юго-запад от п. Ключи (контуры 191,98), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, находится в собственности Сорокина А.К. В ходе выездного обследования госинспектором Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю, установлено, что на земельном участке полностью отсутствуют признаки проведения мероприятий по воспроизводству плодородия земель, по сохранению и повышению плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством проведения мероприятий, направленных на недопущение зарастания сорной травянистой растительностью. На земельном участке отсутствуют признаки проведения мероприятий по борьбе с сорной растительностью, не ведутся работы по возделыванию и уборке однолетних и многолетних трав (сенокошение, разведение и (или) выпас сельскохозяйственных животных) и др. В нарушение требований ст.ст.42, 58 Конституции Российской Федерации, Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не соблюдаются требования пожарной безопасности. В соответствии с требованиями Правил противопожарного режима ответчиком не обеспечивается очистка земельного участка от сухой травянистой растительности, что может привести с возгоранию и переходу пала сухой растительности на другие земельные участки, лесной фонд и населенный пункт. В связи с допущенными нарушениями постановлением ОНД И ПР по г. Ачинску и Ачинскому району от 15.07.2022 г. Сорокин А.К. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения, поэтому прокурор просит обязать Сорокина А.К. привести спорный земельный участок в соответствие с требованиями Правил противопожарного режима в РФ путем очистки территории от сорной растительности (л.д.3-4).
Определениями суда от 11.11.2022 г., от 02.12.2022 г. в качестве третьих лиц по делу привлечены Администрация Ключинского сельсовета, Администрация Ачинского района (л.д. 43, 58).
В судебном заседании представитель истца Ачинского городского прокурора Слепуха Д.А. поддержал исковые требования по аналогичным основаниям.
Ответчик Сорокин А.К., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания судебным извещением, судебной повесткой через представителя, в суд не явился, направил своего представителя, в отзыве против исковых требований возражал, указав, что по состоянию здоровья не имеет возможности обрабатывать земельный участок, который получил в собственность в порядке наследования, он данный участок выставил на продажу, предлагал его передать в аренду, жалеющих заключить договор нет, просил в иске отказать (л.д.50, 55-56, 59, 67).
Представитель ответчика адвокат Андреева З.С., действующая по ордеру от 07.11.2022 г. (л.д.42), против исковых требований возражала по аналогичным доводам.
Представители третьих лиц Администрации Ключинского сельсовета, Администрации Ачинского района, уведомленные о слушании дела судебным извещением, в суд не явились, в заявлениях просили дело рассмотреть в отсутствие их представителей (л.д.48, 59, 61-63, 64, 65).
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского городского прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Федеральным закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» даны понятия чрезвычайной ситуации – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Статьей 19 указанного закона определено, что граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В пунктах 70, 185, 186 предусмотрено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Запрещается выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков (за исключением рисовой соломы) на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса и землях населенных пунктов. Правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков) сельскохозяйственного назначения должны принимать меры по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной растительностью и своевременному проведению сенокошения на сенокосах.
В силу ст. 13 Земельного кодекса РФ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ на собственников земельных участков и лиц, не являющиеся собственниками земельных участков, возложены обязанности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Как установлено по делу, Сорокин А.К. является собственником земельного участка, с кадастровым номером №, общей площадью 102 050 кв.м., расположенный по адресу Красноярский край, Ачинский район, в 1,00 км на восток от д. Малый Улуй и в 2,50 км на юго-запад от п. Ключи (контуры 191,98), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, его право собственности зарегистрировано Управлением Росреестра 17.07.2015 г., согласно выписке из ЕГРН (л.д.16-23).
21.04.2022 г. государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю в порядке федерального контроля проведено обследование в отношении указанного земельного участка для оценки соблюдения обязательных требований (мониторинг безопасности) земельного законодательства, Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «О мелиорации».
По результатам обследования установлено, что на участке, с кадастровым номером 24:02:0000000:2474, не проводятся мероприятия по защите земель от зарастания сорной травянистой растительностью, по воспроизводству плодородия земель, вследствие чего земельный участок зарастает сорной растительностью, которая определена по характерным вегетативным признакам растений с учетом морфологических особенностей, сорные растения 2021 г. вегетации до 1 м. в высоту в засохшем состоянии, что указывает на то, что в вегетационный период 2021 г. они не уничтожались, прошли все фазы роста и развития от всходов до образования семян. Почвенный покров участка представлен дерниной густо заросший травянистыми растениями, земельный участок с признаками закочкаривания. В связи с этим, установлено, что в период весна-лето-осень 2021 г. на земельном участке не проводились мероприятия по борьбе с сорной растительностью и обработке почвы (вспашка, культивация, боронование, дискование), на участке полностью отсутствуют признаки проведения мероприятий по воспроизводству плодородия земель, по сохранению и повышению плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством проведения мероприятий, направленных на недопущение зарастания сорной травянистой растительностью, не ведутся работы по возделыванию уборке однолетних и многолетних трав (сенокошение, разведение и (или) выпас сельскохозяйственных животных), не выращиваются сельскохозяйственные культуры и не проводится обработка почвы и т.д., в связи с чем, установлены признаки нарушения норм земельного законодательства и требований Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», что отражено в протоколе осмотра с фототаблицами и заключении государственного инспектора от 21.04.2022 г., ему объявлено предупреждение (л.д.6-7, 8-9, 10-15).
Кроме этого Постановлением государственного инспектора Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Красноярскому краю вынесено Постановление – предупреждение №278 от 15.07.2022 г. о нарушении Сорокиным А.К. требований пожарной безопасности на спорном земельном участке п. 186 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, поскольку Сорокин А.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ (л.д. 25).
Протоколом осмотра №117-082 от 09.11.2022 г. государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю установлено, что указанные нарушения Сорокиным А.К. не устранены, на земельном участке при осмотре выявлено не очаговое, а сплошное зарастание сорной растительностью, сорные растения равномерно расположены по всей территории земельного участка, в вегетационный период 2022 г. механизированная обработка почвы не производилась, спорный земельный участок длительное время не используется (л.д.36-41), что не отрицалось представителем ответчика в процессе судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах, учитывая предусмотренную законом обязанность собственника земельного участка осуществлять воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, для исключения и ограничения неблагоприятного воздействия на окружающую среду, соблюдать нормы и правила в области пожарной безопасности, суд полагает обоснованно прокурором требуется возложение обязанностей на ответчика по приведению спорного земельного участка в соответствие с требованиями Правил противопожарной безопасности.
Таким образом, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд считает необходимым исковые требования Ачинского городского прокурора удовлетворить, обязать Сорокина А.К. привести земельный участок, с кадастровым номером № соответствие с требованиями Правил противопожарного режима в РФ путем очистки территории земельного участка от сорной растительности, установив в порядке ст. 206 ГПК РФ срок до 01 июня 2023 г.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ачинского городского прокурора удовлетворить.
Обязать Сорокина А. К. привести земельный участок, с кадастровым номером 24:02:0000000:2474, расположенный по адресу Красноярский край, Ачинский район, в 1,00 км. на восток от д. Малый Улуй и в 2,50 км. на юго-запад от п. Ключи (контуры 191,98), в соответствие с требованиями Правил противопожарного режима в Российской Федерации путем очистки территории земельного участка от сорной растительности в срок до 01 июня 2023 г.
Взыскать с Сорокина А. К. в доход местного бюджета муниципального образования г. Ачинск государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Н.В. Панченко