Решение по делу № 2-2346/2023 от 19.04.2023

        Дело № 2-2346/2023

        УИД: 91RS0002-01-2023-002786-45

        Р Е Ш Е Н И Е

        Именем Российской Федерации

            06 июня 2023 года    город Симферополь

        Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе

        председательствующего судьи Цыкуренко А.С.,

        при секретаре Павленко Н.А.,

        с участием представителя ответчика – Кашкаровой О.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства экономического развития Республики Крым к ФИО1 о взыскании денежных средств,

    у с т а н о в и л:

    Министерство экономического развития Республики Крым обратилось в суд с исковым заявлением о взыскании с ФИО1 средств меры поддержки, использованных с нарушением требований Закона Республики Крым от 25 июня 2020 года № 86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», полученные за июнь-декабрь 2020 года в размере 533 720 рублей.

    Исковые требования мотивированы тем, что ответчику были предоставлены меры поддержки, установленные Республики Крым от 25 июня 2020 года № 86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» за июнь-декабрь 2020 года в размере 533 720 рублей. Вместе с тем, в нарушение обязательств, ответчик не произвел уплату налога на доходы физического лица, что согласно Порядку, утвержденному Постановлением Совета министров Республики Крым от 26 июня 2020 года № 366, является основанием для возврата средств мер поддержки. В добровольном порядке ответчик денежные средства не возвратила, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

    В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения иска в связи с тем, что ответчик в рамках данного дела, согласно действующему законодательству, не является плательщиком налога на доходы физических лиц, по причине применения упрощенной системы налогообложения, что подтверждается Листом записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем, в соответствии с положениями налогового законодательства при выплате заработной платы работникам, которые признаются налогоплательщиками налога на доходы физических лиц, ответчик выполняла функции налогового агента. То есть заработная плата, выплачиваемая работникам из сумм субсидий, облагалась налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке. Согласно пункту 1. статьи 346.15 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения в состав доход учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1,2 статьи 248 Налогового Кодекса. В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1.1. статьи 346.15 Налогового Кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Налогового Кодекса Российской Федерации. Доходы в виде компенсационных выплат, направленных на частичную компенсацию затрат, связанных с осуществлением деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения короновирусной инфекции в статье 251 Налогового Кодекса Российской Федерации не указаны. Однако в связи с применением упрощенной системы налогообложения данная денежная компенсация учитывается при определении объекта налогообложения. В книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, используемая Индивидуальным предпринимателем Зайцевой Ю.В. отражено получение субсидии из бюджета Республики Крым и зафиксировано в графе «Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы». Данный факт также подтверждается поданной в 2021 году налоговой декларацией по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (копия прилагается), в которой отражены суммы доходов и исчисляемых налогов. На основании вышеизложенного, считаю, что в удовлетворении исковых требований истцу необходимо отказать, поскольку ответчиком был оплачен соответствующий налог, что подтверждается приложенной документацией.

    Представитель истца, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явку не обеспечил, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.

    Частью 3 ст. 167 ГПК РФ предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

    Информация о дате и времени рассмотрения настоящего дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Киевского районного суда г. Симферополя РК.

    На основании изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке, по имеющимся в деле доказательствам.

    Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    Частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливается, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Согласно части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

    Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

    Согласно части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

    Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

    В силу части 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, результат чего суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

    Исходя из ч. 1 ст. 196 ГПК РФ, подлежащие применению нормы права, определяются судом с учетом установленных им обстоятельств.

    Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

    Пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

    В силу статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

    Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.

    Исходя из вышеназванных положений закона, сторона по делу самостоятельно определяет характер правоотношений, и если считает, какое-либо ее право нарушено, то определяет способ его защиты в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.

    Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит социальную защиту к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72).

    Право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации предусмотрено Конституцией Российской Федерации в рамках координации вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации в соответствии с компетенцией субъекта Российской Федерации и в пределах своих полномочий, установленных конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, в частности, осуществляет меры по обеспечению государственных гарантий социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, адресной социальной поддержки граждан (пункт 6 статьи 33 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»).

    Согласно требованиям статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критерии нуждаемости.

    В силу положений статьи 1 Закона Республики Крым от 25 июня 2020 года № 86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» целью принятия настоящего Закона является оказание некоторых мер поддержки организациям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Республике Крым по состоянию на 1 января 2020 года и осуществляющим свою деятельность на территории Республики Крым по основным видам экономической деятельности, определенным Советом министров Республики Крым, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, направленных на сохранение занятости.

    Настоящий Закон регулирует правоотношения, связанные с предоставлением компенсационных выплат, предоставляемых из средств бюджета Республики Крым организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по видам экономической деятельности, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

    В соответствии с статьей 2 Закона Республики Крым от 25 июня 2020 года № 86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», получателями мер поддержки являются индивидуальные предприниматели, а также главы крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - индивидуальные предприниматели) и организации (соответствующие организационно-правовой форме, определенной Советом министров Республики Крым), зарегистрированные, поставленные на учет в налоговом органе до 1 января 2020 года и осуществляющие свою деятельность на территории Республики Крым по основным видам деятельности, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, определенных Советом министров Республики Крым, соответствующие условиям, указанным в части 2 статьи 6 настоящего Закона.

    В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Республики Крым от 25 июня 2020 года № 86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», для получения меры поддержки за июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2020 года получатель меры поддержки подает электронную заявку по форме, размещенной в государственной информационной системе Республики Крым "Портал Правительства Республики Крым", подписанную электронной цифровой подписью.

    Согласно части 2 статьи 6 Закона Республики Крым от 25 июня 2020 года № 86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», получатели меры поддержки имеют право на меры поддержки после включения их в реестр получателей мер поддержки. Условиями для включения в Реестр получателей мер поддержки являются: наличие у получателя меры поддержки государственной регистрации, постановки на учет в налоговом органе до 1 января 2020 года и осуществление деятельности на территории Республики Крым; основной вид деятельности получателя относится к видам деятельности, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденным Советом министров Республики Крым; вид организационно-правовой формы получателя меры поддержки относится к видам организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право на получение компенсационной выплаты, определенных Советом министров Республики Крым; получатель меры поддержки на момент подачи заявки не находится в процессе ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя меры поддержки из Единого государственного реестра юридических лиц и не прекращена деятельность в качестве индивидуального предпринимателя; количество работников получателя меры поддержки в месяце, за который выплачивается компенсационная выплата, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года; подтверждение получателем меры поддержки в подаваемой заявке о том, что: получатель меры поддержки не является получателем субсидии в месяцы, за которые он подает заявление, в соответствии с Правилами предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 года № 576 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»; получатель меры поддержки не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном капитале которого доля участия иностранных юридических лиц превышает 50 процентов по состоянию на 1 января 2021 года; получатель меры поддержки принимает обязательство о неликвидации до 1 января 2021 года; получатель меры поддержки, если его режим налогообложения предусматривает уплату налога на доходы физических лиц, обязуется оплатить налог на доходы физических лиц не менее 13 процентов от суммы полученной меры поддержки в месяце получения меры поддержки или последующих за ним месяцах, общее количество которых соответствует количеству периодов, за которые предоставлена мера поддержки.

    Получатель меры поддержки при подаче заявки подтверждает соответствие условиям, указанным в части 2 настоящей статьи, и несет ответственность за достоверность предоставленной информации (часть 4 статьи 6 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 86-ЗРК/2020).

    Судом установлено, что ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой № 9 по Республике Крым в качестве индивидуального предпринимателя.

    24.08.2021 года деятельность прекращена, что усматривается из выписки ЕГРИП.

    Распоряжением председателя Совета министров Республики Крым от 16 марта 2021 года №61-рп/ДСП утвержден Реестр получателей мер поддержки №17, в который для получения мер поддержки внесена ФИО6

    17 марта 2021 года индивидуальному предпринимателю ФИО6 в качестве меры социальной поддержки за июнь-сентябрь 2020 года перечислена субсидия из бюджета Республики Крым в размере 533 720 рублей.

    Индивидуальные предприниматели (организации) в соответствии с положениями налогового законодательства выполняют функции налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц при выплате заработной платы работникам (персоналу), которые признаются налогоплательщиками налога на доходы физических лиц.

    Согласно пункту 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения в состав доходов учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1, 2 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации.

    Мера поддержки, установленная Законом Республики Крым от 25 июня 2020 года № 86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», это компенсационная выплата, направленная на частичное возмещение затрат получателей мер поддержки, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда работников.

    В информационном письме ФНС России от 22 июня 2021 года № БС-4-11/8725@ указано, что налоговый агент - индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), НДФЛ с доходов, выплачиваемых наемным работникам, перечисляет в бюджет по месту жительства индивидуального предпринимателя, а с доходов, выплачиваемых наемным работникам, в связи с занятостью в деятельности, облагаемой с применением патентной системы налогообложения (далее - ПСН), НДФЛ перечисляет в бюджет по месту учета индивидуального предпринимателя в связи с осуществлением такой деятельности.

    Согласно подпункту «г» пункта 6 части 2 статьи 6 Закон № 86 получатель меры поддержки, если его режим налогообложения предусматривает уплату налога на доходы физических лиц, обязуется оплатить налог на доходы физических лиц не менее 13 процентов от суммы полученной меры поддержки в месяце получения меры поддержки или последующих за ним месяцах, общее количество которых соответствует количеству периодов, за которые предоставлена мера поддержки.

    Таким образом, заработная плата, выплачиваемая работникам из сумм субсидии, облагается налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

    В силу части 3 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса).

    Ответчик не является плательщиком налога на доходы физических лиц, ввиду применения упрощенной системы налогообложения с 03.06.2019г., что следует из листа записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

    Вместе с тем, согласно пункту 1. статьи 346.15 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения в состав доход учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1,2 статьи 248 Налогового Кодекса.

    В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1.1. статьи 346.15 Налогового Кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Налогового Кодекса Российской Федерации.

    Доходы в виде компенсационных выплат, направленных на частичную компенсацию затрат, связанных с осуществлением деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения короновирусной инфекции в статье 251 Налогового Кодекса Российской Федерации не указаны. Однако в связи с применением упрощенной системы налогообложения данная денежная компенсация учитывается при определении объекта налогообложения.

    В книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, используемая Индивидуальным предпринимателем Зайцевой Ю.В. отражено получение субсидии из бюджета Республики Крым и зафиксировано в графе «Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы».

    Данный факт также подтверждается поданной в 2021 году налоговой декларацией по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в которой отражены суммы доходов и исчисляемых налогов.

    Таким образом, в соответствии с положениями налогового законодательства при выплате заработной платы работникам, которые признаются налогоплательщиками налога на доходы физических лиц, ответчик выполняет функции налогового агента. То есть заработная плата, выплачиваемая работникам из сумм субсидий, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

    Материалами дела подтверждаются доводы ответчика, что ФИО1, находясь на упрощенной системе налогообложения, является налоговым агентом по отношению к своим работникам, относительно которых ответчиком удержан и перечислен в бюджет налог на доходы физических лиц ввиду получения субсидии из бюджета Республики Крым.

    Данные обстоятельства также подтверждаются информацией, предоставленной по запросу суда из Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым от 24.05.2023г. №15-30/1903, согласно которой налогоплательщиком Орловой (Зайцевой Ю.В.) уплачен НДФЛ, по коду бюджетной классификации, установленному для зачисления средств, поступающих от перечисления НДФЛ налоговым агентом, за период март - июль 2021 (период установлен статьей 6 Закона № 86-ЗРК) в сумме 13 854,00 руб. Копии платежных документов, подтверждающих внесение НДФЛ, приложены к ответу на запрос суда.

    Учитывая изложенное суд приходит к выводу, что ответчиком обязательства по уплате налога исполнены, в связи с чем, исковые требования удовлетворению не подлежат.

    Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –

        р е ш и л:

    В удовлетворении исковых требований Министерства экономического развития Республики Крым к ФИО1 о взыскании денежных средств – отказать.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Киевский районный суд г. Симферополя в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

        Мотивированное решение изготовлено 14.06.2023 года.

    Судья                                         А.С. Цыкуренко

2-2346/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство экономического развития РК
Ответчики
Орлова (Зайцева)) Юлия Владимировна
Суд
Киевский районный суд г. Симферополь
Судья
Цыкуренко Антон Сергеевич
Дело на странице суда
kiev-simph.krm.sudrf.ru
19.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2023Передача материалов судье
21.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.06.2023Предварительное судебное заседание
06.06.2023Судебное заседание
14.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее