88-6276/2024
2-5629/2023
27MS0037-01-2023-008144-86
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
1 августа 2024 г. город Владивосток
Девятый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Калиниченко Т.В., рассмотрев в соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации без проведения судебного заседания кассационную жалобу ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение мирового судьи судебного участка № 38 судебного района «Ленинский округ г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края» от 18 декабря 2023 г. и апелляционное определение Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 4 апреля 2024 г. по гражданскому делу по иску ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации к Яциву М.М. о взыскании задолженности за жилое помещение и коммунальные услуги, пени,
у с т а н о в и л:
ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации обратилось c данным иском, указав, что зарегистрированный в служебном жилом помещении - квартире <адрес>, Яцив М.М. не производил оплату с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за услуги по предоставлению теплоснабжения, водоотведения, горячего и холодного водоснабжения, просил взыскать с Яцива М.М. задолженность за указанный период в размере 13 068 рублей 94 копеек, пеню за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 831 рублей 33 копеек.
Решением мирового судьи судебного участка № 38 судебного района «Ленинский округ г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края» от 18 декабря 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 4 апреля 2024 г., в удовлетворении иска отказано.
Судом произведен поворот исполнения судебного приказа мирового судьи судебного участка № 28 судебного района «Ленинский округ г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края» от 3 июля 2023 г. по заявлению ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России к Яциву М.М. о взыскании задолженности за жилое помещение и коммунальные услуги. С ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в пользу Яцива М.М. взысканы денежные средства в размере 13 411 рублей 48 копеек.
В кассационной жалобе ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ставит вопрос об отмене судебных постановлений суда первой и апелляционной инстанций как незаконных. Указывает на отсутствие доказательств, свидетельствующих о снятии с регистрационного учета и времени фактического выезда Яцив М.М. из жилого помещения.
Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судьей единолично без проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Девятый кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Яцив М.М. являлся нанимателем служебного жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, был зарегистрирован по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ
С ДД.ММ.ГГГГ Яцив М.М. зарегистрирован по адресу <адрес>.
Начисления коммунальных платежей по лицевому счету № за <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> производились на Яцив М.М.
ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в спорный период осуществляло обязанности ресурсоснабжающей организации данного жилого помещения. Мировой судья, разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь положениями статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, установив, что Яцив М.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не являлся нанимателем служебного жилого помещения, выехал на постоянное место жительства в иное место, где был зарегистрирован по месту жительства в установленном порядке, в служебной квартире фактически не проживал, коммунальные услуги не потреблял, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания требуемой задолженности за жилое помещение и потребленные коммунальные услуги.
Установив, что по выданному мировым судьей судебному приказу от 3 июля 2023 г. с Яцив М.М. в пользу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России взыскана сумма задолженности 13 411 рублей 48 копеек, судебный приказ приведен в исполнение, в связи с принятием решения об отказе в иске, мировой судья на основании статьи 443, 444 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации произвел поворот исполнения судебного приказа от 3 июля 2023 г., взыскав с ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в пользу Яцива М.М. денежные средства в сумме 13 411 рублей 48 копеек. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами мирового судьи.
Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о наличии оснований для взыскания с Яцив М.М. суммы задолженности по коммунальным платежам подлежат отклонению.
В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан, в том числе, в связи с прохождением службы.
Согласно статьей 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Частью 2 статьи 101 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что наниматель специализированного жилого помещения в любое время может расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении требований, суды двух инстанций, установив, что спорное жилое помещение было предоставлено ответчику в связи с прохождением им военной службы, что ДД.ММ.ГГГГ в связи с выездом из служебного помещения Яцив М.М. снялся с регистрационного учета по адресу <адрес> через портал Госуслуг, зарегистрировался по иному месту жительства и стал проживать по иному адресу - <адрес>, верно распределив бремя доказывания и возложив на сторону истца обязанность представить доказательства проживания Яцива М.М. в спорном служебном помещении и пользования коммунальными услугами, пришли к правильному выводу об отказе в иске.
Суды обоснованно исходили из того, что доказательств фактического проживания Яцива М.М. в служебном жилом помещении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и пользования коммунальными услугами материалы дела не содержат.
Правильно установив юридически значимые обстоятельства по делу, правильно применив толкование вышеназванных норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания задолженности за коммунальные услуги.
Все приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом проверки и оценки мирового судьи и суда апелляционной инстанции, повторяют правовую позицию истца при рассмотрении дела в судах, сводятся к несогласию с выводами судов и не указывают на обстоятельства, которые были не проверены или не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебных актов либо опровергали выводы судов.
По смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу его компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, правом переоценки доказательств он не наделен.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый кассационный суд общей юрисдикции,
определил:
решение мирового судьи судебного участка № 38 судебного района «Ленинский округ г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края» от 18 декабря 2023 г. и апелляционное определение Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 4 апреля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации без удовлетворения.
Судья Т.В. Калиниченко