Дело № 2-549/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Нелидово 1 декабря 2016 года
Нелидовский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Новиковой С.А.,
при секретаре Ковалёвой Е.А.,
с участием помощника Нелидовского межрайонного прокурора Голубева А.С.,
представителя ответчика - Общества с ограниченной ответственностью «Тверская теплоснабжающая компания» - Иванова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нелидовского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Тверская теплоснабжающая компания» о возложении обязанности получить решение о предоставлении водного объекта - р.Межа - в пользование, получить разрешение на сброс сточных вод в водный объект - р.Межа и обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений, расположенных по адресу: Тверская область, Нелидовский район, пос.Южный, в водный объект - р.Межа,
у с т а н о в и л :
Нелидовский межрайонный прокурор, действующий в защиту интересов прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Тверская теплоснабжающая компания» о возложении обязанности получить решение о предоставлении водного объекта - р.Межа - в пользование, получить разрешение на сброс сточных вод в водный объект - р.Межа и обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений, расположенных по адресу: Тверская область, Нелидовский район, пос.Южный, в водный объект - р.Межа.
В обоснование иска указано, что в мае 2016 года Нелидовской межрайонной прокуратурой на основании задания прокуратуры Тверской области от 25.04.2016г. №7-2016 проведена проверка законности сброса сточных вод Обществом с ограниченной ответственностью «Тверская теплоснабжающая компания» (ООО «ТТСК») с очистных сооружений, расположенных в пос.Южный Нелидовского района Тверской области, в водный объект - р.Межа.
Проведенной проверкой установлено, в нарушение требований действующего законодательства ООО «ТТСК» с очистных сооружений, расположенных по адресу: Тверская обл., Нелидовский р-н, пос.Южный, в водный объект - р.Межа осуществляется сброс сточных вод в отсутствие установленных законодательством разрешительных документов на право пользования водным объектом – решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод или дренажных вод.
Помимо этого в ходе указанной проверки установлено, что ООО «ТТСК» с очистных сооружений, расположенных по адресу: Тверская область, Нелидовский район, пос.Южный, осуществляет сброс в водный объект - р.Межа сточных вод, содержание загрязняющих веществ в которых превышает нормативы допустимого воздействия на водный объект.
Проведенной проверкой установлено, 7 декабря 2012 года Администрацией городского поселения – город Нелидово Тверской области с ООО «ТТСК» заключен договор аренды объектов имущественного комплекса системы водоснабжения и водоотведения в муниципальном образовании город Нелидово Тверской области. В соответствии с указанным договором Администрация городского поселения – город Нелидово Тверской области передает, а ООО «ТТСК» принимает во временное владение и пользование имущество - объекты имущественного комплекса системы водоснабжения и водоотведения, находящиеся в собственности муниципального образования – город Нелидово Тверской области, для выполнения функций водоснабжения и водоотведения в муниципальном образовании город Нелидово Тверской области. Согласно указанному договору ООО «ТТСК» принимает во временное владение и пользование, в том числе, очистные сооружения, находящиеся по адресу: Нелидовское сельское поселение, п.Южный. Указанным договором установлен срок аренды продолжительностью 5 (пять) лет с 7 декабря 2012 года.
В соответствии с п.2.4.3 указанного договора аренды ООО «ТТСК» обязуется соблюдать требования экологической безопасности, а также требования земельного, водного, природоохранного законодательства РФ при эксплуатации арендуемого имущества.
Таким образом, ООО «ТТСК» осуществляет пользование очистными сооружениями, расположенными по адресу: Тверская обл., Нелидовский район, Нелидовское сельское поселение, пос.Южный, на основании указанного договора. Собственником указанных очистных сооружений является администрация города Нелидово Тверской области.
ДД.ММ.ГГГГ Администрация городского поселения – город Нелидово в лице главы Администрации городского поселения – город Нелидово Ф.Ю.Н. и Администрация Нелидовского района Тверской области в лице главы Администрации Нелидовского района П.В.Б. заключили соглашение о передаче муниципальному образованию «Нелидовский район» Тверской области к осуществлению части полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования городское поселение – город Нелидово Нелидовского района Тверской области в 2014 – 2018 годах.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2.1 Соглашения городское поселение – город Нелидово передает, а Нелидовский район принимает к осуществлению полномочие по решению вопроса местного значения – владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно подпункту 3 пункта 2.1 Соглашения городское поселение – город Нелидово передает, а Нелидовский район принимает к осуществлению полномочие по решению вопроса местного значения – организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, на администрацию Нелидовского района Тверской области возложены полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения–город Нелидово, в том числе, очистными сооружениями, расположенными по адресу: Тверская обл., Нелидовский район, Нелидовское сельское поселение, пос.Южный, переданными в аренду ООО «ТТСК» на основании договора аренды, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между администрацией городского поселения – город Нелидово Тверской области и ООО «ТТСК».
Проведенной Нелидовской межрайонной прокуратурой проверкой установлено, в нарушение статей 11, 21, 23 Водного кодекса РФ ООО «ТТСК» при осуществлении эксплуатации очистных сооружений, расположенных по адресу: Тверская область, Нелидовский район, п.Южный, осуществляет сброс в водный объект - р.Межа сточных вод в отсутствие установленных федеральным законодательством разрешительных документов на право пользования водным объектом – решения о предоставлении водного объекта в пользование, разрешения на сброс сточных вод в водный объект - р.Межа.
По результатам проведенной проверки постановлением Нелидовской межрайонной прокуратуры возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.6 КоАП РФ, в отношении ООО «ТТСК». Указанное постановление с материалами проверки направлено в Управление Росприроднадзора по Тверской области для рассмотрения.
Согласно постановлению Управления Росприроднадзора по Тверской области о назначении наказания № ......-2016 от 22.07.2016г. ООО «ТТСК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Таким образом, факт сброса ООО «ТТСК» с очистных сооружений, расположенных по адресу: Тверская область, Нелидовский район, Нелидовское сельское поселение, пос.Южный, в водный объект - р.Межа сточных вод в отсутствие установленных федеральным законодательством разрешительных документов на право пользования водным объектом (решения о предоставлении водного объекта в пользование, разрешения на сброс сточных вод в водный объект р. Межа.) подтверждается привлечением ООО «ТТСК» к административной ответственности за указанное нарушение действующего законодательства.
Проведенной проверкой установлено, ООО «ТТСК» с очистных сооружений, расположенных в пос.Южный Нелидовского района Тверской области, осуществляет сброс в водный объект - р.Межа сточных вод, содержание в которых загрязняющих веществ превышает нормативы допустимого воздействия на водный объект.
Согласно протоколу испытаний филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в г.Ржев ....... от 30.05.2016г. концентрации загрязняющих веществ в пробах сточной воды после очистки ОСК, расположенными в п.Южный Нелидовского район, в водном объекте р. Межа, имеют превышение нормативов ПДК, установленных для рыбохозяйственных водоемов по следующим показателям: по БПК5 в 12,8 раз (фактич. показатель 25,6 мг/дм3; ПДК 2,0 мг/дм3); по сульфатам в 1,4 раза (фактич. показатель 140,0 мг/дм3; ПДК 100,0 мг/дм3); по аммоний иону в 2,8 раза (фактич. показатель 1,4 мг/дм3; ПДК 0,5 мг/дм3); по нитритам в 6,25 раз (фактич. показатель 0,5 мг/дм3; ПДК 0,08 мг/дм3); по железу в 2,2 раза (фактич. показатель 0,22 мг/дм3; ПДК 0,1 мг/дм3).
В соответствии с протоколом испытаний филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в г.Ржев ....... от 30.05.2016г. в месте сброса сточных вод установлены превышения ПДК иона аммония, БПК5, ХПК.
Согласно протоколу испытаний филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в г.Ржев ....... от 30.05.2016г. в водном объекте р. Межа в 500 метрах ниже сброса сточных вод установлены превышения ПДК БПК5, железа.
Таким образом, лабораторными исследованиями установлено, что в водный объект - р.Межа ООО «ТТСК» с очистных сооружений, расположенных по адресу: Тверская область, Нелидовский район, пос.Южный, осуществляется сброс сточных вод, содержание загрязняющих веществ в которых превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
По результатам проведенной проверки постановлением Нелидовской межрайонной прокуратуры в отношении ООО «ТТСК» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.13 КоАП РФ. Указанное постановление с материалами проверки направлено в Управление Росприроднадзора по Тверской области для рассмотрения.
В соответствии с постановлением Управления Росприроднадзора по Тверской области о назначении наказания № ......2016 от 20.07.2016г. ООО «ТТСК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Таким образом, факт сброса ООО «ТТСК» с очистных сооружений, расположенных по адресу: Тверская область, Нелидовский район, пос.Южный, в водный объект - р.Межа сточных вод, содержание загрязняющих веществ в которых превышает нормативы допустимого воздействия на водный объект, подтверждается привлечением ООО «ТТСК» к административной ответственности за указанное нарушение действующего законодательства.
На основании изложенного, незаконными действиями ООО «ТТСК», выразившимися в сбросе с очистных сооружений, расположенных по адресу: Тверская обл., Нелидовский район, п.Южный, в отсутствие установленных федеральным законодательством разрешительных документов (разрешения на сброс сточных вод в водный объект - р. Межа) сточных вод, содержание загрязняющих веществ в которых превышает нормативы допустимого воздействия на водный объект, нарушаются интересы РФ в области охраны окружающей среды и права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст.42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Просит суд признать действия ООО «Тверская теплоснабжающая компания» по сбросу сточных вод с очистных сооружений, расположенных по адресу: Тверская область, Нелидовский район, п.Южный, противоречащими действующему законодательству; обязать ООО «Тверская теплоснабжающая компания» получить решение о предоставлении водного объекта - р.Межа в пользование в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать ООО «Тверская теплоснабжающая компания» получить разрешение на сброс сточных вод в водный объект - р.Межа в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу и обязать ООО «Тверская теплоснабжающая компания» обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений, расположенных по адресу: Тверская область, Нелидовский район, п.Южный, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Голубев А.С. от исковых требований в части возложения на ответчика обязанности получить решение о предоставлении водного объекта - р.Межа в пользование отказался в связи с добровольным удовлетворением ответчиком данного искового требования, в связи с чем определением суда от 1.12.2016г. производство по делу в этой части было прекращено. Остальные исковые требования помощник прокурора поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Общества с ограниченной ответственностью «Тверская теплоснабжающая компания» - Иванов В.А., полномочия которого подтверждены доверенностью от ДД.ММ.ГГГГ, с исковыми требованиями не согласился и пояснил, что ст.12 ГК РФ такого способа защиты гражданских прав, как признание действий организации незаконными, не предусматривает. Требования прокурора по сути направлены на возложение на ответчика обязанности не совершать административные правонарушения. Исковое требование получить разрешение на сброс сточных вод в водный объект - р.Межа в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу является необоснованным, поскольку для получения такого разрешения решение суда не требуется, данный вопрос решается в ином порядке. Исковое требование обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений, расположенных по адресу: Тверская область, Нелидовский район, п.Южный, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу удовлетворению не подлежит, поскольку данное требование не содержит указаний, какие конкретно действия должен совершить ответчик. Кроме того, данное требование является для ответчика невыполнимым, поскольку зависит не только от ответчика, но и от действий третьих лиц (всех абонентов, осуществляющих сброс сточных вод в канализацию г.Нелидово). По сути указанное требование обязывающего характера не может существовать в рамках гражданского дела, поскольку действующим законодательством за данное нарушение закона предусмотрена административная ответственность.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - Администрации Нелидовского района Тверской области – в судебное заседание не явился, в своём заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители третьих лиц - Администрации городского поселения – город Нелидово Тверской области, Администрации Нелидовского района, Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, Управления Росприроднадзора по Тверской области в судебное заседание не явились, в своих заявлениях просят рассмотреть дело в их отсутствие. Одновременно Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области сообщает, что по заявлению ООО «ТТСК» Министерством принято решение ....... от 15 августа 2016 года о предоставлении водного объекта – р.Межа – в пользование ответчика. Данное решение зарегистрировано в государственном водном реестре .......-....... ДД.ММ.ГГГГ.
Представители третьих лиц - Территориального отдела Управления Роспотребнадзора в городе Ржеве, Ржевском, Зубцовском, Оленинском, Нелидовском, Старицком районах и Отдела водных ресурсов по Тверской области Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о чём имеются почтовые уведомления, подтверждающие получение адресатами судебных повесток. О причине неявки в суд не сообщили. О рассмотрении дела в их отсутствие не просили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с согласия помощника Нелидовского межрайонного прокурора и представителя ответчика, судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Нелидовского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч. 1 ст.45ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно п.6 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В силу ч.1 ст.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» одним из объектов охраны окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются поверхностные воды. Как предусмотрено ч.2 ст.16 названного Федерального закона, сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, относится к одному из видов негативного воздействия на окружающую среду.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых сбросов веществ (ч.1 ст.22 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ).
Согласно постановления Правительства РФ от 19.11.2012г. N1193 «Об утверждении перечня нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде, для целей государственного экологического надзора» осуществление хозяйственной и иной деятельности без разрешительных документов, на основании которых допускается осуществление указанной деятельности, в пределах установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, наличие которых является обязательным в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно требованиям ч.4 ст.23 рассматриваемого закона сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу положений ст.1 Водного кодекса РФ под использованием водных объектов (водопользованием) понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
Согласно ч.1 ст.44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Статьёй 3 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: - допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; - ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ч.1, 4 ст.23 вышеуказанного Закона нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов; выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органам исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Своими действиями ответчик нарушает право лиц, постоянно или временно использующих рассматриваемые водные объекты (неопределенного круга лиц), на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст.42 Конституции РФ.
Из материалов дела следует и судом установлено, что в мае 2016 года Нелидовской межрайонной прокуратурой на основании задания прокуратуры Тверской области от 25.04.2016г. ....... проведена проверка законности сброса сточных вод Обществом с ограниченной ответственностью «Тверская теплоснабжающая компания» (ООО «ТТСК») с очистных сооружений, расположенных в пос.Южный Нелидовского района Тверской области, в водный объект - р.Межа.
В ходе проведения данной проверки был произведен отбор проб сточной воды.
По результатам испытаний отобранных проб сточной воды, проведённых 30 мая 2016 года филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в г.Ржев (протокол ....... от 30.05.2016г.) установлено, что концентрации загрязняющих веществ в пробах сточной воды после очистки ОСК, расположенными в п.Южный Нелидовского района, в водном объекте - р.Межа, имеют превышение нормативов ПДК, установленных для рыбохозяйственных водоемов по следующим показателям: по БПК5 в 12,8 раз (фактич. показатель 25,6 мг/дм3; ПДК 2,0 мг/дм3); по сульфатам в 1,4 раза (фактич. показатель 140,0 мг/дм3; ПДК 100,0 мг/дм3); по аммоний иону в 2,8 раза (фактич. показатель 1,4 мг/дм3; ПДК 0,5 мг/дм3); по нитритам в 6,25 раз (фактич. показатель 0,5 мг/дм3; ПДК 0,08 мг/дм3); по железу в 2,2 раза (фактич. показатель 0,22 мг/дм3; ПДК 0,1 мг/дм3).
В соответствии с протоколом испытаний филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в г.Ржев ....... от 30.05.2016г. в месте сброса сточных вод установлены превышения ПДК иона аммония, БПК5, ХПК.
Согласно протоколу испытаний филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в г.Ржев ....... от 30.05.2016г. в водном объекте - р.Межа в 500 метрах ниже сброса сточных вод установлены превышения ПДК БПК5, железа.
Нарушение требований законодательства об охране окружающей среды также подтверждается постановлением Управления Росприроднадзора по Тверской области №......-2016 от 20.07.2016г. о назначении ООО «Тверская теплоснабжающая компания» наказания за административное правонарушение, предусмотренное ст.8.13 ч.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 рублей: постановлением Управления Роспотребнадзора по Тверской области в г.Ржев ....... от 7.10.2016г. о назначении ООО «Тверская теплоснабжающая компания» наказания за административное правонарушение, предусмотренное ст.6.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Таким образом, факт осуществления ООО «ТТСК» сброса в реку Межа сточных вод, содержание загрязняющих веществ в которых превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, суд считает установленным.
В соответствии со ст.39 Федерального закона №7-ФЗ от 10.02.2002г. «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
Статьями 22 и 23 указанного выше Федерального закона установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в частности - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004г. №400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы, который выдает в установленном порядке разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ).
Согласно ст.3 Водного кодекса РФ одним из основных принципов водного законодательства является приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Статьей 35 Водного кодекса РФ установлено, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно ст.56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии со ст.60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Судом установлено, что находящиеся в муниципальной собственности объекты имущественного комплекса системы водоснабжения и водоотведения Администрацией городского поселения – город Нелидово Тверской области переданы во временное владение и пользование ООО «ТТСК» для выполнения функций водоснабжения и водоотведения в муниципальном образовании город Нелидово Тверской области на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом также установлено, что ООО «ТТСК», являясь юридическим лицом – природопользователем, при эксплуатации вышеуказанного имущества осуществляет сброс сточных вод, содержащих вредные вещества, в водный объект – реку Межа без получения на это соответствующего разрешения, как это предусмотрено ст.23 Федерального закона №7-ФЗ от 10.02.2002г. «Об охране окружающей среды».
Из документов, представленных в суд представителем ответчика, усматривается, что 29 августа 2016 года ООО «ТТСК» обратилось в отдел водных ресурсов по Тверской области Московско-Окского БВУ с заявлением об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Довод представителя ответчика о том, что ст.12 ГК РФ такого способа защиты гражданских прав, как признание действий организации незаконными, не предусматривает; требования прокурора по сути направлены на возложение на ответчика обязанности не совершать административные правонарушения, суд находит несостоятельным, поскольку в силу закона ООО «ТТСК» обязано осуществлять действия, направленные на осуществление гражданских прав и обязанностей, в частности, получить разрешение на сброс сточных вод в водный объект - р.Межа, обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений, однако не осуществляло возложенные на него законом обязанности в течение ряда лет.
С учетом приведенных выше норм и установленных судом обстоятельств, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании ч.1 ст.103 ГПК РФсуд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, состоящие из государственной пошлины, от уплаты которой истец освобождён, в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 -198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Нелидовского межрайонного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Тверская теплоснабжающая компания» о возложении обязанности получить решение о предоставлении водного объекта - р.Межа - в пользование, получить разрешение на сброс сточных вод в водный объект - р.Межа и обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений, расположенных по адресу: Тверская область, Нелидовский район, пос.Южный, в водный объект - р.Межа - удовлетворить.
Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Тверская теплоснабжающая компания» по сбросу сточных вод, концентрация загрязняющих веществ в которых превышает предельно допустимые нормы, с очистных сооружений, расположенных по адресу: Тверская область, Нелидовский район, п.Южный, не законными.
Обязать ООО «Тверская теплоснабжающая компания» получить разрешение на сброс сточных вод в водный объект - р.Межа - в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать ООО «Тверская теплоснабжающая компания» обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений, расположенных по адресу: Тверская область, Нелидовский район, п.Южный, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Тверская теплоснабжающая компания» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Нелидовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 2 декабря 2016 года.
Председательствующий С.А. Новикова