Дело № 5-161/2024
59RS0004-01-2024-006453-36
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
02 августа 2024 года город Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми О.В.Порошин,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Летова Евгения Николаевича, <данные изъяты>
У С Т А Н О В И Л:
07.06.2024 по адресу: г. Пермь, ул. Пушкина, 13 выявлено административное правонарушение, допущенное индивидуальным предпринимателем Летовым Е.Н., выразившееся в привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности).
Летов Е.Н., являясь индивидуальным предпринимателем, осуществляющим строительные работы по ремонту фасада здания по адресу: г.Пермь, ул.25 Октября, 4, 05.06.2024 привлек к трудовой деятельности в должности штукатура, временно пребывающего на территории РФ гражданина республики Таджикистан <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который осуществлял трудовую деятельность в должности маляра-штукатура. В ходе проверки документов Абдукодиров О.А. предъявил патент на работу от ГУ МВД России по Пермскому краю с указанием профессии (специальность, должность) – подсобный рабочий.
В соответствии с ч.4.2 ст. 13 ФЗ № 115 от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в редакции от 22.12.2014 установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу.
ИП Летов Е.Н. в судебное заседание не явился, извещался судом по месту постоянного жительства надлежащим образом по почте с уведомлением, судебное извещение возвращено отправителю из-за истечения срока хранения.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом № 115-ФЗ.
В силу п. 4.2 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами).
Приказом МВД России от 30.07.2020 № 536 утвержден Порядок подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) (далее – Порядок).
Согласно п. 2 Порядка организация в течение 3 рабочих дней с даты трудоустройства иностранного гражданина (лица без гражданства) обязана уведомить об этом ЦВМ МВД России либо территориальный орган на региональном уровне в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 13.05.2024 ИП Летов Е.Н. заключил трудовой договор с гражданином Республики Таджикистан Абдукодировым О.А., приняв его на работу в должности «подсобный рабочий», однако в нарушение п. 4.2 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», у которого патент на работу был выдан с указанием профессии – подсобный рабочий, поручил 05.06.2024 осуществлять работы в должности маляра-штукатура по ремонту фасада здания по адресу: г.Пермь, ул.25 Октября, 4.
Обстоятельства административного правонарушения и вина ИП Летова Е.Н. установлены на основании совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, а именно:
- протокола об административном правонарушении № 7 от 07.06.2024;
- копии протокола об административном правонарушении в отношении Абдукодирова О.А. по ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ от 05.06.2024, что он 05.06.24 осуществлял работу штукатура-маляра на объекте по ул.25 Октября,4 г.Перми;
- копии трудового договора № 02-2024 от 13.05.2024 между ИП Летов Е.Н. и ФИО7. на выполнение работ по профессии «подсобный рабочий» на объекте по ул.25 Октября,4 г.Перми;
- объяснениями Летова Е.Н. от 07.06.2024, что он нанял ФИО8. и ФИО9. по трудовым договорам в качестве подсобных рабочих на объект здание по ул.25 Октября,4 г.Перми, он полагал, что работы по удалению старой краски с поверхности фасада здания входят в обязанности подсобного рабочего;
- объяснениями ФИО10 от 05.06.2024 о том, что в патенте у него профессия «подсобный рабочий», 05.06.24 он шкурил стены здания по ул.25 Октября,4 г.Перми;
- сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 10.07.2024 в отношении ИП Летова Е.Н., согласно которым ИП Летов Е.Н. относится к категории микропредприятий.
Указанные доказательства согласуются между собой, не противоречат друг другу, оснований сомневаться в их достоверности не имеется. Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, основаниям не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, поэтому суд признает их допустимыми доказательствами.
Согласно утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ № 243 от 2007 года Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 3, раздел "Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы", § 95 «МАЛЯР СТРОИТЕЛЬНЫЙ» 2 разряда:
Характеристика работ. Выполнение простейших работ при окрашивании, оклеивании и ремонте поверхностей. Очистка поверхностей металлическими шпателями, скребками, щетками, ветошью, пылесосом, воздушной струей от компрессора. Сглаживание поверхностей лещадью, пемзой. Проолифливание поверхностей кистью и валиком. Подмазывание отдельных мест. Протравливание цементной штукатурки нейтрализующим раствором с приготовлением раствора. Соскабливание старой краски с расшивкой трещин и расчисткой выбоин. Предохранение поверхностей от набрызгов краски.
В соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30 (ред. от 09.04.2018) "Об утверждении "Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР"; раздела "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства" Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 1, §273 «Подсобный рабочий»:
Характеристика работ. Выполнение подсобных и вспомогательных работ на производственных участках и строительных площадках, складах, базах, кладовых и т.п. Погрузка, разгрузка, перемещение вручную или на тележках (вагонетках) и штабелирование грузов, не требующих осторожности (рулонных материалов, паркета в пачках, ящиков, бочек, картона, бумаги, фанеры, пиломатериалов и т.п.), а также сыпучих непылевидных материалов (песка, щебня, гравия, шлака, угля, мусора, древесных опилок, металлических стружек и других отходов производства). Очистка территории, дорог, подъездных путей. Уборка цехов, строительных площадок и санитарно-бытовых помещений. Мытье полов, окон, тары, посуды, деталей и изделий.
Таким образом, очистка поверхностей металлическими шпателями, скребками, щетками перед нанесением новой краски относится к работам по профессии маляра, а не подсобного рабочего.
Действия ИП Летова Е.Н. судья квалифицирует по ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ как привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности).
В силу примечания к статье 18.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные главой 18 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц. В ч.1 ст.18.15 КоАП РФ специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не предусмотрены, такие лица несут административную ответственность как юридические лица.
При назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, сведения о личности Летова Е.Н., который осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, совершил административное правонарушение впервые, его имущественное, семейное положение(разведен, на иждивении никого не имеет), обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность, суд признает признание вины и раскаяние в содеянном.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
С учетом изложенных обстоятельств судья считает, что наказание в виде административного штрафа обеспечит достижение целей административной ответственности, восстановление социальной справедливости и предупреждение совершения новых правонарушений.
Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с ч.ч. 2.2, 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, а для юридических лиц - не менее ста тысяч рублей.
Согласно Выписке из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, Летов Е.Н., с 01.08.2016 зарегистрирован в качестве микропредприятия.
Приведенные выше обстоятельства, связанные с личностью, имущественным и семейным положением индивидуального предпринимателя Летова Е.Н., характер и обстоятельства совершенного правонарушения, отсутствие вредных последствий совершенного деяния, позволяют в соответствии с положениями ч.ч. 2.2, 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ, путем снижения назначенного наказания в виде административного штрафа.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч.2 ст.3.4 КоАП РФ. Суд находит возможным заменить административный штраф ИП Летову Е.Н. на предупреждение с учетом конкретных обстоятельств административного правонарушения, которое им совершено впервые и считает, что допущенное нарушение в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ не создает угрозу безопасности государства, поскольку иностранный гражданин Абдукодиров О.А. осуществлял работы по трудовому договору на предусмотренном договором объекте, в том субъекте РФ, где ему выдан патент на работу территории Российской Федерации, продолжал находиться под государственным контролем в сфере миграционных отношений.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных ст.2.9 КоАП РФ признаков малозначительности административного правонарушения, отсутствуют, принимая при этом во внимание особую значимость охраняемых отношений.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать индивидуального предпринимателя Летова ФИО11 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
Заменить Летову ФИО12 в соответствии с положениями ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ назначенный административный штраф на предупреждение.
Постановление в течение 10 дней со дня получения или вручения копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Судья - подпись
Верно. Судья - О.В.Порошин