Дело №2-3839/2021 25 октября 2021 года
(78RS0008-01-2021-003380-81)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Богачевой Е.В.,
при помощнике Заводчикове В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Таранова Игоря Евгеньевича к ПАО «Банк ВТБ» об обязании закрыть банковские счета,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Таранов И.Е. обратился в суд с иском к ПАО «Банк ВТБ» об обязании закрыть банковские счета и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., ссылаясь на то, что согласно сведениям, представленным МИФНС №21 в банке ВТБ на имя истца открыты счета, по которым длительное время отсутствуют какие-либо операции, а также денежные средства. 04.12.2020 истцом в банк подано заявление о расторжении договоров банковского счета и закрытии счетом, которое получено банком 08.12.2020. 22.12.2020 банк отказал в закрытии счетов, указав на необходимость обратиться в офис банка с документов, удостоверяющим личность и с оформлением соответствующего заявления. Истец считает отказ банка незаконным.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил заявленные требования, указав, что банк закрыл спорные счета только после принятия судом искового заявления к рассмотрению, а именно в мае и августе 2021 года, в связи с чем, были нарушены права потребителя, в связи с чем с ответчика подлежит взысканию компенсации морального вреда в размере 5000 руб.
Истец Таранов И.Е. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено, ранее уточненные исковые требования поддерживал в полном объеме.
Представитель ответчика ПАО «Банк ВТБ» в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица МИФНС №21 по Санкт-Петербургу в судебное заседание не явился, надлежаще извещался о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено.
Выслушав представителя ответчика, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или иными такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно п.1 ст.846 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, между сторонами был заключен договор банковского счета, в соответствии с которым истцу был открыт текущий счет <№>.
11 мая 2021 года вышеуказанный текущий счет был закрыт, договор банковского счета расторгнут, обязательства сторон по договору банковского счета прекращены (п. 2 ст. 453 ГК РФ).
Также судом установлено, что счета <№>, <№>, <№> были созданы для учета операций по карте истца <№>, закрыты после прекращения действия карты; счет <№> был создан для учета операций по карте истца <№>, закрыт после прекращения действия карты, счет <№> был создан для учета операций по карте истца <№>, закрыт после прекращения действия карты, счет <№> был создан для учета операций по карте истца <№>, закрыт после прекращения действия карты, счет <№> был создан для учета операций по карте истца <№>, закрыт после прекращения действия карты, и являлись специальными карточными счетами, открытыми банком для учета денежных средств по операциям, совершаемым с использованием банковских карт, что предусмотрено п.1.30 Правил предоставления и использования банковских карт), и не являются банковскими счетам с точки зрения Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, все указанные в исковом заявлении счета являются закрытыми, что подтверждается приложенными к возражениям ответчика скриншотами из Информационной банковской системы.
Также судом установлено, что на момент подачи иска в суд истцом не был соблюден установленный договором и законом порядок подачи в банк заявления на расторжение договора банковского счета.
В соответствии с п.4 ст.3 ГПК РФ заявление подается в суд после соблюдения претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров.
В силу п.6.2 Правил комплексного обслуживания, являющихся неотъемлемой частью заключенного между сторонами договора комплексного обслуживания, клиент вправе в любой момент подать в Банк заявление о расторжении договора комплексного обслуживания по форме, установленной Банком. Соответствующее заявление о расторжении договора комплексного обслуживания может быть представлено клиентом в Банк как при личной явке в офисе Банка, так и с использованием системы дистанционного банковского обслуживания ВТБ-Онлайн.
Согласно ст.857 Гражданского кодекса Российской Федерации банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены, в частности, самим клиентам и их представителям.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности кредитная организация гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
Идентификация клиентов и выгодоприобретателей проводится Банком в соответствии с Положением Банка России от 15.10.2015 № 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Таким образом, в случае направления в банк заявления о расторжении договора банковского счета посредством почтовой связи, подлинность подписи заявителя на таком заявлении должна быть нотариально засвидетельствована.
При поступлении в банк обращений клиентов, направленных посредством почтовой связи без нотариального освидетельствования подписи клиента, банк лишен возможности соблюсти требования действующего законодательства Российской Федерации в части необходимости надлежащей идентификации своих клиентов. При таких обстоятельствах рассмотрение по существу поступивших обращений и направление какой-либо информации/документов по таким обращениям будет являться прямым нарушением режима банковской тайны.
Доказательств того, что истец направил в адрес ответчика заявление о расторжении основного текущего договора и закрытии счетов с подписью, удостоверенной нотариусом, или лично обратился в офис банка, до обращения в суд истцом представлено не было.
Довод истца, что ответчик представил суду заявления истца о закрытии счетов, поданные им в офис банка, не могут быть приняты во внимание, поскольку из указанных заявлений следует, что истец подавал заявления на прекращение действия карты с закрытием кредитного лимита и выдачей остатка средств со счета через кассу офиса банка, что и было сделано банком.
Данное обстоятельство стороной истца не оспаривается.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что истцом не предоставлены доказательства нарушения его прав ответчиком, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Также суд, исходя из диспозиции п.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимает во внимание, что предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица; в результате удовлетворения заявленных требований должно происходить непосредственное восстановление имущественных прав и (или) охраняемых законом интересов.
Учитывая тот факт, что обязательства сторон в рамках договора банковского счета прекращены, заявленные требования истца являются неисполнимыми и не могут привести к непосредственному восстановлению каких-либо имущественных прав и охраняемых законом интересов истца, отказа от части исковых требований истец суду не заявил.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 67. 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Таранова Игоря Евгеньевича к ПАО «Банк ВТБ» об обязании закрыть банковские счета отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы.
Судья подпись
Мотивированное решение изготовлено 01.11.2021.