ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88 - 1480/2019
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Санкт-Петербург 18 декабря 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Стешовиковой И.Г.,
судей Ирышковой Т.В., Уланова К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-189/2019 по иску Комиссарова Романа Александровича к Главному управлению Министерства внутренних дел России по городу Санкт–Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным решения об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий по кассационной жалобе Комиссарова Романа Александровича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 27 июня 2019 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В., объяснения явившихся лиц: представителей Комиссарова Р.А. –адвоката Яковлева С.В. на основании ордера от 18 декабря 2019 г. №769240 и Ковалева А.А. на основании доверенности от 5 ноября 2019 г. №78АБ 7311821, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Комиссаров Р.А. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел России по городу Санкт–Петербургу и Ленинградской области (далее также–ГУ МВД России по Санкт- Петербургу и Ленинградской области) о признании незаконным решения от 5 сентября 2018 г. № 69/7681 об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий серии РМ № 409953 выданного 28 октября 2005 г.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что 28 октября 2005 г. ГУВД по Санкт-Петербургу ему было выдано удостоверение «Ветеран боевых действий» серии РМ № 409953, с этого времени истец пользовался мерами социальной поддержки, предусмотренными Федеральным законом «О ветеранах». Удостоверение ветерана боевых действий было выдано бессрочно, на протяжении длительного периода ответчик не оспаривал наличие у него статуса ветерана боевых действий. Оспариваемым решением от 5 сентября 2018 установлено, что истцу было неправомерно выдано удостоверение ветерана боевых действий, в связи с чем, оно было аннулировано, ежемесячная денежная выплата была истцу прекращена. Истец полагал указанное решение незаконным, поскольку имел право на получение удостоверения ветерана боевых действий, в период прохождения службы в органах внутренних дел принимал участие в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта, право на получение удостоверения также подтверждается вступившими в законную силу решениями Владикавказского гарнизонного военного суда от 19 июня 2001 г. и от 12 апреля 2002 г.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 января 2019 г. исковые требования Комисарова Р.А. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 27 июня 2019 г. решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 января 2019 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комиссаров Р.А. просит отменить апелляционное определение, как незаконное и принять по делу новое судебное постановление.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемого судебного постановления не усматривает.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 28 октября 2005 г. Комиссарову Р.А. было выдано удостоверение ветерана боевых действий серии <данные изъяты> №.
2 августа 2018 г. на заседании рабочей группы ГУ МВД России по г. Санкт- Петербургу и Ленинградской области по рассмотрению заявлений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий указанное удостоверение признано неправомерно выданным, аннулированным и подлежащим снятию с учета.
Основанием для принятия указанного решения послужило отсутствие сведений, подтверждающих о фактическом участии Комиссарова Р.А. в боевых действиях или контртеррористических операциях на территориях, предусмотренных нормативно-правовыми актами, а сам по себе факт выполнения Комиссаровым Р.А. служебных обязанностей по занимаемой им должности в Республике Северная Осетия без доказательств его непосредственного участия в боевых действиях или контртеррористических операциях не может служить основанием для выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий».
Разрешая данный спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Комиссарова Р.А., суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 7 мая 2004 г. № 282 «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России», не установив наличия у Комиссарова Р.А. права на получение звания ветерана боевых действий, а также соблюдения процедуры выдачи Комиссарову Р.А. этого удостоверения, ввиду отсутствия соответствующих материалов, являющихся основанием для приобретения истцом статуса ветерана боевых действий и выдачи Комиссарову Р.А. удостоверения ветерана боевых действий, а именно доказательств, подтверждающих факт непосредственного участия истца в боевых действиях, в связи с чем, решение ответчика об аннулировании удостоверения, как выданного в отсутствие правовых оснований, суд полагал законным и обоснованным.
С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального и процессуального права.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Федеральный закон «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»).
В разделе III этого перечня к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе: выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
Статьей 16 Федерального закона «О ветеранах» определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
К числу таких мер социальной поддержки относятся льготы по пенсионному обеспечению, предоставляемые ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного федерального закона, в соответствии с законодательством, а также право на ежемесячную денежную выплату ветеранам боевых действий, установленное подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 этого федерального закона.
Во исполнение приведенных положений Федерального закона «О ветеранах» Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 г. № 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения (далее - Инструкция).
Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона «О ветеранах», является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
В силу пункта 2 Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» МВД России разработана и утверждена приказом от 7 мая 2004 г. № 282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий).
Данная инструкция, как указано в ее пункте 1, определяет порядок выдачи в системе МВД России удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах».
Согласно подпункту 2.2 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий удостоверения оформляются и выдаются сотрудникам и работникам территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту дислокации таких подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел.
Гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России с правом на пенсию, удостоверения оформляются и выдаются через соответствующие пенсионные подразделения МВД России, осуществляющие их пенсионное обслуживание при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел и кадровых подразделений воинских формирований внутренних войск МВД России по соответствующим запросам пенсионных подразделений (подпункт 2.4 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий).
Перечень подтверждающих документов, необходимых для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, содержится в пункте 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий.
Из приведенных нормативных положений следует, что наделение гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения является результатом совершения ряда действий, в том числе связанных с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.
Исходя из пунктов 1, 5, 13, 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел. При этом МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел. В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В состав органов внутренних дел входят в том числе: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России.
Аналогичное правовое регулирование содержалось в Положении о МВД России, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 и действовавшем до 21 декабря 2016 г.
Таким образом, МВД России и его территориальные органы, одним из которых является ГУ МВД России по городу Санкт –Петербургу и Ленинградской области, в силу приведенных правовых норм, в том числе Федерального закона «О ветеранах» и постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», уполномочены производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России и обязаны осуществлять действия, направленные на реализацию требований законодательства о недопустимости необоснованной выдачи данных удостоверений.
Поскольку ГУ МВД России по городу Санкт –Петербургу и Ленинградской области уполномочено производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий и в связи с этим на него возложена обязанность осуществлять действия, направленные на проверку материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий лицам, получившим соответствующий статус, то в силу приведенного выше правового регулирования в случае выявления факта необоснованной выдачи таких удостоверений ГУ МВД России по городу Санкт –Петербургу и Ленинградской области организует работу по их аннулированию и изъятию, а также по прекращению предоставления социальных гарантий при утрате законных оснований для получения лицом статуса ветерана боевых действий, то есть исправляет таким образом допущенные ранее при выдаче удостоверений ошибки.
Как отметил Европейский Суд по правам человека, в качестве общего принципа органы власти не должны быть лишены права исправления ошибок, особенно вызванных их собственной небрежностью; в противном случае нарушался бы принцип недопустимости неосновательного обогащения; это также было бы несправедливым по отношению к другим участникам системы социального обеспечения, в особенности по отношению к тем, кому было отказано в назначении выплат (пособия) по причине их несоответствия установленным законом требованиям, и, наконец, могло бы повлечь ненадлежащее распределение ограниченных общественных средств, что само по себе противоречило бы публичному интересу (постановление от 15 сентября 2009 г. по делу "Москаль (Moskal) против Польши").
Определение же правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, является не только правом, но и обязанностью государства.
Изложенное опровергает доводы заявителя жалобы об отсутствии у ответчика полномочий по проверке ранее принятого решения о наделении гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения.
С учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, регулирующих порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий, суд правомерно определил юридически значимые, подлежащие выяснению и доказыванию для разрешения иска Комиссарова Р.А. о признании незаконным решения ГУ МВД России по городу Санкт –Петербургу и Ленинградской области об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий обстоятельства о наличии у Комиссарова Р.А. права на получение звания ветерана боевых действий, а также соблюдения процедуры выдачи Комиссарову Р.А. удостоверения, в частности того, имелись ли соответствующие материалы, послужившие основанием для приобретения истцом статуса ветерана боевых действий и выдачи Комиссарову Р.А. удостоверения ветерана боевых действий.
Как установлено судом, согласно выписке из приказа начальника Северо-Кавказского военного Краснознаменного института внутренних войск МВД России от 13 сентября 2001 г. № 300, Комиссаров Р.А. фактически выполнял служебно-боевые задачи по ликвидации последствий Осетино-Ингушского конфликта октября-ноября 1992 года с 1995 по 1998 годы.
Решением Владикавказского гарнизонного военного суда от 19 июня 2001 г., признано, что Комиссаров Р.А. привлекался к выполнению задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта после отмены чрезвычайного положения с 1 февраля 1995 г. по 30 сентября 1998 г., в связи с чем, указанным решением признано его право на перерасчет выслуги лет и оклада за выполнение задач в зоне вооруженного конфликта в Северо-Кавказском регионе (Республике Северная Осетия - Алания, Республике Ингушетия).
Решением Владикавказского гарнизонного военного суда от 12 апреля 2002 г. установлено право Комиссарова Р.А. на получение дополнительных гарантий и компенсаций за период выполнения обязанностей военной службы в зоне вооруженного конфликта на территории Республики Северная Осетия - Алания с 1 октября 1998 г. по 13 января 2002 г., на перерасчет выслуги лет и оклада с учетом данных обстоятельств.
Как правильно установлено судами, указанные решения не подтверждают юридически значимые обстоятельства, необходимые для установления по настоящему делу, и не освобождали истца от необходимости доказывания указанных обстоятельств, каковыми являются документы, подтверждающие непосредственное участие заявителя в боевых действиях.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2001 г. № 896, к выполнению задач при вооруженных конфликтах относится выполнение задач военнослужащими и органами внутренних дел на территориях Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия в октябре - ноябре 1992 года, а также к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта выполнение задач на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
Судом же установлено, что истцом выполнялись задачи на территориях Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия в периоды, не подпадающие под действие указанного Постановления, что не свидетельствуют о подтверждении юридически значимых обстоятельств, подлежащих установлению по делу.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 г. № 896 «О зонах вооруженных конфликтов» в целях упорядочения предоставления дополнительных гарантий и компенсаций, предусмотренных Законом Российской Федерации от 21.01.1993 № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья. Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», выполнение задач военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел на территориях Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия в октябре- ноябре 1992 года отнесено к выполнению задач при вооруженных конфликтах, тогда как служба Комиссарова Р.А. имела место в более поздний период.
Поскольку подтверждающие сведения о фактическом участии Комиссарова Р.А. в боевых действиях или контртеррористических операциях на территориях, предусмотренных нормативно-правовыми актами, суду не представлены, вывод суда в той части, что сам по себе факт выполнения Комиссаровым Р.А. служебных обязанностей по занимаемой им должности в Республике Северная Осетия без доказательств его непосредственного участия в боевых действиях или контртеррористических операциях не может служить основанием для выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» является верным.
При таких обстоятельствах, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований для выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» Комиссарову Р.А. в 2005 году является верным, как и действия ответчика по его аннулированию.
Доводы заявителя жалобы о несогласии с установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 27 июня 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Комиссарова Романа Александровича– без удовлетворения.
Председательствующий
судьи