Дело № 2-5808/2021г.
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
22 ноября 2021г.
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Двухжиловой Т.К.,
при секретаре Прощалыкиной И.И.,
с участием представителя истца по доверенности Духаниной О.А., ответчика Пятакова П.Е., представителя ответчика Пятакова П.Е. по доверенности Гаврилова А.А., представителя 3его лица Аветисяна Г.С. по доверенности Григорян И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г.о.Балашиха к Пятакову Петру Егоровичу о признании пристройки самовольным строением, сносе пристройки, взыскании расходов
У с т а н о в и л:
Истец Администрация г.о.Балашиха, обратился в суд с настоящим иском к ответчику Пятакову П.Е. указывая на то, что Пятаков П.Е. является собственником земельного участка с кадастровым номером КН <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства.
На земельном участке расположен одноэтажный жилой дом с мансардой (свидетельство о регистрации права от 07.05.2008) и 4-х этажный жилой дом (кадастровый номер <данные изъяты>), 2015 года постройки, согласно ст.51 Градостроительного кодекса РФ получение разрешения на строительство или реконструкцию данных объектов не требуется. В 2020 году жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты> был реконструирован (выполнена пристройка к зданию), в соответствии с протоколом ГБУ МО «МОСОБЛСТРОЙЦНИЛ» от 27.04.2021 № <данные изъяты> установлено, что здание жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты> возведено с нарушениями Правил землепользования и застройки территории (части территории) Городского округа Балашиха Московской области, а именно нарушены отступы от границ земельного участка до объектов капитального строительства, значения отступов менее 3 м и достигают 2,65 м.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Балашиха Московской области, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Балашиха МО от 27.12.2017 N 03/50 зона застройки индивидуальными жилыми домами Ж-2 установлена для обеспечения формирования жилых районов из отдельно стоящих индивидуальных жилых домов и блокированных жилых домов. В состав зоны Ж-2 могут включаться территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
Вспомогательными видами разрешенного использования, в том числе является обслуживание жилой застройки - код 2.7.
Обслуживание жилой застройки - размещение объектов капитального строительства, размещение которых предусмотрено видами разрешенного использования с кодами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.4.1, 3.5.1, 3.6, 3.7, 3.10.1, 4.1, 4.3, 4.4, 4.6, 5.1.2, 5.1.3, если их размещение необходимо для обслуживания жилой застройки, а также связано с проживанием граждан, не причиняет вреда окружающей среде и санитарному благополучию, не нарушает права жителей, не требует установления санитарной зоны.
Согласно коду 3.3 бытовое обслуживание подразумевает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро).
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства применительно к вспомогательным видам разрешенного использования устанавливаются идентичными с соответствующими предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными для основных видов разрешенного использования и условно разрешенных видов использования, дополнительно к которым и совместно с которыми установлены вспомогательные виды разрешенного использования.
Для бытового обслуживания зоны застройки Ж-2 установлены отступы от границ земельного участка, а именно не менее 3-х метров, что нарушено ответчиком при строительстве указанного объекта.
Окончательно уточнив в порядке ст.39 ГПК РФ, истец просит суд признать пристройку площадью 11,2кв.м. к жилому дому с КН <данные изъяты> по адресу: <адрес> самовольной постройкой.
Обязать Пятакова Петра Егоровича снести самовольную пристройку площадью 11,2кв.м. к жилому дому с КН <данные изъяты> по адресу: <адрес> за счет собственных средств в течении 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.
При неисполнении Пятаковым Петром Егоровичем настоящего решения суда в установленные сроки предоставить Администрации г.о. Балашиха право сноса самовольной пристройки площадью 11,2кв.м. к жилому дому с КН <данные изъяты> по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Лукино, д. 58 за счет средств ответчика Пятакова Петра Егоровича.
В судебное заседание представитель истца Администрации г.о Балашиха по доверенности Духанина О.А. явилась, заявленный иск поддержала, просила его удовлетворить.
В судебном заседании ответчик Пятаков П.Е. против иска возражал, указывая, что фактически расположение и габариты пристройки не нарушают чьих-либо прав.
Представители третьих лиц Главгосстройнадзор МО, Министерства строительного комплекса Московской области, Управление Росреестра Московской области, третье лицо Еремина Н.И. в судебное заседание не явились, извещены.
Представитель третьего лица Аветисяна Г.С. по доверенности Григорян И.В. иск поддержала, указывая на то, что расположение возведенной ответчиком пристройки нарушает права третьего лица, в части соблюдения требования как санитарно-технических норм, так и норм пожарной безопасности, что и подтверждено заключением судебной экспертизы.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.
Кроме того, согласно пп. 8 п. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Права собственника земельного участка на его застройку установлены ст. 263 Гражданского кодекса РФ, которая допускает осуществление этих прав лишь при соблюдении корреспондирующих им обязанностей.
Согласно ч. 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания, сооружения, осуществлять перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно п. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п. 3 и п. 4 настоящей статьи.
Исходя из названной нормы, самовольность постройки определяется при наличии одного из трех названных в ст. 222 ГК РФ признаков: земельный участок, на котором создана постройка, не был предоставлен для этих целей в установленном порядке или разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта; объект создан без получения необходимых разрешений; имеются нарушения градостроительных и строительных норм и правил.
По новому общему правилу, закрепленному в ст. 222 ГК РФ, использование самовольной постройки не допускается.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления (п. 2 ст. 222 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 51.1 Градостроительного Кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 03.07.2007г. № 595-О-П, вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в п. 1 ст. 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в пункте 2 той же статьи Кодекса последствия, то есть в виде сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.
Также, как указывал Конституционный Суд РФ в определениях от 03.07.2007г. № 595-О-П, от 17.01.2012г. № 147-0-0 и от 29.05.2012г. № 900-0, возведение самовольной постройки является правонарушением, которое может состоять в нарушении как норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, так и градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Балашиха Московской области, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Балашиха МО от 27.12.2017 N 03/50 зона застройки индивидуальными жилыми домами Ж-2 установлена для обеспечения формирования жилых районов из отдельно стоящих индивидуальных жилых домов и блокированных жилых домов. В состав зоны Ж-2 могут включаться территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
Вспомогательными видами разрешенного использования, в том числе является обслуживание жилой застройки - код 2.7.
Обслуживание жилой застройки - размещение объектов капитального строительства, размещение которых предусмотрено видами разрешенного использования с кодами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.4.1, 3.5.1, 3.6, 3.7, 3.10.1, 4.1, 4.3, 4.4, 4.6, 5.1.2, 5.1.3, если их размещение необходимо для обслуживания жилой застройки, а также связано с проживанием граждан, не причиняет вреда окружающей среде и санитарному благополучию, не нарушает права жителей, не требует установления санитарной зоны.
Согласно коду 3.3 бытовое обслуживание подразумевает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро).
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства применительно к вспомогательным видам разрешенного использования устанавливаются идентичными с соответствующими предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными для основных видов разрешенного использования и условно разрешенных видов использования, дополнительно к которым и совместно с которыми установлены вспомогательные виды разрешенного использования.
Для бытового обслуживания зоны застройки Ж-2 установлены отступы от границ земельного участка, а именно не менее 3-х метров.
Судом установлено, что Пятаков П.Е. является собственником земельного участка с кадастровым номером КН <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства.
На земельном участке расположен одноэтажный жилой дом с мансардой (свидетельство о регистрации права от 07.05.2008) и 4-х этажный жилой дом (кадастровый номер <данные изъяты>), 2015 года постройки, согласно ст.51 Градостроительного кодекса РФ получение разрешения на строительство или реконструкцию данных объектов не требуется.
В 2020 году жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты> был реконструирован (выполнена пристройка к зданию), в соответствии с протоколом ГБУ МО «МОСОБЛСТРОЙЦНИЛ» от 27.04.2021 № <данные изъяты> установлено, что здание жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты> возведено с нарушениями Правил землепользования и застройки территории (части территории) Городского округа Балашиха Московской области, а именно нарушены отступы от границ земельного участка.
Собственником смежного земельного участка с КН <данные изъяты> является Аветисян Г.С., собственником смежного земельного участка с КН <данные изъяты> является Еремина Н.И.
На земельном участке с КН <данные изъяты> расположено строение с КН <данные изъяты>, возведенное в 2017г. Собственник здания Аветисян Г.С.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В рамках рассмотрения настоящего гражданского дела, была проведена судебная комплексная строительно - техническая экспертиза, производство которой поручено АНО «Центральный институт экспертизы, стандартизации и сертификации», заключением за №192-21 от 04.10.2021г. которой установлено, что исследуемый объект в виде пристройки площадью 11,2кв.м. к жилому дому с КН <данные изъяты> по адресу: <адрес> не соответствует:
санитарно-бытовым нормативно-техническим требованиям по расположению относительно границ соседних земельных участков- до границ земельного участка КН <данные изъяты> с западной стороны от 1,38м. от ската крыши, от 2,78м. от стены дома; до границ земельного участка с КН <данные изъяты> с восточной стороны от 1,92м. от ската крыши, от 2,42м. от стены дома, что не соответствует п.5.3.1 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» и п.7.1 СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», согласно которым предусмотрено расстояние не менее 3м.
противопожарным (по расположению жилого дома относительно строений на соседних земельных участков). Фактическое минимальное расстояние от жилого дома до строений на земельном участке с <данные изъяты> с западной стороны от 4,95м (от ската крыши) от 5,68м(от стены дома), на земельном участке с <данные изъяты> (с восточной стороны от 2,14м (от ската крыши) от 2,65м(от стены дома),
что не соответствует СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", согласно которому предусмотрено расстояние не менее 10 м. до границ жилого дома.
Экспертом отмечено, что в соответствии с Примечанием п.7.1 СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" Допускается блокировка жилых домов, а также хозяйственных построек на смежных приусадебных земельных участках по взаимному согласию домовладельцев с учетом противопожарных требований, приведенных в разделе 15. Также указанные нормы распространяются и на пристраиваемые к существующим жилым домам хозяйственные постройки.
Вместе с тем в соответствии с п.4.13. СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно- планировочным и конструктивным решениям": На садовых земельных участках малых размеров, в случаях группирования (блокирования) без противопожарных разрывов садовых домов на двух соседних участках при однорядной застройке и на четырех соседних участках при двухрядной застройке, противопожарные расстояния по таблице 1 следует соблюдать между крайними домами соседних групп (блоков). Для домов, хозяйственных построек, размещенных без противопожарных разрывов, суммарная площадь застройки, включая незастроенную площадь между ними, не должна превышать значения допустимой площади этажа в пределах пожарного отсека жилого здания по СП 2.13130, исходя из наихудших значений степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности дома или постройки.
Для рассмотрения данных объектов как группу необходимо согласие собственников смежных земельных участков с <данные изъяты> и с <данные изъяты>.
Исследуемое строение выходит за границы установленного ГПЗУ пятна застройки на расстояние от 0,50м с восточной стороны и до 1,62 с учетом навеса) с западной стороны.
Исходя из вышесказанного эксперт поясняет, что исследуемый объект движимости, не нарушает права и законные интересы других граждан и не создаст угрозу жизни и здоровью граждан при условии наличия согласия собственников земельных участков с <данные изъяты> и с <данные изъяты>.
При отсутствии согласия собственников земельных участков с <данные изъяты> и с <данные изъяты> принимая во внимание фактическое расположение жилого (несущих и ограждающих конструкций) и учета 10-ти метровой противопожарного расстояния данное несоответствие возможно устранить только путем демонтажа данного строения.
Суд в порядке ст. 67 ГПК РФ находит представленное Заключение эксперта № <данные изъяты> от 04.10.2021 г. выполненные экспертом АНО «ЦИЭС» обоснованным, соответствующим требованиям законодательства. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ, какой-либо заинтересованности в исходе дела эксперта, судом не установлено. Таким образом, суд считает данное заключение соответствующими положениям ст. 59, 60 ГПК РФ.
При рассмотрении дела судом установлено, что спорная пристройка возведена без соответствующего согласования, с нарушением санитартно-технических и противопожарных норм.
В судебном заседании представитель Аветисяна Г.С., собственника земельного участка с КН <данные изъяты>, возражала против сохранении возведенной Пятаковым П.Е. пристройки, указывая на то, что нарушение противопожарной безопасности при ее возвещении, является угрозой жизни и здоровью.
Третье лицо Еремина Н.И. собственник земельного участка с <данные изъяты> согласия на возведение пристройки ни ответчику Пятакову П.Е., ни суду при рассмотрении дела, не представила.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что пристройка площадью 11,2кв.м. к жилому дому с КН <данные изъяты> по адресу: <адрес> отвечает признакам самовольной постройки, указанным в статье 222 ГК РФ, и подлежит сносу, а на ответчика Пятакова П.К., как собственника земельного участка и жилого дома, к которому пристроена пристройка, возлагается обязанность снести указанную пристройку за счет средств ответчика в течение 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу, а при неисполнении решения суда Администрации г.о. Балашиха право сноса указанной пристройки.
В силу ч. 1 ст. 96 ГПК РФ денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам и специалистам, или другие связанные с рассмотрением дела расходы, признанные судом необходимыми, предварительно вносятся на счет, открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, соответственно Верховному Суду Российской Федерации, кассационному суду общей юрисдикции, апелляционному суду общей юрисдикции, верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду, управлению Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, а также органу, осуществляющему организационное обеспечение деятельности мировых судей, стороной, заявившей соответствующую просьбу. В случае, если указанная просьба заявлена обеими сторонами, требуемые суммы вносятся сторонами в равных частях.
Судом установлено, что экспертиза по настоящему делу была проведена, по результатам исследования составлено заключение, сведения об оплате экспертизы в деле отсутствуют.
В силу ст. 6 Федерального конституционного закона от 07 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции" финансовое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Согласно ч. 1 ст. 7 указанного Закона материально-техническое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в размере, обеспечивающем полное и независимое правосудие.
На основании ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 февраля 1999 года N 30-ФЗ "О финансировании судов Российской Федерации" суды Российской Федерации финансируются только за счет средств федерального бюджета.
В силу пп. 20.1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 08 января 1998 года N 7-ФЗ "О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" судебный департамент финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета.
Исходя из приведенных выше норм права, расходы по проведению судебной экспертизы, назначенной по инициативе суда, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета с Управления Судебного департамента соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, оплата экспертизы возлагается на сторону, заявившую ходатайство о назначении экспертизы.
При рассмотрении настоящего дела, суд пришел к выводу о назначении судебной строительно-технической экспертизы в связи с отсутствием специальных познаний. Никто из сторон ходатайства о назначении экспертизы не заявлял, экспертиза проведена по инициативе суда.
В связи с чем, расходы по проведению экспертизы судом возлагаются на Управление судебного департамента Московской области, в сумме 220000руб. в пользу АНО «ЦИЭС».
Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Признать пристройку площадью 11,2кв.м. к жилому дому с КН <данные изъяты> по адресу: <адрес> самовольной постройкой.
Обязать Пятакова Петра Егоровича снести самовольную пристройку площадью 11,2кв.м. к жилому дому с КН <данные изъяты> по адресу: <адрес> за счет собственных средств в течении 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.
При неисполнении Пятаковым Петром Егоровичем настоящего решения суда в установленные сроки предоставить Администрации г.о. Балашиха право сноса самовольной пристройки площадью 11,2кв.м. к жилому дому с КН <данные изъяты> по адресу: <адрес> за счет средств ответчика Пятакова Петра Егоровича.
Взыскать с Управления судебного департамента Московской области в пользу АНО «ЦИЭС» расходы по производству судебной экспертизы в сумме 220000руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.К.Двухжилова
Решение принято в окончательной форме 26.11.2021г.
Судья Т.К.Двухжилова