Решение по делу № 2а-43/2022 от 30.12.2021

дело № 2а-43/2022

УИД 29RS0020-01-2021-000958-79

Мотивированное решение изготовлено 28 января 2022 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

село Карпогоры                                  27 января 2022 года

Пинежский районный суд Архангельской области

в составе председательствующего судьи Второй И.А.,

при секретаре судебного заседания Таракановой Т.Н.,

с участием помощника прокурора Пинежского района Архангельской области Бартош О.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Пинежского района Архангельской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на интернет-сайтах, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Пинежского района Архангельской области обратился в Пинежский районный суд Архангельской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах с URL-адресами: https://<...>; https://<...>; https://<...>; http://<...>; https://<...>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование указал, что прокуратурой Пинежского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), в результате которой выявлены Интернет-сайты, допускающие размещение информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а именно информации о продаже водительских удостоверений без прохождения обучения в нарушение законодательно установленных условий и порядка выдачи.

Вход на вышеуказанные сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных информационных сайтов и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.

Согласно сведениям, размещенным на сайте http://eais.rkn.gov.ru, в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет (далее – Реестр), указанные Интернет-сайты отсутствуют.

Предоставление возможности доступа к информации, содержащей побуждение неопределенного круга лиц к покупке водительских удостоверений без прохождения обучения, а также лиц, лишенных права управления транспортными средствами, за что законодателем предусмотрена уголовная ответственность, с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрещенной информации.

Указанные сайты в сети «Интернет» не содержат сведений о разработчике или собственнике, в связи с чем вопрос о привлечении их к участию в деле не ставится.

Просит признать информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информацию, размещенную на страницах сайтов в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по URL-адресам: https://<...>; https://<...>; https://<...>;http://<...>;https://<...>.

В целях ограничения доступа к указанным сайтам копию вступившего в законную силу решения суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Управление Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу) для включения интернет-страниц указанных сайтов в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании представитель административного истца, также являющаяся представителем заинтересованного лица – прокуратуры Архангельской области, помощник прокурора Пинежского района Архангельской области Бартош О.Ф. требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала.

Заинтересованное лицо Управление Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о дате, времени и месте проведения судебного заседания уведомлено надлежащим образом, своего представителя не направило, просило провести судебное заседания без участия представителя Управления Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. Представило письменные объяснения на заявленные требования.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Определением Пинежского районного суда Архангельской области от 27 января 2022 года производство по делу в части признания информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информации, размещенной на страницах сайтов в сети «Интернет», доступ к которым осуществляется по адресам: https://<...> и https://<...> прекращено.

Суд, заслушав представителя административного истца, одновременно являющегося представителем заинтересованного лица – прокуратуры Архангельской области, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.

В соответствии со статьёй 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Аналогичные нормы содержатся и в пункте 4 статьи 27, пункте 3 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации от 17 января 1992 года № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 29) каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Между тем реализация данных конституционно-правовых гарантий обусловлена рядом ограничений, не допускающих пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещающих пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (часть 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации).

В силу частей 1, 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 указанного закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – реестр).

В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 2 статьи 15.1).

Статьей 2 Федерального закона № 149-ФЗ определено, что сайт в сети «Интернет» - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет» (пункт 13); страница сайта в сети «Интернет» (интернет-страница) - это часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет» (пункт 14); доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети «Интернет» в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети «Интернет» (пункт 15); сетевой адрес - идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему (пункт 16).

Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основанием для включения в реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (часть 3 статьи 1 КАС РФ).

Согласно справке по состоянию на 27 января 2022 года URL-адрес https://<...> не доступен. Интернет-сайт с URL-адресом https://<...> в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, значится, ограничивается доступ к странице решением Лоухского районного суда Республики Карелия от 11 января 2022 года. URL-адрес https://<...> не доступен. Интернет-сайт с URL-адресом https://<...> в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, значится, ограничивается доступ к странице решением Тегульдетского районного суда Томской области от 29 декабря 2021 года.

То обстоятельство, что сетевые адреса https://<...> и https://<...> на момент рассмотрения дела включен в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», послужило основанием для прекращения производства по административному делу в части и вынесению судом вышеуказанного определения от 27 января 2022 года в порядке части 6 статьи 265.3 КАС РФ.

Дело рассмотрено судом по существу в части административных исковых требований о признании запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации, доступ к которой осуществляется по URL-адресам: https://<...>; https://<...>; http://<...>.

Как установлено в судебном заседании, по URL-адресам https://<...>; https://<...>; http://<...> размещена информация о продаже водительских удостоверений, изготовленных на официальных бланках, в том числе лицам, лишенным права управления транспортными средствами, что противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

Данное обстоятельство подтверждается скриншотами сайтов, представленными в материалы дела.

Данная информация находится в свободном доступе, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием может любой пользователь, указанный интернет-ресурс доступен для неограниченного круга лиц.

В соответствии с частями 2 и 4 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) право на управление транспортными средствами представляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 данного закона. Проведение экзаменов на право управления транспортными средствами, определение состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условиям их применения, а также выдача водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.

В силу статьи 5 Федерального закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения.

Согласно требованиям статей 25, 26 Федерального закона № 196-ФЗ управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 указанного Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации 24 октября 2014 года № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» утверждены «Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений» (далее – Правила), которыми установлен порядок проведения экзаменов на предоставление специального права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и входящих в них подкатегорий, предусмотренных пунктом 1 статьи 25 Федерального закона № 196-ФЗ, определен состав технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требования к указанным техническим средствам и условия их применения, а также установлен порядок выдачи российских национальных и международных водительских удостоверений и обмена иностранных национальных и международных водительских удостоверений на российские национальные и международные водительские удостоверения.

Так, в соответствии с пунктом 2 Правил проведение экзаменов выдача российских национальных и международных водительских удостоверений и обмен иностранных водительских удостоверений осуществляется подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, на которые возложены обязанности по проведению экзаменов, выдаче российских национальных и международных водительских удостоверений и обмену иностранных водительских удостоверений.

Пунктом 9 раздела 2 указанных Правил установлено, что у лиц желающих получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий, проводятся теоретические и практические экзамены.

Согласно пункту 26 раздела 3 Правил российские национальные водительские удостоверения выдаются лицам, достигшим установленного статьей 26 Федерального закона № 196-ФЗ возраста, имеющим соответствующее медицинское заключение, успешно сдавшим экзамены, предусмотренные пунктом 9 Правил.

Таким образом, выдача водительских удостоверений производится на основании сдачи экзаменов кандидатами в водители теоретических знаний и практических навыков в соответствии с установленной законом программой.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что на страницах сайтов с URL-адресами: https://<...>; https://<...>; http://<...>, размещена информация о продаже водительских удостоверений без прохождения обучения.

Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, предлагающей приобретение поддельных водительских удостоверений, фактически способствует совершению таких преступлений как незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков в целях их использования, ответственность за которые предусмотрена статьями 324 и 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, покупка водительского удостоверения посредством интернет-сайта в нарушение законодательно установленных условий и порядка выдачи водительского удостоверения ставит под угрозу охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства в части безопасности дорожного движения.

В силу положений статьи 57 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, является административным правонарушением, предусмотренным частью 1 статьи 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Информация, размещенная на вышеуказанных Интернет-сайтах, запрещена к распространению в Российской Федерации. Доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.

Защита неопределенного круга лиц путем признания информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее указанную информацию, возможна путем рассмотрения дела по правилам особого производства, итоговым результатом которого, в случае удовлетворения заявления, будут обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в определениях от 02 декабря 2014 года № 35-КГпр14-5, от 09 июня 2015 года № 51-КГПР 15-7 признание информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной для распространения, означает констатацию того факта, что информация нарушает запреты, установленные законодательством, и уже в силу этого представляет реальную угрозу правам и свободам человека и гражданина.

По делам о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на сайте в сети «Интернет» запрещенной информации.

Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.

В связи с изложенным требования прокурора Пинежского района Архангельской области о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах с URL-адресами: https://<...>; https://<...>; http://<...>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, суд находит основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с положениями статьи 188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.

Согласно части 4 статьи 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора Пинежского района Архангельской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на интернет-сайтах, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах с URL-адресами: https://<...>; https://<...>; http://<...>,запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации.

Настоящее решение суда является основанием для включения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций доменного имени (указателя страниц) сайтов в сети «Интернет»: https://<...>; https://<...>; http://<...>, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Пинежский районный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий                              И.А. Вторая

2а-43/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Пинежского района
Другие
Прокуратура Архангельской области
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по АО и НАО
Суд
Пинежский районный суд Архангельской области
Судья
Вторая Ирина Анваровна
Дело на странице суда
pinegasud.arh.sudrf.ru
30.12.2021Регистрация административного искового заявления
30.12.2021Передача материалов судье
10.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
10.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2022Судебное заседание
28.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее