Дело № 2-2910/2018
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 сентября 2018 года г.Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Поляковой Н.В., с участием прокурора – Афанасьевой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г.Чебоксары к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» о возложении обязанности провести паспортизацию автомобильной дороги,
установил:
Заместитель прокурора Ленинского района г. Чебоксары, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о возложении на МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» обязанности провести в соответствии с требованиями Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» техническую паспортизацию автомобильной дороги в адрес, протяженностью ------ м. с идентификационным номером ----- в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу, указав в иске, что указанная дорога находится в собственности муниципального образования администрации города Чебоксары, включена в перечень автомобильных дорог общего пользования, предназначенных для решения вопросов местного значения. По результатам проверки установлено, что в нарушение норм действующего законодательства - статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пунктов 1.1, 1.2 Типовой инструкции по техническому учёту и паспортизации автомобильных дорог общего пользования ВСН 1-83, утверждённой Министерством автомобильных дорог РСФСР 05 февраля 1982 г., подпункта 4 пункта 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утверждённой приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. № 402, у муниципального образования технического паспорта указанной дороги не имеется. По утверждению прокурора, распоряжением Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом от дата ----- из состава имущественной казны переданы в безвозмездное пользование МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» объекты внешнего благоустройства, в том числе участки улично-дорожной сети г.Чебоксары, что возлагает проведение паспортизации дорог местного значения в г. Чебоксары на указанный орган. Несвоевременное выполнение ответчиком мероприятий по надлежащему содержанию автомобильных дорог, полагает прокурор, нарушает права граждан при эксплуатации дорог, создает угрозу жизни и здоровья участников дорожного движения.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным в иске основаниям, и вновь привел их суду, пояснив также, что до настоящего времени паспортизация данной дороги не проведена.
МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» и администрация города Чебоксары о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, причину неявки суду не сообщили.
Суд считает возможным разрешить данный спор при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам в порядке заочного производства.
Выслушав пояснения и заключение прокурора, полагавшего, что данный иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Обращаясь в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, прокурор ссылался на то, что отсутствие технического паспорта дороги, сведений о ее категории и техническом состоянии влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги и нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения.
В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Соответствие состояния дороги техническим нормам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, подтверждаемое её техническим паспортом, затрагивает интересы неопределённого круга лиц.
Данный иск подан прокурором в интересах неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.
Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", далее Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ).
В силу ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ.
Согласно п. 6-7 ст. 3 названного Федерального закона, дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
Автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог относятся к собственности городского округа (пункт 9 названной статьи).
Согласно пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.
В силу пункта 5 части 1 статьи 16 названного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Присвоение категорий автомобильным дорогам регламентировано Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. N 767. Согласно п. 6 названных Правил, классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации, в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления.
Согласно Порядку проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденному Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 г. N 150, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения (п. 2). В отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения оценка технического состояния автомобильных дорог проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией (п. 3). Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год (п. 4).
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года N 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно Приказу Минтранса России от 16 ноября 2012 года N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в состав работ по их содержанию (раздел IV п. 9 пп. 4).
Из Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" (утв. Минавтодором РСФСР 05февраля 1982 года) следует, что технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее срока службы, и необходимым для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения.
С учетом нахождения в муниципальной собственности вышеуказанных автомобильных дорог обязанность проведения паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения возлагается на муниципальное образование, в черте которого находятся автомобильные дороги.
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм - ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству; реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
При этом согласно п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Из материалов дела следует, что указанная в иске автомобильная дорога является дорогой общего пользования местного значения, находится в собственности муниципального образования администрации города Чебоксары.
В соответствии с распоряжением Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом от дата ----- из состава имущественной казны на основании договора от дата в безвозмездное пользование МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» переданы объекты внешнего благоустройства, в том числе участки улично-дорожной сети г.Чебоксары, в числе которых и указанная в иске дорога. Данное обстоятельство ответчиками не оспаривается.
Однако, как установлено судом и не оспаривается ответчиком, технический паспорт на указанную дорогу отсутствует, оценка технического состояния дороги не проводилась. Между тем, именно технический паспорт автомобильной дороги, прилагаемый в типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83), позволяет определить фактическое состояние дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения, в полной мере обеспечивает государственный учет автомобильных дорог, который осуществляется для организации и проведения работ по формированию и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.
С учетом возникших у МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» обязанностей по содержанию уличной сети, доводы прокурора о том, что проведение паспортизации автомобильной дороги должно быть возложено на указанный орган, суд находит обоснованными.
Доводы ответчика об отсутствии средств на выполнение мер, направленных на обеспечение безопасности дорожной деятельности не могут служить основанием для отказа в удовлетворении данного иска, поскольку органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения (ст. 12 и 132 Конституции Российской Федерации).
Статьями 9, 139 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава города Чебоксары к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Чебоксары, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 41 Устава, администрация города Чебоксары является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Чувашской Республики.
В силу приведенных положений орган местного самоуправления как собственник дорог местного значения обязан нести расходы на проведение оценки технического состояния дорог, ведению технического учета и паспортизацию дорог за счет ассигнований, выделяемых на данные цели.
По смыслу ст. 206 ГПК РФ в случае, если при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает, что указанный прокурором срок в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу для исполнения решения суда является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» провести паспортизацию автомобильной дороги в адрес, протяженностью ------ м. с идентификационным номером ----- в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Ответчик вправе в течение 7 дней со дня вручения копии решения обратиться в Ленинский районный суд г. Чебоксары с заявлением об отмене заочного решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья Т.П. Ермолаева