Дело № 2-216/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 мая 2016 года г. Бабушкин
Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе: судьи Белоусовой Н.А.,
При секретаре Цыриторон Д.Д., с участием представителя ответчика Муруева М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации МО «Кабанский район», ООО «ВКС» о признании действия по нарушению требований закона об охране озера Байкал, водного законодательства, об отходах производства и потребления незаконными, о понуждении устранить выявленные нарушения
У С Т А Н О В И Л:
Истец Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что Прокуратурой проведена плановая проверка с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по РБ, Управления Роспотребнадзора по РБ, лабораторий ЦЛАТИ по СФО, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РБ» в сфере природопользования при эксплуатации очистных сооружений села и станции Выдрино. Очистные сооружения станции Выдрино расположены по адресу: Кабанский район, с. Выдрино, ул. Красных партизан,43А.
ООО «ВКС» осуществляет деятельность по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения жилого сектора села и станции Выдрино согласно пункту 3.2 Устава, утверждённого решением №1 от 18 мая 2015 года.
Очистные сооружения станции Выдрино эксплуатируются ООО «ВКС» на основании договора субконцессии муниципального имущества от 15.06.2015г., заключённого с ОАО «РУК ЖКХ», находящимся в стадии банкротства.
Собственником очистных сооружений является муниципальное образование «Кабанский район».
Очистные сооружения расположены в водоохранной зоне озера Байкал, на водосборной площади озера Байкал, в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, где установлен ограниченный режим природопользования и осуществления хозяйственной деятельности.
Республика Бурятия является водосборной площадью для озера Байкал. Все поверхностные и подземные водные объекты имеют гидравлическую связь между собой и озером Байкал.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал: химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления.
В ходе проверки установлено, что очистные сооружения станции Выдрино находятся в полуразрушенном состоянии и не очищают сточные воды до нормативов допустимого воздействия при сбросе сточных вод в поглощающие (дренажные) колодцы, установленные на глубине от 1,5 до 3 метров. Фактически осуществляется сброс недостаточно очищенных сточных вод на водосборную площадь озера Байкал, загрязняя недра, подземные воды и создавая угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей природной среде.
Согласно требованиям ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее-Закон), хозяйственная и иная деятельность физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В статье 4 Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Водного Кодекса РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
Согласно части 5 статьи 5 Водного Кодекса РФ к подземным водным объектам относятся: бассейны подземных вод; водоносные горизонты.
Согласно части 6 статьи 5 Водного Кодекса РФ границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.
Согласно части 1 статьи 59 Водного Кодекса РФ физические лица, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.
Согласно части 2 указанной статьи на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещать объекты размещения отходов производства и потребления, кладбища, скотомогильники и иные объекты, оказывающие негативное воздействие на состояние подземных вод.
Согласно части 5 статьи 59 Водного Кодекса РФ при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры по предотвращению негативного воздействия таких сооружений на поверхностные водные объекты и другие объекты окружающей среды.
Согласно требованиям части 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещаются:
- сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
- размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
- захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.
Согласно требованиям статьи 1.2. Закона РФ «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
В соответствии с требованиями статьи 23 Федерального Закона «О недрах», основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, в частности, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или промышленного водоснабжения либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Проверкой с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по РБ установлено, что очистные сооружения не обеспечивают качества очистки сточных вод в связи с полуразрушенным техническим состоянием.
Очистные сооружения станции Выдрино состоят из следующих частей: канализационная насосная станция с приёмной камерой; двухъярусный отстойник 1 ед.; биофильт 1 ед.; вторичный отстойник 1 ед.; иловые карты 1 ед.; дренажные колодцы 5 ед. Проектная мощность очистных сооружений составляет 300 мЗ/сут. Фактически в среднем отводится от 100 до 150 мЗ/сут. Сосредоточенный выпуск очищенных сточных вод осуществляется в дренажные (поглощающие) колодцы - углубления до 3 метров в земле.
Данные анализов ведомственной лаборатории ООО «ВКС» со сбросом на рельеф-поглощающие колодцы показывают, что в 2014 году эффективность очистки стоков низкая и составила по взвешенным веществам - 92%; по органическим веществам (БПК5) - 89% при проектной 97-98%. Содержание загрязняющих веществ в очищенной воде на сбросе в поглощающие колодцы за 2014 год превышает проектные нормы очистки по органическим веществам (БПК5) в 2 раза. Процессы нитрификации продвинуты слабо, на выходе содержание азота аммонийного 10,6 мг\дмЗ, нитратов -4,51 мг\дмЗ. Сточные воды являются недостаточно очищенными, биологическая очистка вообще не осуществляется.
В июне 2015г. анализы показали, что процессы нитрификации продвинуты слабо, на входе - 27, 3 мг/дмЗ, на выходе - азот аммонийный 5,6 мг/дмЗ, нитраты - 2,3 мг/дмЗ. Сточные воды недостаточно-очищенные, биологическая очистка не осуществляется.
В целях оценки степени очистки сточных вод на очистных сооружениях и определения токсичности проб методом биотестирования с 06.08.2015 по 10.08.2015 специалистами Испытательного центра ЦЛАТИ по Восточно- Сибирскому региону» (Базовый отдел) филиала ФБУ «ЦЛАТИ по СФО» г. Иркутск (Аттестат аккредитации № RA.RU.512318 от 27.07.2015), Бурятского республиканского отдела лабораторного анализа и техизмерений ЦЛАТИ по ВСР
Аттестат аккредитации РОСС. RU.0001/513047 от 24.08.2012) отобраны пробы сточной воды.
Результаты количественного химического и токсикологического анализов с очистных сооружений ООО «ВКС» со сбросом в дренажные колодцы приведены в таблицев тексте Иска. И анализ представленных данных свидетельствует о том, что содержание загрязняющих веществ в очищенной сточной воде на сбросе в поглощающие (дренирующие) колодцы превышает проектные нормы очистки по органическим веществам (БПКп) в 3,3 раза. Эффективность очистки по ионам аммония составляет всего 7,3 % при допустимой более 50%, по фосфатам ионов 16,7%, по нитритам ионов наблюдается вторичное загрязнение. Следовательно, биологическая очистка на сооружениях является неудовлетворительной, сточные воды на сбросе в дренажные колодцы, а следовательно, в недра, в подземные воды, обладают острой токсичностью.
В ходе проверки отобраны пробы сточных вод из поглощающих (дренажных колодцев), результаты лабораторных исследований приведены в таблице 2( тексте Иска).
Анализ результатов исследования показывает, что в дренажных колодцах №1 и №2 сточная вода обладает острой токсичностью, выявлено вторичное загрязнение сточных вод в колодцах:
- колодец №1 содержание загрязняющих веществ по взвешенным веществам, фосфатам и БПКп превышает концентрации сточных вод на сбросе после очистки в 2, 1,2 и 2,5 раз соответственно;
- колодец №2 содержание загрязняющих веществ по фосфатам и БПКп превышает концентрации сточных вод на сбросе после очистки в 1,25 и 1,3 раза соответственно.
Содержание загрязняющих веществ во всех поглощающих колодцах превышают нормативы ПДК водного объекта рыбохозяйственного вида водопользования высшей категории по всем контролируемым загрязняющим веществам, кроме хлоридов и сульфатов.
Проверкой с привлечением специалистов Управления Роспотребнадзора по РБ установлено, что на момент проверки на очистных сооружениях не задействован биофильтр (вышла из строя водораспределительная система), вторичный отстойник заилен, переполнен, из-за заиливания дренажной системы, что является нарушением требований п. 4.2 СанПиН 2.1.5.980-00, п. 3.3 МУ 2.1.5.800-99 «Организация Госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод» предписывающих, что хозяйственно-бытовые сточные воды являются опасными по эпидемическому критерию и должны, перед сбросом проходить соответствующую очистку и обеззараживание, а перед обеззараживанием необходима механическая и биологическая очистка сточных вод.
В связи с неисправностью оборудования полноценная очистка не осуществляется, сточные воды представляют опасность химического загрязнения и распространения инфекционных заболеваний.
По результатам гидробиологических испытаний активного ила, проведенных Бурятским республиканским отделом ЦЛАТИ, 10.08.2015 на очистных сооружениях станции Выдрино установлено, что биопленка из биофильтров сероватого цвета, биоценоз представлен свободноплавающими инфузориями и сапрофитными грибами, прозрачность надиловой воды низкая и составила 8см, иловый индекс 13,3 при норме 60-120. Биологическая очистка - неудовлетворительная.
Несоблюдение нормативов качества окружающей среды, является нарушением требований статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» согласно которой юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно части 2 указанной нормы юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно требованиям статьи 11 Федерального Закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закона) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Согласно требованиям пункта 2.3. «СП 2.1.5.1059-01. 2.1.5. Водоотведение населенных мест. Санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения. Санитарные правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 16.07.2001, юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых оказывает или может оказать влияние на состояние подземных вод, принимают меры по предотвращению их загрязнения.
Согласно пункту 3.2. СП 2.1.5.1059-01. 2.1.5. мероприятия по защите подземных вод от загрязнения при различных видах хозяйственной деятельности должны обеспечивать:
водонепроницаемость емкостей для хранения сырья, продуктов производства, отходов промышленных и сельскохозяйственных производств, твердых и жидких бытовых отходов;
- предупреждение фильтрации загрязненных вод с поверхности почвы в водоносные горизонты;
Согласно требованиям пункта 5.2. СП 2.1.5.1059-01. 2.1.5. производственный контроль за влиянием хозяйственной деятельности на подземные воды обеспечивают юридические лица или индивидуальные предприниматели, деятельность которых прямо или косвенно оказывает влияние на качество подземных вод.
Проверкой установлено, что в нарушение перечисленных требований законодательства ООО «ВКС» производственный контроль за влиянием на состояние подземного водоносного горизонта не осуществляется. Существующие 5 дренажных колодцев глубиной до 3 метров являются фильтрующим элементом для сброса сточных вод в недра, подземные воды. Мониторинговые скважины для контроля за состоянием подземных вод не установлены.
Производственный лабораторный контроль за период с 2013 по текущий период 2015 г. не осуществлялся и не проводился, что является нарушением требований п.п. 2.1., 16.3., 16.5., СанПиН 3.2.3215-14, п. 5.2. МУ 2.1.5.800-99, предписывающих проведение производственного контроля на всех этапах очистки сточных вод и его осадка.
На очистных сооружения не проводится обеззараживание сточной воды и его осадка, что является нарушением требований п.п. 16.3., 16.5. СанПиН 3.2.3215-14, п.п. 4.1.,4.2. МУ 2.1.5.800-99.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 39 Водного Кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Проверкой установлено, что очистные сооружения не оборудованы контрольно-измерительной аппаратурой для учета объема сбрасываемых вод и контроля качества сбрасываемых вод, что является нарушением п.5 ч.2 ст.39 Водного Кодекса РФ
В соответствии с частью 4 статьи 35 Водного Кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Согласно части 6 статьи 56 Водного Кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 60 Водного Кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.
Согласно части 7 статьи 60 Водного Кодекса РФ нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В ходе натурного осмотра очистных сооружений станции Выдрино установлено, что их техническое состояние не соответствует Правилам технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утверждённые Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 N 168 (далее - ПТЭ), что создаёт угрозу причинения вреда подземным водам, недрам, окружающей среде, жизни и здоровью граждан, которые могут использовать подземные воды для целей питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения.
ПТЭ регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и их соответствия санитарным нормам.
Согласно пункту 1.1.28. ПТЭ организация ВКХ должна осуществлять содержание в исправном состоянии сооружений, коммуникаций и оборудования; систематический контроль качества исходной и очищаемой воды на всех основных этапах ее обработки; организацию капитального и планово- предупредительных ремонтов.
В нарушении требований законодательства, пункта 1.1.28 ПТЭ, установлено нарушение технологии очистки - неравномерное орошение тела биофильтра, сплинклерные головки для зонтичного орошения сгнили и пришли в негодность, очистные недогружены по гидравлике, при этом стояки работают на излив. На иловые карты осадок с отстойников не поступает вследствие того, что перемерзли и забиты иловые трубы от отстойников, осадок выгребают с помощью вакуумных машин, ведер и лопат. На КНС в работе резервный насос, отбросы с решетки собирают в ведро, отсутствует контейнер для сбора отбросов. На иловых картах (2шт) с твердым покрытием не проводится обезвоживание осадка, карты стоят сухие, обеззараживание сточных вод после вторичного отстойника не осуществляется. Подводящие и отводящие лотки двухъярусного отстойника подвержены разрушению, распредлотки на иловые карты деревянного исполнения частично сгнили, и требуют ремонта.
В нарушении перечисленных требований законодательства выявлено аварийное состояние вторичного отстойника, затоплен сточными водами выше уровня площадки обслуживания, забит осадком сбросной коллектор и находится в нерабочем состоянии, забиты и не чистились с прошлого года поглощающие колодцы (5шт), находятся на подпоре. Нарушена система удаления осадка из отстойника, со слов операторов ведут вакуум-машинами на иловые карты. Визуально зеркало воды загрязнено включениями из мусора и отмершей биопленкой.
Проверкой установлено, что в связи с неисправностью оборудования полноценная очистка сточных вод не осуществляется. Сброс недостаточно очищенных стоков производится в 5 дренирующих колодцев, расположенных на глубине до 3 метров в недрах. В связи с тем, что сточные воды представляют опасность химического загрязнения и распространения инфекционных заболеваний.
Согласно требованиям статьи 210 Гражданского Кодекса РФ бремя содержания имущества возложено на его собственника.
В соответствии с пунктом 2,4 части 2 статьи 39 Водного Кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.
Согласно части 1 статьи 65 Водного Кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Очистные сооружения расположены в границах водоохранной зоны озера Байкал.
Согласно части 16 статьи 65 Водного Кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающихми охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от к:грязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Сброс недостаточно-очищенных сточных вод загрязняют подземные воды, недра, создают угрозу причинения вреда окружающей среде, поскольку расположены на водосборной площади озера Байкал, в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Анализ материалов проверки, справок специалистов показывает, что очистные сооружения эксплуатируются более 35 лет. Реконструкция и модернизация не осуществлялась, что привело к устареванию механизмов, работающих круглосуточно, нарушениям технологических схем очистки и сбросам загрязняющих веществ в недра, подземные воды, на водосборную площадь озера Байкал.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
Согласно требованиям статьи 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии со статьями 22, 51 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения, среды обитания, для окружающей среды и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения.
В соответствии с требованиями статьи 209 Гражданского Кодекса РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
По указанным нарушениям природоохранным прокурором возбуждено 5 административных дел по ст.ст. 6.3, 8.15, Кодекса РФ об административных правонарушениях. Постановлениями Управлений Росприроднадзора и Роспотребнадзора по РБ виновное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа. Постановления вступили в силу, не обжаловались.
В соответствии со статьёй 42, 58 Конституции Российской Федерации к основным правам и свободам человека и гражданина относятся право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» предусмотрена обязанность юридических и физических лиц, осуществляющих эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Таким образом, эксплуатация технически неисправных очистных сооружений станции Выдрино, результатом чего является сброс недостаточно - очищенных сточных вод в недра, подземные воды, на водосборную площадь озера Байкал, нарушены все вышеперечисленные требования законодательства, что приводит к загрязнению водоохраной зоны озера Байкал, Байкальской природной территории, окружающей природной среды, нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Действия администрации Кабанского района - собственника очистных сооружений, ООО «ВКС» - эксплуатирующей организации, являются незаконными, поскольку нарушают права неопределённого круга лиц - граждан, гарантированные статьей 42 Конституции РФ, статьей 11 Федерального Закона «Об охране окружающей среды», на жизнь и здоровье, на благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия, вызванного работой технически неисправных очистных сооружений.
Выявленные нарушения законодательства являются недопустимыми, поскольку создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проживающих в п. Выдрино вблизи очистных сооружений станции Выдрино, которые могут использовать подземные воды для целей питьевого, хозяйственно- бытового водоснабжения.
Способ защиты прав и интересов граждан на благоприятную окружающую среду предусмотрен ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно статье 76 которого, споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке.
Согласно статье 12 Гражданского Кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защиты конституционных прав граждан на жизнь, здоровье, благоприятную окружающую среду, поскольку использование для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, загрязнённых очистными сооружениями станции Выдрино, подземных вод способно повлечь возникновение заболеваний различных органов в организме человека и иные тяжкие последствия, в связи с чем, прокурором подаётся иск в соответствии со статьёй 45 ГПК РФ в интересах неопределённого круга лиц.
Кроме того, загрязнением недр, подземных вод, нарушаются интересы Российской Федерации, являющейся собственником недр и водных объектов, на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В порядке ст. 39 ГПК РФ Истец суду представил заявление об уточнении исковых требований, из которого следует, что 10 мая 2016 года в Природоохранную прокуратуру поступило распоряжение №170 от 05.05.2016г., подписанное главой администрации МО «Кабанский район» Сокольниковым А.А. о консервации очистных сооружений, расположенных в п. Выдрино, ул. Красных Партизан. 43А, с использованием главной насосной станции в качестве накопителя жидких бытовых отходов с последующим вывозом на очистные сооружения, расположенные по адресу п. Выдрино, ул. Рабочая, I в срок до 30 сентября 2016 года. В распоряжении поручено МКУ «Управление градостроительства, имущественных и земельных отношений администрации МО «Кабанский район»» принять меры для приобретения в муниципальную собственность ассенизаторской машины для вывоза жидких бытовых отходов в срок до 30 августа 2016г.
Администрацией принимаются меры для строительства новых очистных сооружений в посёлке Выдрино, мощность которых будет обеспечивать очистку стоков станции Выдрино.
С учетом изложенного и заявления об уточнении исковых требований истец просит суд:
1.Признать действия ООО «ВКС» по нарушению требований законодательства об охране окружающей среды, охране озера Байкал, недропользования, об отходах производства и потребления, санитарно- эпидемиологического благополучия населения при эксплуатации очистных сооружений станции Выдрино, расположенных по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Выдрино, ул. Красных Партизан, 43А, незаконными.
2. Понудить ООО «ВКС-» устранить нарушения требований природоохранного законодательства путём:
1) организации и проведения производственного контроля в установленном законом порядке на очистных сооружениях, расположенных по адресу: Республика Бурятия Кабанский район, с. Выдрино, ул. Красных Партизан, 43 А до консервации очистных сооружений;
2)организации мониторинга за состоянием подземных вод в местах сброса сточных вод в 5 дренажных колодцев бурением гидронаблюдательных и фоновых скважин в районе очистных сооружений расположенных по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Выдрино, ул. Красных Партизан, 43А до консервации очистных сооружений;
3)оборудования контрольно-измерительной аппаратурой для учета объема сбрасываемых вод и контроля качества сбрасываемых вод в 5 дренажных колодцев с Очистных Сооружений расположенных по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Выдрино, ул. Красных Партизан, 43А до консервации очистных сооружений;
4)проведения обеззараживания сточных вод и осадков в установленном законом порядке, образуемых на очистных сооружений расположенных по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Выдрино, ул. Красных Партизан, 43 А до консервации очистных сооружений.
3.Признать бездействие администрации муниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия по реконструкции и модернизации очистных сооружений станции Выдрино, расположенных по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Выдрино, ул. Красных Партизан, 43А, незаконными.
4. Понудить администрацию муниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия запретить эксплуатацию очистных сооружений, исключая сброс недостаточно очищенных стоков в дренажные колодцы очистных сооружений станции Выдрино, расположенных по адресу: Кабанский район, с. Выдрино, ул. Красных Партизан, 43А, с учётом требований законодательства об охране озера Байкал.
В судебном заседании истец Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор Малханов В.Е. и его представитель Чистякова И.Л. не участвовали, просили рассмотреть дело в их отсутствии, на предъявленных требованиях с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ настаивали.
Ответчик Администрация МО «Кабанский район» в лице представителя Божеева Р.С. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в отсутствии представителя. Из заявления Божеева Р.С. следует, что с предъявленными исковыми требованиями согласны в полном объеме, иск признают. Положения ст. 173, 39 ГПК РФ им известны, просят принять признание иска.
Ответчик ООО «ВКС» в лице Муруева М.В. иск признал добровольно, в полном объеме, последствия признания иска о том, что в случае принятия признания иска судом, будет вынесено решение об удовлетворении исковых требований, ему разъяснены и понятны.
Третьи лица Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ, Министерство природных ресурсов по РБ, ООО РУК ЖКХ, МКУ «Управление градостроительства, имущественных и земельных отношений администрации МО Кабанский район» не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствии.
Согласно ст. 39 ГПК РФ истец вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Суд, находит возможным признание иска ответчиками Администрации МО «Кабанский район» и ООО «ВКС» принять. Поскольку признание иска не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы других лиц. Согласно ст. 198 ГПК в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. В связи с чем, суд выносит решение об удовлетворении исковых требований.
Последствия признания иска о том, что в случае принятия его судом будет вынесено решение об удовлетворении исковых требований, ответчикам понятны.
Государственная пошлина не подлежит взысканию с администрации МО «Кабанский район» в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, согласно которому от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. С учетом чего госпошлина по данному делу подлежит возмещению за счет средств бюджета.
На основании ст. 98 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика ООО «ВКС» госпошлина с учетом тяжелого материального положения в уменьшенном размере 3000 рублей.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.39,173, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать действия ООО «ВКС» по нарушению требований законодательства об охране окружающей среды, охране озера Байкал, недропользования, об отходах производства и потребления, санитарно- эпидемиологического благополучия населения при эксплуатации очистных сооружений станции Выдрино, расположенных по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Выдрино, ул. Красных Партизан, 43А, незаконными.
Понудить ООО «ВКС-» устранить нарушения требований природоохранного законодательства путём:
1) организации и проведения производственного контроля в установленном законом порядке на очистных сооружениях, расположенных по адресу: Республика Бурятия Кабанский район, с. Выдрино, ул. Красных Партизан, 43 А, до консервации очистных сооружений;
2)организации мониторинга за состоянием подземных вод в местах сброса сточных вод в 5 дренажных колодцев бурением гидронаблюдательных и фоновых скважин в районе очистных сооружений расположенных по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Выдрино, ул. Красных Партизан, 43А, до консервации очистных сооружений;
3)оборудования контрольно-измерительной аппаратурой для учета объема сбрасываемых вод и контроля качества сбрасываемых вод в 5 дренажных колодцев с Очистных Сооружений расположенных по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Выдрино, ул. Красных Партизан, 43А, до консервации очистных сооружений;
4)проведения обеззараживания сточных вод и осадков в установленном законом порядке, образуемых на очистных сооружений расположенных по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Выдрино, ул. Красных Партизан, 43 А, до консервации очистных сооружений.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия по реконструкции и модернизации очистных сооружений станции Выдрино, расположенных по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Выдрино, ул. Красных Партизан, 43А, незаконными.
Понудить администрацию муниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия запретить эксплуатацию очистных сооружений, исключая сброс недостаточно очищенных стоков в дренажные колодцы очистных сооружений станции Выдрино, расположенных по адресу: Кабанский район, с. Выдрино, ул. Красных Партизан, 43А, с учётом требований законодательства об охране озера Байкал.
Взыскать с ООО «ВКС» в бюджет муниципального района ( согласно ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ) госпошлину в сумме 3000 рублей, согласно ст. 333.19 НК РФ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца, со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Белоусова Н.А.