мотивированное решение составлено
17 октября 2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тавда 12 октября 2016 года
Тавдинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Федотовой Н.С.,
при секретаре Варыгине А.А.,
с участием старшего помощника Тавдинского городского прокурора Коркиной Т.Л.,
представителя ответчика Администрации Тавдинского городского округа Францкевич С.В.,
представителя МУП ТГО «Тавдинские энергетические системы» Новоселовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тавдинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц
к МУП ТГО «Тавдинские энергетические системы» об обеспечении запасом твердого топлива не ниже 70% потребности отопительного сезона котельных в Тавдинском районе Свердловской области,
к Администрации Тавдинского городского округа об организации создания запаса твердого топлива не ниже 70% потребности отопительного сезона в котельных Тавдинского района Свердловской области,
УСТАНОВИЛ:
Тавдинский городской прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МУП ТГО «Тавдинские энергетические системы» об обеспечении в срок до ДД.ММ.ГГГГ запасом твердого топлива не ниже 70% потребности отопительного сезона следующих котельных: № по адресу: <адрес>; № по адресу: <адрес> № по адресу: <адрес> <адрес> № по адресу: <адрес>, № по адресу: <адрес>, № по адресу: <адрес>, № по адресу: <адрес>, д. <адрес>, д. <адрес>, д. <адрес>, к Администрации Тавдинского городского округа об организации в срок до ДД.ММ.ГГГГ создания запаса твердого топлива не ниже 70% потребности отопительного сезона на следующих котельных: № по адресу: <адрес>; № по адресу: <адрес>А; № по адресу: <адрес> <адрес> № по адресу: <адрес>, № по адресу: <адрес>, № по адресу: <адрес>, № по адресу: <адрес>, д. <адрес>, д. <адрес>, д. <адрес>.
В исковом заявлении прокурор указал, что Тавдинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения ресурсоснабжающими организациями законодательства в жилищно-коммунальной сфере при подготовке к отопительному сезону 2016-2017 г.г., в ходе которой установлено следующее.
Между администрацией Тавдинского городского округа и МУП ТГО «Тавдинские энергетические системы» заключен договор аренды № ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого администрацией Тавдинского городского округа передано муниципальное недвижимое имущество, в том числи котельные (приложение № к договору аренды).
Согласно представленной информации, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ фактический запас топлива на котельных на отопительный сезон составляет: <данные изъяты>
Постановлением администрации Тавдинского городского округа от 30.05.2016 № 1068 «Об итогах отопительного сезона 2015/2016г.г. и по подготовке фонда, объектов социальной сферы, коммунального и электроэнергетического комплексов Тавдинского городского округа к работе в осенне-зимний период 2016/2017г.г.» МУП ТГО «Тавдинские энергетические системы» регламентировано в срок до 15.09.2016 года создать запас основного и резервного топлива в соответствии с установленными нормативами на теплоисточниках.
Из информации администрации Тавдинского городского округа следует, что потребность в топливе на отопительный сезон составляет: <данные изъяты>
Таким образом, МУП ТГО «Тавдинские энергетические системы» с учетом тяжелого материального положения предприятия к началу отопительного сезона не будет создан необходимый запас топлива, предусмотренный нормативными актами в целях надежной и стабильной работы котельных, расположенных на территории Тавдинского городского округа, что создает реальную угрозу к несвоевременной подаче тепла потребителям и может повлечь за собой нарушение прав на надлежащее предоставление коммунальных услуг гражданам.
Отсутствие на котельных теплоснабжающих организации необходимого запаса топлива, нехватка топлива создает реальную угрозу несвоевременной подачи тепла потребителям и может повлечь за собой нарушение прав граждан на надлежащее предоставление коммунальных услуг.
Администрации Тавдинского городского округа, являющаяся учредителем МУП «Тавдинские энергетические системы» и осуществляющая полномочия собственника имущества, переданного по договору аренды, в состав которого входят объекты, обеспечивающие теплоснабжение Тавдинского городского округа, в соответствии с полномочиями по решению вопросов местного значения, является органом ответственным за организацию в границах округа, в том числе теплоснабжением населения.
На основании ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, путем восстановления положения, существовавшего до нарушенного права и пресечения действий, нарушающих право.
Впоследствии старший помощник прокурора Коркина Т.Л. уточнила исковые требования в части установления срока выполнения требований – до ДД.ММ.ГГГГ, а также отказалась от части исковых требований в отношении котельной № по адресу: <адрес>, поскольку данная котельная функционировать в ближайшее время не будет.
Определением Тавдинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части исковых требований по котельной № по адресу: <адрес>, было прекращено, в связи с частичным отказом от иска.
В судебном заседании старший помощник прокурора Коркина Т.Л. поддержала исковые требования, пояснив, что имеется судебная практика по аналогичным требованиям, но каждый год запас твердого топлива 70% потребности отопительного сезона котельных отсутствует, что приводит к крайне тяжелым последствиям в отопительный сезон: топят резиной, свежеспиленными деревьями, чтобы не остановить систему отопления в зимний период. Заключенные договоры по приобретению топлива не являются гарантией по обеспечению запаса твердого топлива. Администрация Тавдинского городского округа должна организовать в срок до 01.12.2016 года создание запаса твердого топлива.
Представитель ответчика Администрации Тавдинского городского округа Францкевич С.В. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что организацию по указанным прокурором действиям Администрации Тавдинского городского округа провела: было принято решение о создании МУП ТГО «Тавдинские энергетические системы», целями которого является предоставление населению и организациям Тавдинского городского округа услуг по теплоснабжению, МУП ТГО «Тавдинские энергетические системы» было наделено финансовыми средствами и имуществом, необходимым для осуществления своих полномочий. Администрация Тавдинского городского округа не обязана непосредственно создавать на котельных городского округа необходимые запасы топлива. Кроме того, обеспечить 70% запаса топлива от потребности отопительного сезона не целесообразно, поскольку необходимы дополнительные площади для хранения такого большого объема топлива, необходимо предотвратить факты утраты топлива.
Представитель ответчика МУП ТГО «Тавдинские энергетические системы» Новоселова О.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, поскольку директором предприятия 01 сентября 2016 года утвержден расход угля котельных, работающих на угле и смешанном твердом топливе для теплоснабжения объектов жилфонда и социальной сферы, разработанный на основании утвержденных нормативов. В целях формирования необходимого запаса топлива МУП ТГО «Тавдинский энергетические системы» с начала отопительного периода заключены договоры на поставку 1 386,3 куб.м. дров. Поставки осуществляются по потребности в соответствии с заявками. В целях недопущения перебоев с поставками дров МУП ТГО «Тавдинские энергетические системы» в адрес поставщиков для подписания дополнительно направлены договоры на поставку дров в общей сложности в объеме 1 948 куб.м. Сложившаяся ситуация не создает реальную угрозу несвоевременной подаче тепла потребителям, так как топливо поставляется по необходимости согласно направленной заявке на котельные Тавдинского района, обслуживаемые МУП ТГО «Тавдинские энергетические системы». Перебоев с поставкой топлива не зафиксировано. Складирование топлива на территориях, прилегающих к котельным, невозможно ввиду отсутствия складов и возможности обеспечить охрану имущества. В связи с финансовой обстановкой в МУП ТГО «Тавдинские энергетические системы», отсутствием возможности оплатить поставки угля из-за высокой стоимости товара, закупку угля в целях теплоснабжения объектов жилфонда и социальной сферы осуществляет администрация Тавдинского городского округа.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, считает исковые требования Тавдинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Суд, заслушав доводы прокурора, представителей ответчиков, исследовав письменные доказательства, приходит к выводу об удовлетворении требований Тавдинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц по следующим основаниям.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.16 Федеральный закон 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно п.4.2 ч.1 ст.17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
В соответствии с п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу ч.2 ст.20 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.6 Устава Тавдинского городского округа к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.31 Устава Тавдинского городского округа администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 6 Устава и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>.
Согласно п.2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления.
На основании п.п.ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ указанных Правил готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода. В летний период должен быть осуществлен завоз топлива: твердого - в расчете 70% потребности в отопительном сезоне. <данные изъяты>
Судом установлено, что постановлением главы администрации Тавдинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № создано муниципальное унитарное предприятие Тавдинского городского округа «Тавдинские энергетические системы», а также утвержден его устав.
В силу п.4 указанного постановления, а также п.2.1 устава МУП ТГО «Тавдинские энергетические системы» целями деятельности предприятия являются предоставление населению и организациям Тавдинского городского округа услуг по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, извлечение прибыли. Учредителем и собственником имущества предприятия является Тавдинский городской округ, от имени которого полномочия осуществляет администрация Тавдинского городского округа.
Между МУП ТГО «Тавдинские энергетические системы» и администрацией Тавдинского городского округа ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды № муниципального недвижимого имущества, находящегося в собственности Тавдинского городского округа, согласно приложению № к которому в аренду МУП ТГО «Тавдинские энергетические системы» переданы, в том числе следующие объекты:
-котельная № 4 по адресу: г. Тавда, ул. Геологическая, 34;
-котельная № 10 по адресу: г. Тавда, ул. Школьная, 31 А,
-котельная № 11 по адресу: г. Тавда, ул. Космическая, д. 34;
-котельная № 14, по адресу: г. Тавда, ул. Чехова;
-котельная № 15 (здание котельной детского сада) по адресу: г. Тавда, ул. Строителей, 1;
-котельная п. Азанка;
-котельная д. Увал Тавдинского района;
-котельная д. Герасимовка Тавдинского района;
-котельная д. Кошуки Тавдинского района,
-котельная <адрес>.
Решением Тавдинского районного суда <адрес> удовлетворены требования прокурора о понуждении Администрации Тавдинского городского округа обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес> с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества – нежилого здания – здания котельной №, расположенной по <адрес>, в <адрес> в срок 1 год и 2 месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
Таким образом, установлено, что теплоснабжение потребителей Тавдинского городского округа осуществляется вышеуказанными котельными, находящимися в Тавдинском городском округе, переданными по договору в аренду МУП ТГО «Тавдинские энергетические системы», что сторонами в судебном заседании не оспаривалось.
15 августа 2014 года между ЗАО «Регионгаз-инвест» и МУП ТГО «Тавдинские энергетические системы» заключен договор об оказании услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя.
Постановлением администрации Тавдинского городского округа от 30.05.2016 № 1068 «Об итогах отопительного сезона 2015/2016г.г. и по подготовке фонда, объектов социальной сферы, коммунального и электроэнергетического комплексов Тавдинского городского округа к работе в осенне-зимний период 2016/2017г.г.» МУП ТГО «Тавдинские энергетические системы» регламентировано в срок до 15.09.2016 года создать запас основного и резервного топлива в соответствии с установленными нормативами на теплоисточниках.
Согласно информации, предоставленной МУП ТГО «Тавдинские энергетические системы», по состоянию на 22.08.2016 года фактический запас топлива на котельных составлял:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Как следует из информации МУП ТГО «Тавдинские энергетические системы» о наличии и движении топлива к отопительному периоду 2016/2017 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая потребность на весь <данные изъяты>
Согласно утвержденному директором МУП ТГО «Тавдинские энергетические системы» расходу угля для теплоснабжения объектов жилфонда и социальной сферы на отопительный сезон 2016-2017 г. составляет: <данные изъяты>
Расход дров для теплоснабжения объектов жилфонда и социальной сферы, утвержденный директором МУП ТГО «Тавдинские энергетические системы», на отопительный сезон 2016-2017 г. составляет: <данные изъяты>
В МУП ТГО «Тавдинские энергетические системы» введена процедура наблюдения. Вместе с тем, деятельность предприятия не прекращена, предприятие обязано выполнять цели, в связи с которыми создано собственником, в том числе предоставлять населению и организациям Тавдинского городского округа услугу по теплоснабжению.
Распоряжением Правительства Свердловской области от 12 мая 2016 года № 451-РП «Об итогах отопительного сезона 2015/2016г.г. и по подготовке фонда, объектов социальной сферы, коммунального и электроэнергетического комплексов Свердловской области к работе в осенне-зимний период 2016/2017 года утвержден план мероприятий, согласно которому формирование на начало отопительного сезона стодневного запаса топлива на котельных, обеспечивающих теплоснабжение жилищного фонда и объектов социальной сферы указано до 15 сентября 2016 года.
Согласно сведениям МУП ТГО «Тавдинские энергетические системы» расход топлива (уголь, дрова) для выработки тепловой энергии МУП ТГО «ТЭС» на отопительный период 2016/2017 г.г. составляет:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты>
Согласно представленным ответчиком доказательствам, МУП ТГО «Тавдинские энергетические системы» заключило договоры поставки дров № от ДД.ММ.ГГГГ по котельной №, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ по котельной д. Герасимовка, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ по котельной д. Кошуки, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ по котельной д. Увал, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ по котельной <адрес>.
Представителем ответчика МУП ТГО «Тавдинские энергетические системы» в судебном заседании признано, что на момент рассмотрения дела в суде на всех, переданных ему в аренду котельных Тавдинского городского округа, нормативный запас твердого топлива (угля и дров) не ниже 70% потребности отопительного сезона не создан по причине отсутствия на это финансовых средств. Вместе с тем, ответчики считают, что требования Тавдинского городского прокурора исполняются с начала отопительного сезона, поставки топлива производятся по потребности, что не создает реальную угрозу несвоевременной подаче тепла потребителям.
Данные доводы суд не может учитывать как основания для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку фактически объекты жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях не готовы, ответчиком не подтверждена готовность данных объектов наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона и уже в начале отопительного сезона : твердого - не ниже 70%, что установлено Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170.
Доводы представителя ответчика администрации Тавдинского городского округа относительно того, что обязанности по обеспечению необходимого запаса топлива должны исполняться МУП ТГО «Тавдинские энергетические системы», а Администрация Тавдинского городского округа всю организацию по этому провела, суд считает несостоятельными, поскольку согласно п.2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления. Кроме того, в соответствии с положениями ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования относятся к вопросам местного значения и не могут быть делегированы хозяйствующим субъектам.
Судом установлена ненадлежащая организация в границах Тавдинского городского округа теплоснабжения населения, снабжения населения топливом.
Так как в судебном заседании установлено, что после начала отопительного сезона и в настоящее время котельные Тавдинского городского округа не обеспечены твердым топливом в размере 70% потребности в отопительном сезоне, а обязанность по его обеспечению в силу вышеуказанных норм закона возложена на теплоснабжающую организацию МУП ТГО «Тавдинские энергетические системы», а в части организации – на орган местного самоуправления администрацию Тавдинского городского округа, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора.
Учитывая, что ненадлежащее исполнение ответчиками своих обязанностей по организации и созданию нормативного запаса твердого топлива на котельных в зимний период ставит под угрозу теплоснабжение населения Тавдинского городского округа, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность жизни и здоровья, суд считает необходимым установить в соответствии с ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок для исполнения решения до 01.12.2016 года, и считает его разумным.
Руководствуясь ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ 70% ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: № ░░ ░░░░░░: <░░░░░>; № ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░, № ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, № ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, № ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, № ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░. <░░░░░>, ░. <░░░░░>, ░. <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ 70% ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: № ░░ ░░░░░░: <░░░░░>; № ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░, № ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, № ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, № ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, № ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░. <░░░░░>, ░. <░░░░░>, ░. <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.