Дело № 2-1678/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 октября 2019 года город Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Бардиной Е.Е.,
при секретаре Парфененко Е.В.,
помощник судьи Матюхин А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Новосильского района Орловской области в интересах Борзенкова ФИО9 к Департаменту здравоохранения Орловской области о взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата, расходов на приобретение проездных документов
установил:
прокурор Новосильского района Орловской области обратился в суд с иском в интересах Борзенкова В.Д. к Департаменту здравоохранения Орловской области о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить лекарственными препаратами
В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка по обращению Борзенкова В.Д. по вопросу нарушения прав на бесплатное обеспечение лекарственными средствами.
В ходе проверки установлено, что Борзенков В.Д. состоит на учете в БУЗ ОО «Новосильская ЦРБ» с диагнозом <данные изъяты> и имеет право на бесплатное получение лекарственных средств по рецептам врача.
Для лечения Борзенкова В.Д. в связи с прогрессированием заболевания используется лекарственный препарат с торговым наименованием «Секукинумаб».
24.06.2019 лечащим врачом истцу был выписан рецепт на бесплатное получение лекарственного средства «Секукинумаб» для прохождения очередного курса лечения, однако в аптеке «Орелфармация» в выдаче препарата отказали ссылаясь на его отсутствие, в связи с чем Борзенков В.Д. необходимым лекарственным средством в достаточном количестве обеспечен не был.
По изложенным основаниям просил суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить бесплатное предоставление Борзенкову В.Д. лекарственного средства «Секукинумаб» (Козэнтикс) в соответствии с медицинскими показаниями за счет средств бюджета.
После уточнения исковых требований, в окончательном виде просит суд взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области в пользу Борзенкова В.Д. денежные средства в размере 79 230 рублей, а также расходы связанные с проездом в г. Москву в целях приобретения данного препарата в сумме 1697 руб.
В судебном заседании прокурор Новосильского района Орловской области Булатов С.С., истец Борзенков В.Д. поддержали уточненное исковое заявление по доводам, в нем изложенным, и просили суд удовлетворить его в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области по доверенности Пензева М.И. исковые требования не признала, пояснив, что вины ответчика в понесенных истцом расходов не имеется, длительный срок необеспечения Борзенкова В.Д. лекарственным препаратом обусловлен тем, что истцу изменена схема лечения в связи с чем потребовалось время для проведения конкурсных процедур по контрактной системе закупок.
Представитель третьего лица БУЗ ОО «Новосильская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о слушании извещены надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении уточненных исковых требований прокурора Новосильского района Орловской области в интересах Борзенкова В.Д. по следующим основаниям.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября
1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возврата и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам.
В соответствии со статьей 26.3.1 приведенного Федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулируются отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Положениями статьи 2 данного Федерального закона предусмотрено, что охрана здоровья граждан – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; медицинская помощь – комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
В соответствии со статьей 4 приведенного Федерального закона основными принципами охраны здоровья являются, в частности, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
В силу статьи 10 вышеуказанного Федерального закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются (часть 1 статьи 11 вышеназванного Федерального закона).
На основании частей 1, 2 статьи 19 вышеприведенного Федерального закона каждый имеет право на медицинскую помощь. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Статьей 37 вышеназванного Федерального закона предусмотрено, что медицинская помощь медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты
медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
В силу пунктом 1, 2 части 3 статьи 80 вышеуказанного Федерального закона при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Согласно статье 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от
30 июля 1994 г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» предусмотрено, что на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных средств, вошедших в обязательный ассортиментный перечень, а также своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Согласно статье 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ
«О государственной социальной помощи» полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 6.1 приведенного Федерального закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, инвалиды.
При этом к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам (часть 1 статьи 4.1 указанного Федерального закона).
В силу пункта 1 части 1 статьи 6.2 приведенного Федерального закона
в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных
в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том
числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 вышеназванного Федерального закона).
Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. №399).
В силу пункта 5.7 данного Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. №1403, предусмотрена обязанность органов государственной власти и субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Постановлением Правительства Орловской области от 30 декабря 2016 г. №550 утверждена региональная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственными препаратами и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.
Аналогичная норма содержится и в статье 3 Закона Орловской области
от 13 августа 2009 г. №942-ОЗ «О льготных лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».
В силу пункта 11 Приложения №9 к вышеуказанной Программы контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.
Процедура обеспечения лекарственными препаратами льготных категорий граждан установлена пунктами 2.1, 2.3, 2.5 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №328, а также в письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 января 2005 г. №26-МЗ, Методических рекомендациях по обеспечению необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан при обязательном медицинском страховании, утвержденных Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 30 декабря 2004 г. №4742/40.
Обеспечение нуждающихся лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и по смыслу пункта 2.7 вышеприведенного Порядка должно осуществляться бесперебойно.
Во исполнение Закона Орловской области от 13 августа 2009 г. №942-ОЗ «О льготных лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области» был разработан порядок льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в Орловской области за счет средств областного бюджета, который регулирует обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан в Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей (фельдшеров) бесплатно за счет средств бюджета Орловской области (далее – Порядок).
Согласно пункту 4 Порядка льготное обеспечение отдельных категорий граждан в Орловской области лекарственными препаратами и медицинскими изделиями осуществляется в соответствии с перечнями лекарственных средств и изделий медицинского назначения, которые отпускаются по рецептам врачей (фельдшеров) бесплатно или с 50-процентной скидкой отдельным категориям граждан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», а также в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Орловской области, утверждаемой Правительством Орловской области в соответствии с действующим законодательством.
Номенклатура и объемы лекарственных препаратов и медицинских изделий, необходимых для льготного обеспечения отдельных категорий граждан, для размещения государственного заказа формируются Департаментом здравоохранения Орловской области в соответствии с заявками государственных медицинских организаций Орловской области, составленными в соответствии с областным регистром граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, не реже чем 2 раза в год исходя из лимитов бюджетных обязательств, доведенных главному распорядителю бюджетных средств на соответствующий финансовый год на указанные цели (пункт 7 Порядка).
Граждане, имеющие право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с федеральным законодательством, обеспечиваются льготными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. №890
«О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» только по решению врачебной комиссии государственной медицинской организации Орловской области, в частности, в случае изменения схем лечения вследствие индивидуальной непереносимости лекарственного препарата, осложнений течения заболевания и невозможности обеспечения лекарственными препаратами за счет средств федерального бюджета и отсутствия необходимых лекарственных препаратов в Перечне лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. №2724-р (пункт 3 Порядка).
Поставка лекарственных препаратов и медицинских изделий осуществляется организацией, выигравшей государственный заказ на поставку лекарственных препаратов и медицинских изделий, в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в уполномоченную фармацевтическую организацию. Уполномоченная фармацевтическая организация определяется в соответствии с Федеральным законом (пункт 8 Порядка).
Обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам врача (фельдшера) производится через аптечные организации по месту жительства граждан или в аптечных организациях, осуществляющих отпуск лекарственных препаратов и медицинских изделий по рецептам врачей специализированных государственных медицинских организаций, на основании договорных отношений между уполномоченной фармацевтической организацией и аптечными организациями (пункт 9 Порядка).
Таким образом, из смысла вышеизложенного следует, что лицо, признанное в установленном порядке инвалидом, вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатных лекарственных препаратов. При этом право инвалида на своевременное получение государственной помощи в виде обеспечения его лекарственными препаратами не может быть поставлено в зависимость от несвоевременного информирования относительно изменения схемы лечения после формирования заявки в рамках наименования и объема лекарственных препаратов и медицинских изделий, необходимых для льготного обеспечения отдельных категорий граждан, а также не может быть ограничено размером субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
Судом установлено, что прокурором Новосильского района Орловской области проведена проверка по обращению Борзенкова В.Д. о нарушении его права на бесплатное обеспечение лекарственными средствами.
Борзенков ФИО10, ДД.ММ.ГГ года рождения, является <данные изъяты> и состоит на учете в <данные изъяты> и имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов по рецептам врача за счет средств федерального бюджета.
Данное обстоятельство подтверждается справкой серии МСЭ-2012 №***, а также протоколами заседания врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ.
Согласно заключений БУЗ ОО «Орловская областная клиническая больница» Консультативная поликлиника, Борзенкову В.Д. по решению врачебной комиссии назначен лекарственный препарат «Секукинумаб» (Козэнтикс).
15.04.2019 года БУЗ ОО «Новосильская ЦРБ» подана заявка на лекарственные средства для обеспечения Борзенкова В.Д. за счет средств федерального бюджета на 1 полугодие 2019 года, согласно которой необходимо дополнительное приобретение лекарственного средства «Секукинумаб» (Козэнтикс) в количестве 9 упаковок.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от
11 июля 2017 г. №403н утверждены Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, пунктов 6 которого предусмотрено, что запрещается отпускать лекарственные препараты по рецептам с истекшим сроком действия, за исключением случая, когда срок действия рецепта истек в период нахождения его на отсроченном обслуживании. При истечении срока действия рецепта в период нахождения его на отсроченном обслуживании отпуск лекарственного препарата по такому рецепту осуществляется без его переоформления.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 562н утвержден Порядок отпуска лекарственных средств, которым предусмотрено, что аптечным учреждениям (организациям) запрещается отпускать лекарственные средства по рецептам с истекшим сроком действия, за исключением лекарственных средств по рецептам, срок действия которых истек в период нахождения рецептов на отсроченном обслуживании.
При этом, в июне 2019 года Борзенков В.Д. не был обеспечен лекарственным препаратом «Секукинумаб» (Козэнтикс), что подтверждается копией рецепта серии 54-19 №*** от ДД.ММ.ГГ.
Данный лекарственный препарат был поставлен в аптеку только 06.09.2019, о чем было сообщено истцу.
Решением Советского районного суда г. Орла от 13.08.2019 г. по гражданскому делу по иску прокурора Новосильского района Орловской области в интересах Борзенкова В.Д. к Департаменту здравоохранения Орловской области о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить лекарственными препаратами, взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата исковые требования удовлетворены. Суд обязал Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить бесплатное предоставление Борзенкову В.В. лекарственного препарата «Секукинумаб» (Козэнтикс) в соответствии с медицинскими показаниями. Кроме этого суд взыскал с Департамента здравоохранения Орловской области в пользу Борзенкова В.Д. расходы на приобретение лекарственных средств в размере 40 000 рублей.
Из мотивировочной части решения суда следует, что расходы на приобретение лекарственных средств взысканы в связи с необеспечением в мае лекарственным средством по рецепту и приобретением Борзенковым В.Д. лекарственного препарата «Секукинумаб» (Козэнтикс).
Указанное решение суда сторонами не оспорено, вступило в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Учитывая это, суд считает доказанным право истца на бесплатное предоставление ему лекарственного препарата «Секукинумаб» (Козэнтикс). Данное право в судебном заседании не оспаривала и представитель ответчика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Из материалов дела усматривается, что Борзенков В.Д. в связи необеспечением необходимым лекарственным препаратом, приобрел препарат «Секукинумаб» (Козэнтикс) за счет личных денежных средств на общую сумму 79230 рублей. Данные расходы в размере 79230 руб. подтверждаются товарным и кассовым чеками от 13.08.2019 г
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что Борзенков В.Д., являющийся инвалидом второй группы инвалидности и имеющий право на бесплатное лекарственное обеспечение, не был обеспечен необходимым ему лекарственным препаратом на безвозмездной основе, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования и взыскать с ответчика понесенные истцом затраты на приобретение лекарственных средств в сумме 79230 рублей.
При разрешении требований о взыскании расходов, связанных с проездом в г. Москва с целью приобретения лекарственных препаратов суд приходит к следующему.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Статья 16 ГК РФ устанавливает обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По смыслу указанных правовых норм, применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности совокупности условий: противоправности действий причинителя убытков, причинной связи между противоправными действиями и возникшими убытками, наличия и размера понесенных убытков. При этом для удовлетворения требований о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов. Недоказанность одного из необходимых оснований возмещения убытков исключает возможность удовлетворения требований.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что при разрешении настоящего дела не доказаны условия, необходимые в соответствии с требованиями статей 15 и 1064 ГК РФ для применения ответственности в виде взыскания убытков, а именно наличия причинно-следственной связи между действиями должностного лица ответчика и наступившим вредом. В связи с чем полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований в указанной части.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора Новосильского района Орловской области в интересах Борзенкова ФИО11 к Департаменту здравоохранения Орловской области о взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата, расходов на приобретение проездных документов - удовлетворить частично.
Взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользу Борзенкова ФИО12 в счет возмещения расходов на приобретение лекарственных средств 79 230 рублей.
В остальной части исковое заявление прокурора Новосильского района Орловской области в интересах Борзенкова ФИО13 к Департаменту здравоохранения Орловской области о взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата, расходов на приобретение проездных документов – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий Е..Е. Бардина
Мотивированное решение изготовлено 14 октября 2019 г.