Дело № 2-1357/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Порохиной О.Г.
при секретаре Смирновой Н.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 10 декабря 2014 года дело по иску Тупаевой М.Г., Тимченко П.О. к ООО «Каджеромский коммунальный комплекс» о признании незаконным выставление счетов на оплату за содержание и ремонт общедомового имущества, аннулировании начисленной задолженности по оплате за содержание и ремонт общего имущества, взыскании фактически выплаченных по незаконно выставленным счетам-квитанциям на оплату и содержание и ремонт общего имущества, взыскании компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Тупаева М.Г., Тимченко П.О. обратились в суд с иском к ответчику о признании незаконным выставления счетов на оплату за содержание и ремонт общедомового имущества, возложении обязанности аннулировать начисленную задолженность по оплате за содержание и ремонт общего имущества, взыскании с ответчика в пользу истцов денежную компенсацию морального вреда в размере **** рублей каждому. В обоснование требований указывают, что истцы являются нанимателями квартир №... и №... в ********** в ********** на основании ордеров на право вселения в жилое помещение, квартиры располагаются в 12-квартирном доме. По июль 2012 года указанный дом обслуживала управляющая организация ООО «Горжилфонд», последний счет-квитанция на оплату за содержание общего имущества был выставлен ООО «ГЖФ» за июль 2012 года. Со следующего месяца квитанции стали приходить от имени другой обслуживающей организации ООО «Каджеромский коммунальный комплекс». Собственники многоквартирного дома не проводили общего собрания по избранию ООО «ККК» в качестве управляющей организации, не утверждали перечень необходимых работ по содержанию общедомового имущества, не утверждали тариф на указанные работы. Ответчик практически самоуправно захватил управление домом в нарушение действующего законодательства, грубо нарушая имущественные права собственников жилых помещений в многоквартирном доме, в том числе право самостоятельно определять способ управления общедомовым имуществом, принимать решение о текущем ремонте общего имущества, о размере платы за содержание и ремонт общего имущества в жилом доме, в связи с чем обратились в суд с настоящими исковыми требованиями.
10.12.2014 года от истцов поступили письменные уточненные требования, в которых к ранее заявленным исковым требованиям истец Тупаева М.Г. просила также взыскать в ее пользу фактически выплаченные по незаконно выставленным счетам-квитанциям на оплату за содержание и ремонт общего имущества **** рублей.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация МР «Печора», администрация ГП «Каджером», ТСЖ «Каджером».
Дело рассматривалось в порядке ст.167 ГРК РФ в отсутствие представителей третьих лиц администрации МР «Печора», администрация ГП «Каджером», ТСЖ «Каджером», извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Дело рассматривается в отсутствие истца Тимченко П.О., представителя ответчика ООО «Каджеромский коммунальный комплекс», извещенных о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании истец Тупаева М.Г. и ее представитель адвокат Мартынова Л.Н. на требованиях настаивали, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержали, просили удовлетворить их.
Суд, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из положений ст.4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу: пользования общим имуществом собственников помещений; содержания и ремонта жилых помещений; управления многоквартирными домами; создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов; предоставления коммунальных услуг; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля; ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Согласно ч.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В судебном заседании было установлено.
Тупаева М.Г. является нанимателем по договору социального найма жилого помещения по адресу: **********, указанное жилое помещение было передано истцу на основании ордера №... от **.**.** на состав семьи 5 человек-Тупаева М.Г.,С., А., В., Ю. Тимченко П.О. является нанимателем жилого помещения по адресу: ********** на основании договора социального найма, указанное жилое помещение было передано Т. (матери истца) на основании ордера №... от **.**.** на состав семьи 3 человека: Т., Тимченко П.О., К.
В многоквартирном ********** в ********** в ********** 6 квартир находятся в собственности граждан, 6 квартир в муниципальной собственности.
В соответствии с ч.2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора (ч.1 ст.162 ЖК РФ).
В силу ч.2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно протоколу общего собрания собственников жилых многоквартирных домов от **.**.** решением собрания собственников создано товарищество собственников жилья «Каджером» в составе жилых домов, согласно перечню, в который входит ********** в **********.
По сведениям Межрайонной ИФНС России 2 по Республике Коми Товарищество собственников жилья «Каджером» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц с **** года, юридическое лицо является действующим.
В соответствии с п. 1.1. Устава ТСЖ «Каджером», указанное товарищество является объединением собственников помещений в многоквартирном жилом доме для совместного управления, обеспечения эксплуатации комплекса движимого и недвижимого имущества, владения, пользования и распоряжения общим имуществом в соответствие с ГК РФ, ЖК РФ и иными законодательными актами РФ, регулирующими гражданские и жилищные правоотношения.
Согласно п. 3.1. данного Устава товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании о ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов Товарищества.
Протоколом общего собрания собственников жилых многоквартирных домов от 11.07.2008 года собственниками жилых многоквартирных домов принято решение то заключении с 01.07.2008 года договора подряда на содержание и ремонт (техническое обслуживание) общего имущества жилых домов с ООО «Горжилфонд» (п. 5 Протокола общего собрания собственников от 11.07.2008 года). Пунктом 4 протокола общего собрания собственников от 11.07.2008 года принято решение, что в соответствии со ст. 155 п. 5 ЖК РФ оплата жилищно-коммунальных услуг всеми собственниками и нанимателями жилых помещений производится непосредственно организациям, оказывающим соответствующие услуги.
11 января 2009 года между ООО «Горжилфонд» и ТСЖ Каджером был заключен договор управления многоквартирными домами.
Таким образом, с указанной даты ООО «Горжилфонд» являлось управляющей организацией ********** в ********** Республики Коми.
03.08.2012 г. ООО «Горжилфонд» направило в адрес администрации МР «Печора» заявление о прекращении обслуживания жилого фонда ТСЖ «Каджером» с 01.08.2012г. в связи с невозможностью продолжения исполнения условий договора управления, заключенного с ТСЖ «Каджером». В указанном заявлении указано, что 01.03.2012г. председатель ТСЖ «Каджером» В. сложил с себя полномочия председателя, о чем письменно уведомил правление ТСЖ «Каджером» и Главу администрации сельского поселения «Каджером», новый председатель не избран, фактически ТСЖ прекратило свое существование. Ни собственники жилья, ни администрация сельского поселения не предпринимает мер к решению вопроса о выборе способа управления жилым фондом ТСЖ «Каджером».
Из материалов дела следует, что 01 августа 2012 года между администрацией МР «Печора» и ООО «Каджеромский коммунальный комплекс» заключен договор на обслуживание многоквартирных домов ****, согласно которому предприятие обязуется принять на обслуживание и обслуживать жилой фонд (в соответствии с перечнями, являющимися неотъемлемой частью данного договора), для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания пользователей жилых помещений (собственников и нанимателей), надлежащего содержания и ремонта общего имущества жилого фонда.
Согласно Приложению № 1 к указанному договору ********** в ********** входит в перечень многоквартирных домов, принятых на обслуживание ООО «Каджеромский коммунальный комплекс».
Судом установлено, что на основании Постановления администрации МР «Печора» от 30 июля 2012 года № 1373 «О введении режима «Повышенной готовности» на территории муниципального района «Печора» на обслуживание многоквартирных домов, ранее обслуживаемых ООО «Севертрансстрой», 1 августа 2012г. между администрацией МР «Печора» и ООО «Каджеромский Коммунальный Комплекс» заключен договор на обслуживание многоквартирных домов, на срок до окончания проведения администрацией в установленном порядке конкурса на обслуживание многоквартирных домов, собственники помещений в которых не выбрали способ управления, в перечень которых включен спорный дом.
Как следует из постановления администрации МР «Печора» от 19.12.2012г. № 2361 «О продлении режима «Повышенной готовности» на территории муниципального района «Печора» между администрацией МР «Печора» и ООО «Каджеромский Коммунальный Комплекс» заключен договор на обслуживание многоквартирных домов от 19.12.2012г., в перечень которых также вошел спорный дом.
01 июля 2011 года между администрацией МР «Печора» и ООО «Севертрансстрой» был заключен договор управления многоквартирными домами на основании проведенного администрацией МР «Печора» открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами. В перечне объектов указанного конкурса ********** в ********** Республики Коми не значился.
Таким образом, оснований для заключения администраций МР «Печора» договоров на обслуживание многоквартирного ********** в ********** с ООО «Каджеромский коммунальный комплекс», на основании указанных выше постановлений, не имелось.
На основании проведенного администрацией МР «Печора» конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами между администрацией МР «Печора» и ООО «Каджеромский коммунальный комплекс» был заключен договор управления многоквартирными домами от 17 мая 2013 года
Согласно приложению 1 к указанному договору, жилой дом по адресу: ********** включен в лот ****
Согласно ч.4 ст.161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Судом установлено, что до проведения администрацией МР «Печора» конкурса по отбору управляющей организации предусмотренный законом годичный срок не истек.
Как установлено в судебном заседании, ООО «Горжилфонд» прекратило осуществлять функции управляющей организации с 01.08.2012г.
В соответствии с положениями ст.135 ЖК РФ, под товариществом собственников жилья понимается некоммерческая организация, созданная для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, а также иной деятельности в целях управления многоквартирным домом, в том числе для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме.
Согласно п.5 ст.138 ЖК РФ, товарищество собственников жилья обязано, в том числе, обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество.
В силу ст.155 ЖК РФ не являющиеся членами товарищества собственников жилья собственники жилых помещений в многоквартирном доме вносят плату за содержание и ремонт общего имущества и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт.
Таким образом, собственниками многоквартирного ********** в ********** уже был избран способ управления общим имуществом дома – управление ТСЖ «Каджером», который должен был выполнять функции управления многоквартирным домом.
Согласно ст.156 ЖК РФ, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Из материалов дела следует, что квитанции на оплату за содержание общего имущества от имени ООО «Каджеромский коммунальный комплекс» стали приходить жильцам ********** в ********** в августе 2012 года.
Таким образом, судом установлено, что при передаче ********** в ********** в обслуживание ООО «Каджеромский коммунальный комплекс» были нарушены требования жилищного законодательства.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требование истцов о признании незаконным выставления со стороны ООО «Каджеромский коммунальный комплекс» счетов-квитанций на оплату за содержание и ремонт общедомового имущества по квартирам **** расположенных в ********** в **********, с 01.08.2012г. по настоящее время, и аннулировании начисленной задолженности по оплате за содержание и ремонт общедомового имущества по указанным квартирам, основано на законе и подлежит удовлетворению.
Также подлежат взысканию в пользу истца Тупаевой М.Г. суммы, фактически выплаченные по незаконно выставленным счетам-квитанциям на оплату и содержание и ремонт общего имущества в размере ****.
Возмещение морального вреда предусмотрено ст.15 Закона «О защите прав потребителей», происходит при нарушении прав потребителя, предусмотренных законодательством, и при наличии вины исполнителя.
Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Учитывая характер и объем причиненных истцам страданий, степень вины ответчика, требования разумности и справедливости, суд считает возможным определить размер компенсации морального вреда в пользу истцов в размере 1 000 рублей каждому.
Суд разрешает данное дело в пределах тех требований, которые заявлены истцом, и на которых истец настаивал в ходе судебного разбирательства (ст.196 ГПК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" в толковании Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрения судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
Согласно п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" с ответчика подлежит взысканию штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50% от взысканной в пользу истцов суммы.
В соответствии с разъяснениями, данными в п.46 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», указанный штраф суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
С учетом названных положений закона, требований истцов, а также исходя из размера удовлетворенных требований, штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителей подлежащий взысканию с ООО «Каджеромский коммунальный комплекс» в пользу Тупаевой М.Г. будет составлять **** рублей, в пользу Тимченко П.О - **** рублей.
Также, в силу ст. 98,100 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в пользу истца Тупаевой М.Г. расхода на оплату услуг представителя в размере **** рублей.
При удовлетворении заявленных требований с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Печора» в сумме **** рублей (ст. 103 ГПК РФ) (**** рублей по требованию имущественного характера и **** рублей по 3 требованиям неимущественного характера).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 196-199 ГПЕ РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным выставление ООО «Каджеромский коммунальный комплекс» счетов на оплату за содержание и ремонт общедомового имущества по адресу: ********** по адресу ********** августа 2012 года по настоящее время. Аннулировать начисленную задолженность по оплате за содержание и ремонт общего имущества по указанным адресам.
Взыскать с ООО «Каджеромский коммунальный комплекс» в пользу Тупаевой М.Г. фактически выплаченные по незаконно выставленным счетам-квитанциям на оплату и содержание и ремонт общего имущества **** компенсацию морального вреда в размере **** рублей, штраф в связи с неудовлетворением требований потребителя в размере ****, судебные расходы на оплату услуг представителя в размере ****.
Взыскать с ООО «Каджеромский коммунальный комплекс» в пользу Тимченко П.О. компенсацию морального вреда в размере **** рублей, штраф в связи с неудовлетворением требований потребителя в размере ****.
Взыскать с ООО «Каджеромский коммунальный комплекс» государственную пошлину в доход бюджета муниципального района «Печора» в размере ****.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья О.Г. Порохина
Мотивированное решение изготовлено 17.12.2014 года