Дело №2-2517/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 марта 2016 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего-судьи Хертек С.Б., при секретаре Шыырап А.В., с участием старшего помощника прокурора г.Кызыла Ажи С.А., истца Хертек Ш.М., представителя ответчика Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва Ооржак У.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г.Кызыла в интересах Хертек Ш.М. к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о возложении обязанности предоставить на условиях договора найма специализированного жилого помещения - благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленной законом нормы на территории города Кызыла Республики Тыва,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора г.Кызыла обратилась в интересах Хертек Ш.М. в суд с иском к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору специализированного найма, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже установленной законом нормы на территории города Кызыла Республики Тыва. В обоснование иска указано, что по обращению Хертек Ш.М. о нарушении ее жилищных прав на получение жилого помещения, прокуратурой г.Кызыла проведена проверка, которой установлено, что Хертек Ш.М., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ является сиротой. Постановлением Мэра г.Кызыла №454 от 17 марта 2003 года над Хертек Ш.М. назначено попечительство, попечителем назначена М. В 2015 году Хертек Ш.М. окончила Тувинский государственный университет по очной форме обучения и в период учебы проживала в общежитии № Имеет малолетнего ребенка С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и находится в трудной жизненной ситуации. Согласно ответу Агентства по делам семьи и детей РТ от 28 декабря 2015 года Хертек Ш.М. состоит в очереди со 02 июня 2016 года, номер очереди №. Однако в нарушение норм федерального и законодательства Республики Тыва ответчиком не представлено жилье, не смотря на то, что она с 2006 года состоит на льготной очереди по получению жилья, в настоящее время не имеет постоянного места жительства. Просит обязать Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва предоставить Хертек Ш.М. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже установленной законом нормы.
Представитель истца – старший помощник прокурора г.Кызыла Ажи С.А. полностью поддержала исковые требования.
Истец Хертек Ш.М. поддержала исковые требования заместителя прокурора г.Кызыла, просила суд обязать Агентство по делам семьи и детей Республики предоставить ей жилое помещение на территории г.Кызыла Республики Тыва.
Представитель ответчика Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва Ооржак У.Б., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, пояснила, что истцом при подаче иска в суд нарушен порядок обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения вне очереди. Включение детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты и времени поступления в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва заявления и необходимых документов. Истец до настоящего времени не обращалась с письменным заявлением в Агентство о предоставлении жилого помещения, в свою очередь Агентство не принимало соответствующего решения. В связи с чем, порядок предоставления жилого помещения, не был соблюден. Агентством не нарушено право Хертек Ш.М. на льготное жилье, она включена в соответствующий список, будет обеспечена жильем по мере формирования специализированного жилищного фонда и с учетом даты подачи ею заявления.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство, в соответствии с подпунктами «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Федеральный закон N 159-ФЗ) предусмотрены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем лиц данной категории.
Законом Республики Тыва от 26.11.2004 N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Закон Республики Тыва N 918 ВХ-1) также предусмотрены льготы и социальные гарантии гражданам из числа лиц данной категории.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Федеральный закон N 15-ФЗ) с 01 января 2013 года предусмотрен иной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Право на получение жилого помещения лицам из числа данной категории принадлежит им по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В силу статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке статьи 8 Закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
С 01 января 2013 года такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения (пункт 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ). Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Каждый из перечисленных в этой норме юридических фактов имеет самостоятельное значение.
Аналогичные положения содержатся и в Законе Республики Тыва N 918 ВХ-1. Согласно части 2.1 статьи 8.1 Закона Республики Тыва N 918 ВХ-1 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления до введения в действие настоящей статьи, включаются в список исходя из даты постановки их на учет в органах местного самоуправления. Сведения о лицах, указанных в абзаце первом настоящей части, предоставляются органами местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва (часть 2.1 введена Законом Республики Тыва от 24.12.2013 N 2268 ВХ-1).
Из свидетельства о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Хертек Ш.М. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Тувинской АССР, матерью указана Х., отцом-Х.М..
Из паспорта серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ следует, что Хертек Ш.М. родилась ДД.ММ.ГГГГ году в <адрес> Тувинской АССР.
Согласно свидетельству о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, С. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва, матерью указана Хертек Ш.М., отцом – С.А.Г., о чем за № составлена актовая запись о рождении.
Согласно справки №, Д. является инвалидом третей группы, бессрочно, нетрудоспособна.
Из регистрационной - контрольной карточки Хертек Ш.М., видно, что она являющаяся сиротой, проживающей в <адрес> Тыва, постановлена на учет на получение жилой площади 04 мая 2014 года. Номер очереди №, выдано Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва в 2015 году.
Согласно постановлению Мэра г.Кызыла от 17 марта 2003 года, над Хертек Ш.М. установлена опека, опекуном назначена М.
Из заявления М. от 21 марта 2013 года на имя начальника ДЗИО Мэрии г.Кызыла следует, что просит поставить на учет жилья опекаемого Хертек Ш.М.
Согласно справкам, выданным директором ГУП «БТИ» Республики Тыва, на Хертек Ш.М. и Д. в период с 01 января 1991 года по 31 декабря 1998 года недвижимость в г.Кызыле и на территории Республики Тыва не числится.
Согласно справке, выданной <данные изъяты> на Хертек Ш.М., с 01 сентября 2012 года по 28 февраля 2013 года Хертек Ш.М. получала стипендию в размере №.
Согласно акту обследования материально-бытого положения от 11 марта 2013 года, Хертек Ш.М. проживает по адресу: <адрес>, получает стипендию, опекунское пособие, нуждается в постановке на учет на очередь жилья. Имеются выводы о том, что Хертек Ш.М. является студенткой <данные изъяты>, нуждается в постановке на учет на очередь жилья, ее мать является инвалидом 2 группы, нетрудоспособна и не имеет своего жилья.
Согласно свидетельству о государственной регистрации от 11 октября 2007 года, М. является собственником <адрес> Республики Тыва.
Из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от 01 апреля 2013 года следует, что М. принадлежит в собственности <адрес> Республики Тыва.
Объективная нуждаемость Хертек Ш.М. в жилье подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, не имеется.
Таким образом, судом установлено, что Хертек Ш.М. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, имеет право на дополнительные гарантии и льготы, установленные законодательством РФ для детей.
Определяя надлежащего ответчика по требованию об обязании предоставления жилого помещения, суд считает, что обязанность по предоставлению Хертек Ш.М. жилого помещения подлежит возложению на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва.
Следует учесть, что в настоящее время Федеральный закон N159-ФЗ, ни Жилищный кодекс (статья 109.1), ни законодательство Республики Тыва, регулирующее вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, не предусматривают возможность предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Целью формирования списка является, среди прочего, заблаговременный учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда. Таким образом, данный список необходим для учета детей, которые имеют право на получение жилья по достижении им 18-летнего возраста, чтобы уполномоченные органы вели учет граждан, имеющих право на предоставление жилья, отслеживали наступление ими 18-летнего возраста и планировали предоставление жилья в связи с наступлением данного события.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам, действующим федеральным и региональным законодательством не поставлено в зависимость от условий, указанных в ответе Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, поскольку факт учета лиц указанной категории в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом, федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения. Положения перечисленных выше норм не содержат указания и на срок, в течение которого должно быть предоставлено жилье данной категории граждан по договорам найма специализированного жилищного фонда, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не реализовавшим свое право на получение жилого помещения в соответствии с изменениями, внесенными Законом Республики Тыва от 29.06.2015 года №93-ЗРТ «О внесении изменений в ст.8.3 Закона Республики Тыва «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возложена на уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва осуществляющим функции по реализации государственной политики в отношении семьи и детей, предусматривающей порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма.
Согласно данной статье, с учетом внесенных изменений, жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, включенным в список, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим части 1 статьи 8 настоящего Закона, на основании заявления указанного гражданина и решения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Тыва о наличии у заявителя оснований для предоставления ему указанного жилого помещения. Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва в течение 10 дней со дня принятия решения уведомляет заявителя о принятом решении.
На основании решения, указанного в части 1 настоящего Порядка, орган исполнительной власти Республики Тыва, по мере формирования специализированного жилищного фонда и с учетом даты подачи заявления о предоставлении гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, жилых помещений специализированного жилищного фонда принимает решение о предоставлении специализированных жилых помещений гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, на территории соответствующего городского округа или муниципального образования и заключении договора найма специализированного жилого помещения на пятилетний срок. Указанные договоры найма специализированного жилого помещения являются основанием для вселения граждан, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, в предоставляемые специализированные жилые помещения.
Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва.
Согласно пункту 7 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Постановлением Мэрии г.Кызыла от 21.09.2010 N 2375 утверждена норма площади жилого помещения для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда городского округа города Кызыла по договору социального найма (норма предоставления) в размере 12,5 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Поскольку Хертек Ш.М. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, состоит в очереди на получение жилого помещения в Агентстве по делам семьи и детей Республики Тыва с 2006 года, суд полагает необходимым возложить на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, на территории города Кызыла Республики Тыва, общей площадью не ниже 12,5 кв.м.
По указанным основаниям доводы представителя ответчика о том, что истицей нарушен порядок обращения, а именно ею не подано отдельного заявления в Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва на предоставление жилого помещения, а подано лишь только для постановки на очередь, суд считает не состоятельными.
При определении срока исполнения суд полагает, считать разумным сроком, шестимесячный срок со дня вступления решения в силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск заместителя прокурора г.Кызыла в интересах Хертек Ш.М. к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о возложении обязанности предоставить жилое помещение в г.Кызыл, площадью не ниже установленной законом нормы удовлетворить.
Обязать Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва предоставить Хертек Ш.М. на условиях договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории г.Кызыла Республики Тыва, общей площадью не менее 12,5 квадратных метров, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения –22 марта 2016 года.
Председательствующий С.Б. Хертек
Копия верна: судья С.Б. Хертек