Дело № 33-3524 судья Сафронова И.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 ноября 2019 г. город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Сенчуковой Е.В., Алдошиной В.В.,
при секретаре Гусевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам УФНС России по Тульской области, Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области на решение Узловского городского суда Тульской области от 30 июля 2018 по иску Проселковой Л.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Тульской области о взыскании недоплаченных денежных выплат, компенсации за их задержку, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Проселкова Л.В., ссылаясь на недоплату денежного содержания при сокращении занимаемой ею должности, а также на недоплату денежного содержания в период отпуска и компенсации за неиспользованный отпуск, обратилась в суд с иском к МИФНС России № 9 по Тульской области с требованиями о взыскании недоплаты, компенсации (процентов) за их задержку, компенсации морального вреда.
Исковые требования мотивированы тем, что она состояла в трудовых отношениях с МИФНС России № 1 по Тульской области, занимая должность <данные изъяты>. МИФНС России № 1 по Тульской области была реорганизована путем присоединения к МИФНС России № 9 по Тульской области на основании приказа УФНС России по Тульской области от 28.09.2017. Приказом № 01-106/190 от 31 марта 2019 служебный контракт с истцом расторгнут, она освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы на основании п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должности. При увольнении ей была начислена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 94826 руб., а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск за 35 календарных дней в размере 27064,45 руб. При получении выплат ей стало известно, что в расчет денежного содержания работодателем не включались суммы выплаченных средств материального стимулирования и разовых премий за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций ФНС. Считала, что не включение вышеуказанных средств и премий в расчет денежного содержания является незаконным, и полагала, что для исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении, денежной компенсации за неиспользованный отпуск следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде премий и средств материального стимулирования, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Полагала, что с ответчика подлежит взысканию денежная компенсация, предусмотренная ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), а также компенсация морального вреда.
Просила суд взыскать с МИФНС России № 9 по Тульской области в ее пользу задолженность по четырехмесячному денежному содержанию при увольнении в размере 50386,32 руб., задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении 15047,20, за отпуск 2016,2017,2018,2019 в размере 61986,30 руб., компенсацию за задержку указанных выплат за каждый день задержки, а также обязать ответчика после вынесения решения суда самостоятельно рассчитать и выплатить сумму процентов по день фактического исполнения, в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Банка России, компенсацию морального вреда в размере 45 000 рубл., обязать ответчика произвести с указанных выплат удержание налогов и сборов, в соответствии с нормами НК РФ и перечислить их в соответствующие бюджеты.
Истец Проселкова Л.В. в судебном заседании суда первой инстанции поддержала исковые требования в полном объеме по вышеизложенным основаниям и настаивала на их удовлетворении.
Представители ответчика МИФНС России № 9 по Тульской области по доверенности Воронкова И.В., Шарыпина М.Е. исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении по основаниям, приведенным в возражениях на иск.
Представитель третьего лица Управления ФНС России по <адрес> в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в удовлетворении заявленных исковых требований отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях. На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Решением Узловского городского суда Тульской области от 30 июля 2019 исковые требования Проселковой Л.В. удовлетворены частично.
Суд решил: взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Тульской области в пользу Проселковой Л.В. задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках за период с апреля 2016 года по март 2019 года в размере 61986,30 рублей, за вычетом НДФЛ в размере 6807 рублей, подлежащего уплате в соответствующий бюджет, компенсацию при увольнении с государственной гражданской службы в размере 50386,32 рублей, за вычетом НДФЛ в размере 1638 рублей, подлежащего уплате в соответствующий бюджет, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 15047,20 рублей, а также компенсацию за задержку указанных выплат в сумме 17066,82 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 2000 рублей.
Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России № по Тульской области самостоятельно рассчитать и выплатить Проселковой <данные изъяты> компенсацию за задержку выплат недополученных сумм оплаты ежегодного отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации при увольнении с государственной гражданской службы, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического расчета включительно в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Банка России.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований Проселковой Л.В. отказать.
В апелляционных жалобах УФНС России по Тульской области и Межрайонная ИФНС России № 9 по Тульской области просят решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права, полагая, что с Проселковой Л.В. при увольнении произведен полный расчет.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб в пределах, установленных частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, выслушав объяснения представителя ответчика Межрайонной ИФНС № 9 по Тульской области по доверенности Шарыпиной М.Е., судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, с ДД.ММ.ГГГГ Проселкова Л.В. проходила государственную гражданскую службу в должности <данные изъяты> на основании служебного контракта № 11 от 21 марта 2013 о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ в МИ ФНС № 1 по Тульской области, 29 декабря 2017 года между Межрайонной ИФНС №9 по Тульской области и Проселковой Л.В. заключен служебный контракт №71 о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ в Межрайонной ИФНС №9 по Тульской области – <данные изъяты>приказ от 29.12.2017 года №01-67/388).
Условиями служебного контракта (п.п. 9, 10) Проселковой Л.В. установлено денежное содержание, состоящее из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью; иных надбавок - надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячного денежного поощрения; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным Представителем нанимателя; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами РФ.
На основании приказа УФНС по Тульской области от 28.09.2017 № 01-09/207@ «О реорганизации МИ ФНС России № 1 по Тульской области и МИ ФНС России № 9 по Тульской области» МИ ФНС России № 1 по Тульской области была реорганизована путем присоединения к МИ ФНС России № 9 по Тульской области.
Приказом начальника МИ ФНС № 1 по Тульской области № 01-67/96 от ДД.ММ.ГГГГ Проселкова Л.В. освобождена от замещаемой должности и уволена с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы (п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). На основании данного приказа истцу подлежали выплате четырехмесячное денежное содержание, компенсации за 30 календарных дней неиспользованного ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за период работы с 21 марта 2018 по 20 марта 2019, за 5 календарных дней неиспользованного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет за период работы с 21 марта 2018 по 20 марта 2019.
Фактически ей было выплачено четырехмесячное денежное содержание в размере 94 826 руб., а также компенсация за неиспользованный отпуск (35 календарных дня) в сумме 27064,45 руб., что не оспаривалось ответчиком, подтверждается справкой формы 2-НДФЛ и соответствующими расчетами.
Судом установлено, что руководителем ФНС России издавались приказы о материальном стимулировании государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России поквартально за 2016-2017-2018-2019 годы, приказами руководителя МИ ФНС № 1 по Тульской области истцу ежемесячно выплачивались премии за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на ФНС.
При обращении в суд с данным иском Проселковой Л.В. указано, что средства материального стимулирования, выплаченные по вышеуказанным приказам, не были учтены ответчиком при расчете ее среднего заработка для оплаты отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, а также при расчете компенсации при увольнении в связи с сокращением замещаемой ей должности.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями действующего законодательства, исходил из того, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе, в связи с чем должно учитываться при расчете сумм ежегодного отпуска, компенсации при увольнении в связи с сокращением штата, компенсации за неиспользованный отпуск, что сделано не было, выплаченные истцу средства материального стимулирования, указанные в иске, ответчиком не учтены.
Судебная коллегия находит выводы суда в указанной части правильными, а доводы ответчика о том, что указанное истцом материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего - основанными на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ, как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом.
Из ч. 1 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ следует, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562 (далее - Правила).
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных подпунктами "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклад за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премии за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячное денежное поощрение - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента РФ; 7) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом РФ; на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.
В силу п. 8 Указа Президента РФ от 25.07.2006 N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента РФ от 25.07.2006 N 763 предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности РФ; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом РФ; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 601, в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации с 2014 года, ежегодно принимались Постановления Правительства, предусматривающие объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Как следует из сообщения Министерства Финансов РФ от 11 июля 2018 года, материальное стимулирование государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России осуществлялось в период с 2015 по 2017 годы за счет бюджетных ассигнований на это, выделяемых ФНС России Постановлениями Правительства РФ от 31.03.2015 № 302-12, от 23.04.2016 № 347-7 и от 23.02.2017 № 228-7. Данное стимулирование не является гарантированной выплатой каждому работнику и не носит обязательного характера. Такое премирование осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на соответствующие территориальные органы ФНС России, в том числе в рамках реализации приоритетных проектов (программ). Размер премии устанавливается в зависимости от конкретного вклада служащего в выполнение особо важных и сложных заданий, в том числе его участия в реализации приоритетных проектов (программ).
Из анализа приведенных выше нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства Финансов РФ от 15.07.2014 г. N 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.п. 6, 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.03.2014 г. N 238-7 (в последующем это были постановления № 302-12 от 31.03.2015 г., № 347-7 от 23.04.2016 г. и № 228-7 от 23.02.2017 г.).
Ссылка в апелляционной жалобе на необоснованность учета судом позиции, изложенной в вышеупомянутом письме Министерства финансов РФ, не имеющем нормативной силы, судебной коллегией отклоняется, ввиду следующего.
Указанное письмо Министерства финансов РФ от 15.07.2014 N 14-04-05/34482, содержащее разъяснения относительно необходимости учета сумм средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета для исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, оценено судом в совокупности с иными доказательствами и с учетом Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, согласно которому на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности.
Также в соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.04.2010 года № 5905-17 средства материального стимулирования гражданских служащих и сотрудников территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда включаются в средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФСС РФ от 10.07.2008 № 02-08/07-2248П.
Согласно служебному контракту, заключенному работодателем с Проселковой Л.В., гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской федерации.
Проселкова Л.В. на основании приказов Межрайонной ИФНС России №1 по Тульской области являлась получателем материального стимулирования, также ей выплачивались премии за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на ФНС.
Поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 названного Закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное Проселковой Л.В. в соответствии с приказами начальника Межрайонной ИФНС №1 по день увольнения материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.
Доводы апелляционных жалоб УФНС России по Тульской области, Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области о том, что дополнительное материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, а, следовательно, не должно учитываться при расчете вышеуказанных выплат, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права и, как не опровергающие правильности выводов суда первой инстанции, не являются основанием для отмены постановленного по делу решения.
Правильно разрешен спор и в отношении требований Проселковой Л.В. о взыскании компенсации морального вреда.
Статья 237 ТК РФ предусматривает, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора, факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как разъяснено в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в случае нарушения трудовых прав работников суд в силу ст. ст. 21 (абз. 14 ч. 1) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Судом первой инстанции установлено, что ответчиком были нарушены трудовые права Проселковой Л.В., выразившиеся в несвоевременной выплате истцу в полном объеме денежного содержания на период нахождения в ежегодных отпусках, компенсаций при увольнении и за неиспользованный отпуск, в связи с чем суд принял законное решение о взыскании с ответчика в пользу Казанцевой Е.Е. компенсации морального вреда.
Размер компенсации морального вреда определен судом с учетом конкретных обстоятельств дела, объема и характера причиненных работнику нравственных страданий, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости, оснований для его уменьшения не имеется.
Между тем, суд первой инстанции взыскал в пользу Проселковой Л.В. задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках за период с апреля 2016 по март 2019 года в размере 61 986,30 рублей, указав, что в силу ст.392 ТК РФ Проселкова Л.В. пропустила срок для обращения в суд (только перед обращением в суд узнала о положенных выплатах), в связи с чем восстановил ей пропущенный срок, удовлетворив исковые требования.
С таким выводом судебная коллегия не может согласиться, поскольку по требованиям о взыскании задолженности по четырехмесячному денежному содержанию при увольнении, задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсацию за задержку указанных выплат за каждый день задержки, а также обязать ответчика после вынесения решения суда самостоятельно рассчитать и выплатить сумму процентов по день фактического исполнения, в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Банка России, компенсации морального вреда срок исковой давности не пропущен.
Пропущен срок исковой давности о взыскании задолженности по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках за 2016, 2017 года. В суд Проселкова Л.В. обратилась 24 июня 2019 года, уважительных причин пропуска годичного срока на обращение в суд за защитой нарушенных трудовых прав на выплату заработной платы (отпуска) не представила, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания в силу ч.2 ст.392 ТК РФ взыскивать в пользу истца задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках за 2016, 2017, имелись правовые основания ко взысканию только за период с июня 2018 по март 2019.
Таким образом, задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках за 2018, 2019 составляет 37 318,12 рублей (июль 2018 – 591,77 руб., август 2018- 9 568,69 руб., октябрь 2018-23410,76 руб., декабрь 2018-3 746,90 руб.). Соответственно компенсация за задержку выплат будет составлять 7 979,77 рублей.
В остальной части решение суда первой инстанции сторонами не обжаловано, в связи с чем предметом проверки судебной коллегии не является (ст. 327.1 ГПК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Узловского городского суда Тульской области от 30 июля 2019 изменить в части размера задолженности по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках, указав о взыскании за период с июня 2018 по март 2019 года в сумме 37 318 рублей 12 копеек, и компенсации за задержку выплат, указав о взыскании 7 979 рублей 77 копеек, в остальной части указанное решение - оставить без изменения, апелляционные жалобы УФНС России по Тульской области, Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи