Решение по делу № 33-493/2016 от 15.01.2016

Судья Иванов Д.Н. Дело № 33 – 493/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 февраля 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пудова А.В.,

судей Моисеевой М.В. и Александровой З.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании с участием представителя ответчика - Департамента ... по социальному развитию Ивановой О.А. дело по апелляционной жалобе истца Шулыгина В.В. на решение Ленинского районного суда города Смоленска области от 18 ноября 2015 года.

Заслушав доклад судьи Пудова А.В., объяснение представителя ответчика Ивановой О.А., возражавшей относительно доводов жалобы, судебная коллегия

Установила :

Шулыгин В.В. обратился в Ленинский районный суд города Смоленска с иском к Департаменту ... по социальному развитию о возложении обязанности по включению в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2016 год.

В обоснование требований истец указал, что является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, постановлением администрации ... от 05.06.2015 г. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий; 23.06.2015 г. подал заявление о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, однако в сводный список граждан - участников подпрограммы на 2016 год включен не был, несмотря на то, что с соответствующим заявлением обратился до 1 июля 2015 г.

В судебном заседании Шулыгин В.В. и его представитель Ахмадеева О.А. заявленные требования поддержали.

Департамент ... по социальному развитию иск не признал. Его представитель Гапоненкова М.Н. пояснила, что для включения в сводный список граждан - участников подпрограммы на планируемый год гражданин вначале должен быть признан участником подпрограммы и до 1 июля текущего подать заявление на выделение государственного жилищного сертификата, удостоверяющего право на получении социальной выплаты; истец по состоянию на 1 июля 2015 г. участником подпрограммы не являлся, следовательно, не может быть включен в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2016 году.

Представитель администрации ... Новикова Н.С. также считала требования истца необоснованными.

Обжалуемым решением в удовлетворении иска отказано.

В рассматриваемой апелляционной жалобе Шулыгин В.В. просит отменить решение, полагая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Считает, что, подав заявление от 23 июня 2015 г. о включении его в состав участников подпрограммы, он тем самым изъявил желание получить государственный жилищный сертификат в 2016 году, и обращение с отдельным заявлением на получение самого сертификата (включение в сводный список граждан – участников подпрограммы) не требовалось.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений Департамента относительно жалобы, судебная коллегия находит указанное решение правильным.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (далее также - Правила).

В соответствии с подпунктом «е» пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-I «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска».

Согласно пункту 19 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. № 909, действовавшей в период спорных правоотношений) для участия в подпрограмме граждане подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявление об участии в подпрограмме с приложением указанных в данном пункте документов.

В силу пункта 21 Правил органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 Правил, и принимают решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

Пунктом 24 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 июля 2011 г. № 561, действовавшей в период спорных правоотношений) определено, что в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата планируемом году. Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается.

Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 данных Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Пунктом 26 Правил предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее также - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению № 2 и утверждает его. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы бы поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Шулыгин В.В. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеет право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Постановлением администрации ... от 5 июня 2015 г. № ... истец принят на учет граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых за счет средств федерального бюджета.

23 июня 2015 г. Шулыгин В.В. подал заявление о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Постановлением администрации ... от 29 июля 2015 г. № ... истец включен в состав участников подпрограммы.

28 августа 2015 г. Шулыгин В.В. обратился в Департамент ... по социальному развитию с заявлением, в котором просил разъяснить, включен ли он в список граждан на получение государственного жилищного сертификата на планируемый 2016 год.

Письмом Департамента от 15.09.2015 г. № ... истцу разъяснено, что в сводный список на 2016 год он не включен в связи с тем, что по состоянию на 1 июля 2015 г. не являлся участником подпрограммы.

Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о том, что из системного толкования пунктов 19, 21, 24 Правил (в актуальной редакции) следует, что для получения сертификата гражданин в первую очередь должен быть признан участником подпрограммы, на него заводится учетное дело, после чего для включения в списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, он должен до 1 июля представить в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата.

Поскольку Шулыгин В.В. по состоянию на 1 июля 2015 г. еще не был признан участником подпрограммы и до указанной даты заявление о выделении в 2016 году сертификата в орган местного самоуправления не подал, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований истца о возложении на Департамент обязанности включить его в сводный список на 2016 год.

Суд правильно отверг доводы Шулыгина В.В. о том, что, подавая заявление от 23 июня 2015 г. о включении его в состав участников подпрограммы, он тем самым изъявил желание получить сертификат в 2016 году.

Данные доводы не основаны на правильном толковании действующего законодательства, которое, как указывалось выше, предусматривает три этапа реализации гражданином своего права на получение социальной выплаты (государственного жилищного сертификата) в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», а именно: принятие гражданина на учет нуждающихся в жилых помещениях, признание его участником подпрограммы, подача им до 1 июля текущего года заявления на выделение сертификата в планируемом году.

Истец же, - и это обстоятельство им не оспаривается, - по состоянию на 1 июля 2015 г. участником подпрограммы не являлся и заявление на получение сертификата до этой даты не подал.

Доводы жалобы по существу тождественны доводам иска, которые проверялись судом первой инстанции и были обоснованно им отвергнуты.

Суд, вопреки доводам жалобы, правильно определил юридически значимые обстоятельства, правильно применил нормы права, регулирующие спорные отношения, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, которые установлены надлежащими доказательствами.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения (часть 4 статьи 330 ГПК РФ), не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила :

Решение Ленинского районного суда города Смоленска от 18 ноября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шулыгина В.В. без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-493/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Бухарин А.В.
Шулыгин В.В.
Ответчики
Департамент Смоленской области по соц.развитию
Другие
администрация г. Смоленска
Булыгин Е.Е.
УФССП по Московской области
Суд
Смоленский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.sml.sudrf.ru
24.02.2016Судебное заседание
25.02.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2016Передано в экспедицию
20.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.01.2014Передача материалов судье
21.01.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.02.2014Предварительное судебное заседание
11.02.2014Судебное заседание
11.02.2014Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее