Решение по делу № 33-10443/2023 от 02.11.2023

    Судья Тимофеева А.М.

    Судья-докладчик Бадлуева Е.Б.                                    по делу № 33-10443/2023

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    4 декабря 2023 года                                    г. Иркутск

    Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

    судьи-председательствующего Николаевой Т.В.,

    судей Шашкиной Е.Н. и Бадлуевой Е.Б.,

    при секретаре Брюхановой А.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3402/2023 (УИД 38RS0032-01-2023-003484-14) по исковому заявлению прокурора Свердловского района г. Иркутска в интересах Гребенюк А.В. к администрации г. Иркутска об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма

    по апелляционной жалобе администрации г. Иркутска на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 5 сентября 2023 года,

    установила:

в обоснование исковых требований указано, прокуратурой проведена проверка по вопросу нарушения жилищных прав Гребенюк А.В. В результате проверки установлено, что Приказом начальника Департамента правовой работы аппарата администрации г. Иркутска от 19.08.2015 (номер изъят) Гребенюк А.В. признана малоимущей и принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Согласно справке (номер изъят) Гребенюк А.В. с детства имела (данные изъяты)

Просил обязать администрацию г. Иркутска предоставить Гребенюк А.В., (дата изъята) г.р., вне очереди по договору социального найма пригодное для проживания жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям г. Иркутска, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, находящее в черте г. Иркутска, общей площадью не менее 15 кв.м., с учетом права на дополнительную площадь 15 кв.м.

    Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 5 сентября 2023 года исковые требования удовлетворены.

    В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение отменить, принять новое решение об отказе в иске. Доводы жалобы мотивирует следующим, Гребенюк А.В. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма 19.08.2015. В настоящий момент Гребенюк А.В. подпадает по действие приказа Минздрава РФ № 987н от 29.11.2012 и под действие приказа Минздрава № 991н от 19.11.2012. Законодатель предусмотрел предоставление жилых помещений гражданам, страдающим тяжелыми хроническими заболеваниями, однако порядок предоставления жилых помещений не предусмотрен, а именно не предусмотрено из муниципального жилищного фонда или из государственного жилищного фонда субъекта РФ предоставляется жилье инвалидам. В обоснование указал, статьей 28 Федерального закона № 181-ФЗ предусмотрено, что Российская Федерация передает полномочия государственной власти субъектов РФ по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, и данная позиция согласуется с определением ВС РФ от 19.10.2015 № 309-ЭС15-9501. Ссылаясь на нормы статьи 49 ЖК РФ, пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ, определение КС РФ от 17.12.2009 № 1563-О-О, утверждает, исполнение обязанности по предоставлению гражданам, имеющим заболевание, указанное в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, утв. постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378, относится к полномочиям органа государственной власти РФ, возложение указанной обязанности на администрацию г. Иркутска, не обеспеченной средствами соответствующего бюджета, влечет причинение убытка бюджету города.

    На территории Иркутской области не принят областной закон о наделении органов местного самоуправления полномочиями по предоставлению указанных мер социальной поддержки.

    Ссылается на Обзор судебной практики ВС РФ № 1, утв. Президиумом ВС РФ от 13.04.2016.

    Письменные возражения относительно жалобы не представлены.

    В заседание судебной коллегии явился представитель процессуального истца – прокурор Нарижняк О.Н. Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о наличии уважительных причин неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, об отложении разбирательства дела не ходатайствовал.

    Судебная коллегия рассмотрела дело в порядке статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) в отсутствие неявившихся лиц.

    Судебная коллегия, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, Гребенюк А.В. является инвалидом (данные изъяты).

Согласно выписке из протокола ВК (номер изъят), представленной И., Гребенюк А.В., (дата изъята) г.р., проживающая по адресу: (адрес изъят) подходит под действие Постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

Приказом начальника департамента правовой работы аппарата администрации г. Иркутска от 19.08.2015 (номер изъят), по заявлению Гребенюк А.В. от 30.07.2015 в соответствии ст.ст. 51, 52 ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», Законом Иркутской области от 17.12.2008 № 125-оз «О порядке признания граждан малоимущими, порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Иркутской области», Законом Иркутской области от 17.12.2008 № 127-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма», решением Думы г. Иркутска от 05.07.2005 (номер изъят) «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г. Иркутске» - Гребенюк А.В., (дата изъята) г.р., проживающая по адресу: (адрес изъят), составом семьи 1 человек, признана малоимущей, принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, включена в список граждан, страдающих (данные изъяты), указанных в Перечне, установленным Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Из справки ООО «Западное управление жилищно-коммунальными системами» от (номер изъят) от 23.07.2015 следует, что Гребенюк А.В., (дата изъята) г.р., с (дата изъята) зарегистрирована по адресу: (адрес изъят). Вместе с ней в указанной квартире проживают и зарегистрированы по месту жительства ее мать Г. с (дата изъята) , отец Г. с (дата изъята) , брат Г. с (дата изъята) , сестра Г. с (дата изъята) . Квартира предоставлена по договору социального найма.

Согласно уведомлению в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 10.07.2023 (номер изъят) в отношении Гребенюк А.В., (дата изъята) г.р., не имеется информации о правах на объекты недвижимого имущества на территории Иркутской области.

Из справки МУП «БТИ г. Иркутска» от 21.06.2011 за (номер изъят) об отсутствии объектов недвижимости в собственности, следует, что по данным МУП «БТИ г. Иркутска» не имеется сведений о принадлежности объектов недвижимого имущества, зарегистрированных за Гребенюк А.В., (дата изъята) г.р., до (дата изъята) .

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался нормами статей 10-13, 49, 51, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», статей 1, 2, 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статей 4, 5, 7 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 127-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма», учитывая, что Гребенюк А.В., (дата изъята) г.р., состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в администрации г. Иркутска с 19.08.2015, включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения на условиях социального найма согласно материалам учетного дела, статус Гребенюк А.В., страдающей заболеванием, которое подходило в момент постановки на учет в 2015 году под действие Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» и Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь», пришел к выводу, что Гребенюк А.В. имеет право на внеочередное получение от органа местного самоуправления жилого помещения в размере не менее 15 кв.м. на одного человека с учетом права на дополнительную площадь.

    Обстоятельства данного спора и представленные доказательства были предметом рассмотрения и оценки судом, правоотношениям сторон дана соответствующая правовая оценка.

    Судебная коллегия соглашается с обоснованностью выводов суда первой инстанции, поскольку они основаны на совокупности исследованных по правилам главы 6 ГПК РФ доказательств, подробно мотивированы в оспариваемом судебном акте, соответствуют приведенным нормам права и разъяснениям по их применению.

Удовлетворяя требования, суд первой инстанции, исходя из приведенных норм, регулирующих возникшие правоотношения, указал, что решение вопросов учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, и предоставления жилых помещений по договору социального найма действующим законодательством возложено на органы местного самоуправления. Действующим жилищным законодательством РФ, а также специальным законом, регулирующим спорные правоотношения, обязанность по представлению лицам, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, жилых помещений возложена на органы местного самоуправления по месту постоянного проживания гражданина. Не может являться основанием для отказа в предоставлении жилого помещения – отсутствие свободного жилья и отсутствие финансирования муниципального образования г. Иркутска средствами из федерального бюджета для реализации соответствующих положений закона. Разрешение требования о предоставлении жилой площади указанными выше нормативными актами не ставится в зависимость от наличия или отсутствия бюджетного финансирования, а также в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на указанный учет.

Проверив довод стороны ответчика о том, что исполнение обязанности по предоставлению гражданам, имеющим заболевание, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем, возложение на администрацию г. Иркутска указанной обязанности, не обеспеченной средствами соответствующего бюджета, повлечет причинение убытков бюджету г. Иркутска, суд первой инстанции мотивированно отклонил, указав, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления, наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу нормы части 7 статьи 52 ЖК РФ он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Поскольку ЖК РФ и федеральный закон не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то его право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства. При этом сам по себе факт учета гражданина вышеуказанной категории в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

    При таких данных доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены решения суда, поскольку повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, а потому не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как не опровергают вышеизложенных выводов суда, основаны на ином толковании норм материального права и правового значения не имеют. Каких-либо иных доводов со ссылкой на находящиеся в деле, но не исследованные судом доказательства, в апелляционной жалобе не содержится.

    Нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, применены правильно.

    Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

    Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

    определила:

    решение Кировского районного суда г. Иркутска от 5 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

    Судья-председательствующий     Т.В. Николаева
    Судьи     Е.Н. Шашкина
        Е.Б. Бадлуева

    Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 12 декабря 2023 года.

33-10443/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Гребенюк Анна Владимировна
Прокурор Свердловского района г. Иркутска
Ответчики
Администрация г.Иркутска
Другие
Министерство Финансов Иркутской области
Суд
Иркутский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.irk.sudrf.ru
02.11.2023Передача дела судье
04.12.2023Судебное заседание
21.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2023Передано в экспедицию
04.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее