УИД 59RS0030-01-2022-001179-92
Дело № 5-254/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Оса 20 сентября 2022 года
Судья Осинского районного суда Пермского края Павлова Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Князевой К.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении
Сафарли Джавид Джаван оглы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, индивидуального предпринимателя,
привлекаемого к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
17.08.2022 в отношении индивидуального предпринимателя Сафарли Д.Д.о. составлен протокол № 59001824/2 об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 18.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тесту - КоАП РФ).
Из протокола следует, что 24.05.2022 Сафарли Д.Д.о. предоставил в миграционный пункт полиции (дислокация с. Елово) МО МВД России «Осинский» уведомление о прекращении (расторжении) трудового договора с гражданином С. на двух листах, и в нарушение п.6 Приказа МВД России от 30.07.2020 № 536 данное уведомление не пронумеровано, не подшито и не сделана заверительная запись.
В судебное заседании Сафарли Д.Д. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, учесть пояснения, данные ранее при рассмотрении дела № 5-257/2022, в которых с протоколом не согласился. Пояснял, что с 2019 года занимается предпринимательской деятельностью в с. Елово Пермского края и с указанного периода неоднократно принимал на работу иностранных граждан, заключая с ними трудовые договоры на определенное время. При этом, в обязательном порядке предоставлял в миграционный пункт полиции (дислокация с. Елово) копии трудовых договоров, а при расторжении трудовых договоров – предоставлял уведомления. На протяжении всего периода предоставления данных документов в миграционном пункте ему не поясняли о необходимости прошнуровать, пронумеровать уведомления. О возбуждении в отношении него дела об административном узнал при получении повестки в суд. Копию протокола об административном правонарушении не получал, на составление протокола не вызывался.
Защитник Заев А.В. просил рассмотреть дело в его отсутствие, учесть пояснения, данные ранее при рассмотрении дела № 5-257/2022. Указывал на нарушения, допущенные при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Сафарли Д.Д., выразившиеся в том, что Сафарли Д.Д.о. не был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела. Сведений о какой-либо отправке заказного письма от административного органа именно на адрес лица, привлекаемого к административной ответственности, к материалам дела не приложено. Также в материалах дела в нарушение п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 отсутствуют отметки об отказе получателя от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления – отметка об истечении срока хранения. Считает, что предоставление в установленный срок уведомления, которое не было прошито, пронумеровано, в отсутствие заверительной надписи, отсутствие умысла Сафарли Д.Д.о. на совершение правонарушения, отсутствие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, ущерба либо наступления вредных негативных последствие в результате совершенного правонарушения, свидетельствует о малозначительности деяния. Назначение административного штрафа по 13 протоколам и его взыскание неизбежно повлечёт прекращение деятельности Сафарли Д.Д.о, относящегося к субъектам малого предпринимательства.
Должностное лицо, составившее протокол, Белоногова С.В. просила провести судебное заседание в ее отсутствие.
Выслушав лицо в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, защитника, исследовав материалы дела, прихожу к следующему в выводу.
Частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
В силу п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2022 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Приказом МВД России от 30.07.2020 № 536 утвержден порядок подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства).
Из положений пункта 6 Приложения № 9 Приказа МВД России от 30.07.2020 № 536 следует, что уведомления о заключении и прекращении трудового договора и приложение к ним, состоящие из двух и более листов, прошиваются и пронумеровываются, о чем на обороте последнего листа делается заверительная запись, которая должна содержать информацию о количестве подшитых листов, фамилию, инициалы и подпись лица, представляющего уведомления о заключении и прекращении трудового договора (уполномоченного от имени работодателя (заказчика работ, услуг) подписывать уведомление о трудоустройстве, либо уполномоченного от организации на подачу уведомления о трудоустройстве по доверенности).
Обстоятельством, послужившим основанием для составления в отношении Сафарли Д.Д.о. протокола № 59001824/2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ послужило то, что 14.06.2022 в 11:40 час. по адресу: Пермский край, с.Елово ул. Ленина, 36 в ходе мониторинга проверки уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином, было выявлено следующее: 24.05.2022 Сафарли Д.Д.о. предоставил в миграционный пункт полиции (дислокация с. Елово) МО МВД России «Осинский» уведомление о прекращении (расторжении) трудового договора с гражданином ФИО9. на двух листах, и в нарушение п.6 Приказа МВД России от 30.07.2020 № 536 данное уведомление не пронумеровано, не подшито и не сделана заверительная запись.
Факт совершения правонарушения Сафарли Д.Д.о., кроме протокола об административном правонарушении, подтверждается копией уведомления № о прекращении (расторжении) трудового договора от 24.05.2022; - рапортом начальника миграционного пункта полиции (дислокация с.Елово) МО МВД России «Осинский» Белоноговой С.В. от 14.06.2022 об обнаружении признаков административного правонарушения
Вместе с тем, судья приходит к выводу о нарушении права на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности.
В силу положений ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
КоАП РФ гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.
Содержание протокола об административном правонарушении и порядок его составления регламентирован в статье 28.2 КоАП РФ, системное толкование положений которой позволяет прийти к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении. Данному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола. Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении. В отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, протокол об административном правонарушении составляется только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица. При этом копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
По правилам статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Исходя из положений приведенных выше норм, лицо, привлекаемое к административной ответственности, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, безусловно, должно быть извещено о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, его рассмотрении.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31.08.2005 № 343.
Как следует из материалов дела, 27.06.2022 по месту регистрации Сафарли Д.Д.о. было направлено уведомление о возбуждении дела об административном правонарушении и необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении 17.08.2022 к 11:00 час (л.д.9).
Сафарли Д.Д. на составление протокола не явился и протокол по делу об административном правонарушении № 59001824/2 составлен в отсутствие Сафарли Д.Д.о. 17.08.2022 в 11:40 час.
При этом, материалах дела имеется лишь копия отчета об отслеживании отправления Сафарли Д.Д. (уведомления от 27.06.2022) с указанием статуса "Неудачная попытка вручения", отсутствуют сведения о направлении заказной корреспонденции, сведения о возврате в адрес МО МВД России «Осинский» соответствующего извещения Сафарли Д.Д.о., которыми Сафарли Д.Д.о. извещался о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Из документов, представленных судье в судебное заседание, следует, что Сафарли Д.Д.о. была направлена корреспонденция (13 извещений) в одном конверте о необходимости явиться для составления протокола по делу об административном правонарушении на 17.08.2022 к 11:00 час.
Однако, в указанную дату - 17.08.2022 в отношении Сафарли Д.Д.о. было составлено 13 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 ст.18.15 КоАП РФ.
Данных о том, что Сафарли Д.Д.о. извещался о составлении протокола № 59001824/2 на 17.08.2022 в 11:40 час., то есть на время, указанное в протоколе об административном правонарушении, в материалах не имеется.
Сведений о направлении Сафарли Д.Д.о. копии протокола по делу об административном правонарушении, в материалы дела также не представлено.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют достоверные сведения об извещении Сафарли Д.Д. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, что повлекло нарушение прав Сафарли Д.Д.о
Допущенные по настоящему делу должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут быть устранены только путем возвращения протокола составившему его должностному лицу для устранения недостатков путем его пересоставления.
Вместе с тем возвращение протокола об административном правонарушении для устранения недостатков возможно только на стадии подготовки дела к рассмотрению, до начала разрешения дела по существу.
Таким образом, возможность устранения означенного выше недостатка протокола об административном правонарушении утрачена.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о недопустимости использования протокола об административном правонарушении в качестве доказательства по делу.
С учетом вышеизложенного, по делу не были соблюдены требования ст. ст. 24.1, 26.1, 28.2 КоАП РФ, что повлияло на полноту, всесторонность и объективность выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Учитывая допущенные нарушения производство по делу в соответствии с п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ (протокол № 59001824/2) в отношении индивидуального предпринимателя Сафарли Джавида Джаван оглы прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья Павлова Н.Н.