КОПИЯ
Дело № 2а-4301/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 июля 2016 г., г. Пермь,
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Копылова-Прилипко Д.А.,
при секретаре Лесиной Е.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Перми к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
У с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Перми (далее по тексту – Инспекция) обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> пени по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, начисленные на недоимку за ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты> а всего – <данные изъяты>.
В обоснование требований истец указал, что ответчик является плательщиком транспортного налога. За ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано транспортное средство, в связи с чем, за ДД.ММ.ГГГГ ответчику исчислен транспортный налог в сумме <данные изъяты> подлежащий уплате не позднее ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было направлено налоговое уведомление №, которое в установленный срок исполнено не было. Кроме того, в связи с неуплатой транспортного налога за предыдущие налоговые периоды должнику исчислены пени на суммы задолженности. В связи с неуплатой недоимки и пени должнику направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату налога и пени, однако, данное требование также оставлено без удовлетворения, в связи с чем, просит требования удовлетворить, указывая, что предельным сроком для обращения в суд является ДД.ММ.ГГГГ.
Истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела /л.д.27/ своего представителя в судебное заседание не направил, просил рассматривать дело в отсутствии представителя в порядке упрощенного производства /л.д.4/.
Ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался путем направления судебных извещений заказной корреспонденцией по известному адресу регистрации, однако, судебные извещения, поступающие в названный адреса, не получал и они были возвращены в адрес суда без вручения /л.д.2,25,26,28/.
При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения», следует признать, что в силу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах», гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
По смыслу ст. 96-102 КАС РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю. При этом необходимо учитывать, что гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по указанным адресам. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу. Если лицу, направляющему сообщение, известен адрес фактического места жительства гражданина, сообщение может быть направлено по такому адресу.
Адресат юридически значимого сообщения, своевременно получивший и установивший его содержание, не вправе ссылаться на то, что сообщение было направлено по неверному адресу или в ненадлежащей форме.
С учетом изложенного, мнения представителя истца, положений п.3 ст. 291, ст. 150 КАС РФ, п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, п.п. «с» п. 3 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., устанавливающих условие о необходимости рассмотрения гражданских дел судами в разумные сроки и без неоправданной задержки, а также положений ст., ст. 2 и 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», устанавливающих обязанность граждан РФ состоять на регистрационном учете по месту жительства и/или месту пребывания, в т.ч. в целях исполнения обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, суд находит поведение ответчика, выражающееся в неоднократном неполучении отправленных в его адрес, в т.ч. адрес регистрации, судебных извещений, и непредставлении в адрес соответствующих органов государственной власти и в адрес суда информации о смене своего места жительства или места пребывания, нарушением общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, считает поступившие в адрес суда сведения о невручении почтовой корреспонденции с судебными извещениями, сведениями о надлежащем извещении ответчика о времени и месте рассмотрения дела, и в соответствии с ч.7 ст. 150, 198, 291, 292 КАС РФ полагает возможным рассмотреть настоящее дело при данной явке в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного Гл. 33 КАС РФ
Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что информация о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с положениями федерального закона от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», Постановлением Президиума Совета судей РФ от 27.01.2011 г. № 253, была заблаговременно размещена на официальном и общедоступном сайте Ленинского районного суда г. Перми в сети Интернет, о чем ответчик извещался, соответственно, имел объективную возможность ознакомиться с данной информацией.
Изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с п.п.1 п.1 ст. 23; п.1-4 ст. 52; п.1 ст. 45; п.1,2,4 ст. 57; абз.3 п.1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщики обязаны оплачивать законно установленные налоги и сборы (п.п.1 п.1 ст. 23).
Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п.1 ст. 52).
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В случае, указанном в абзаце втором настоящего пункта, при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной пунктом 2.1 статьи 23 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность (п.2 ст. 52).
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам (п.3 ст. 52).
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.4 ст. 52).
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п.1 ст. 45).
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (п.1 ст. 57).
При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом (п.2 ст. 57).
В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п.4 ст. 57).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога (абз.3 п.1 ст. 45).
Согласно ст. 358; ст. 357; п.1 ст. 358; п.1 ст. 360; п.1,3 ст. 363 НК РФ, транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 356).
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст. 357).
Объектом налогообложения признаются автомобили … (п.1 ст. 358).
Налоговым периодом признается календарный год (п.1 ст. 360).
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств (п.1 ст. 363.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 является налогоплательщиком – физическим лицом, за ответчиком в ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы транспортные средства: в течение всего года - <данные изъяты>, что подтверждается сведениями электронного документооборота /л.д.15,16/ и что ответчиком не оспаривается.
Истцом осуществлен расчет транспортного налога и в адрес ФИО1 Инспекцией ДД.ММ.ГГГГ направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты>. /л.д.7-7об./.
Кроме того, в связи с неуплатой транспортного налога за предыдущие налоговые периоды должнику исчислены пени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> что подтверждается расчетом пени /л.д.14/, налоговыми уведомлениями /л.д.8-11/, постановлениями о возбуждении и об окончании исполнительного производства /л.д.17-19/.
В целях извещения налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также в целях понуждения ответчика к обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, Инспекцией в адрес ФИО1 выставлено требование № об уплате в т.ч. рассчитанных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ недоимки по транспортному налогу, подлежащему уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>., пени по транспортному налогу в сумме <данные изъяты> сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ /л.д.5/. Данное требование направлено в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым реестром /л.д.6/.
Согласно выписке из лицевого счета /л.д.12-13/ обязанности по уплате налога, пени должником исполнены ненадлежащим образом.
Исследовав представленные доказательства в совокупности, суд находит требования налогового органа обоснованными, поскольку согласно статье 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
При этом, порядок взыскания налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем определен ст. 48 НК РФ, положения которой (в редакции Федерального закона от 04.03.2013 N 20-ФЗ) применяются к правоотношениям по взысканию налогов, сборов, пеней, штрафов, требования об уплате которых направлены после 4 апреля 2013 года (пункт 3 статьи 6 Федерального закона от 04.03.2013 N 20-ФЗ).
В рассматриваемом случае требование № ФИО1 направлено ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, суд разрешает заявленные требования применительно к редакции ст. 48 НК РФ, действовавшей в период времени направления требования ответчику.
Согласно п.1-3 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы (п.1 ст. 48).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п.2 ст. 48).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п.3 ст. 48).
Согласно п.1 ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу ч.2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Из изложенного следует, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Инспекцией соблюдены сроки обращения в суд с иском о взыскании с ФИО1 обязательных платежей и санкций, поскольку в требовании № об уплате недоимки и пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ был установлен срок для погашения задолженности до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, право на обращение в суд с заявлением возникло у истца с указанной даты, в связи с чем, последним днем для подачи заявления в суд являлось ДД.ММ.ГГГГ Инспекция обратилась в суд с административным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах установленного законом срока.
Учитывая изложенное, а также то, что возражений относительно исковых требований и доказательств в их обоснование не представлено, в т.ч. отсутствуют доказательства оплаты ФИО1 налога за ДД.ММ.ГГГГ и пени, при этом, Инспекция уплату недоимки и пени не подтверждает, суд считает, что ответчик, в нарушение требований НК РФ уклоняется от уплаты транспортного налога, в связи с чем, требования истца о взыскании недоимки и пени подлежат удовлетворению. При этом, ответчику следует разъяснить, что в случае уплаты соответствующих сумм ФИО1 в силу п.п.5 п.1 ст. 21 НК РФ имеет право на возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм в порядке, предусмотренном Гл. 12 НК РФ.
Определяя размер задолженности, суд считает возможным руководствоваться расчетами задолженности, осуществленными истцом, которые (расчеты) проверены судом, являются правильными, ответчиком не оспариваются. При этом, суд учитывает, что сумма недоимки по налогу подлежащая уплате и сумма пени истцом рассчитаны верно, т.к. верно определена налогооблагаемая база (ст. 362, 363 НК РФ, ст. 22, ст. 23 закона Пермской области от 30.08.2001 N 1685-296 «О налогообложении в Пермском крае»), период расчета, что подтверждается представленными Инспекцией документами.
При названных обстоятельствах, рассматривая дело по правилам ч.1 ст. 178 КАС РФ, с ФИО1 в пользу Инспекции подлежит взысканию задолженность в сумме <данные изъяты> из которых: недоимка по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> пени по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, начисленные на недоимку за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.
Из положений ч.1 ст. 111, ч.1 ст. 114 КАС РФ следует, что по делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям. Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку доказательства оплаты истцом госпошлины при предъявлении иска отсутствуют, Инспекция соответствующие доводы не приводит, в соответствии с ч.2 ст. 103, ст. 111, ст. 114 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере <данные изъяты>
Руководствуясь ст., ст. 175-181, 291-294 КАС РФ, суд
Р е ш и л:
Взыскать с ФИО1, зарегистрированного по месту жительства по адресу: <Адрес> в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Перми задолженность в сумме <данные изъяты> из которых: недоимка по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.; пени по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, начисленные на недоимку за ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты>
Взыскать с ФИО1, зарегистрированного по месту жительства по адресу: <Адрес> в доход федерального бюджета госпошлину в размере <данные изъяты>
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий: п/п
<данные изъяты>