Дело № 2-653/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Корткерос 22 декабря 2014 года.
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Ярановой С.В.,
при секретаре Сивкове Д.Н.,
с участием прокурора Сердитовой М.А.,
представителя ответчика Мальцева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Корткеросского района в интересах Отева Н.Э. к администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» о предоставлении жилого помещения,
установил:
Прокурор Корткеросского района, действуя в интересах Отева Н.Э., обратился в суд с иском к администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» (далее: АМР «Корткеросский») о предоставлении Отеву Н.Э. благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям населенного пункта, пригодное для постоянного проживания, общей площадью не менее 33 кв.м., отвечающего требованиям санитарного и технического законодательства, на условиях договора найма специализированного жилищного фонда. В заявлении указано, что Отев Н.Э. является лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время Отев Н.Э. не имеет жилого помещения и нуждается в его предоставлении.
В судебном заседании прокурор Сердитова М.А. уточнила исковые требования, просила обязать ответчика предоставить Отеву Н.Э. жилое помещение на территории МО СП «Корткерос», настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Отев Н.Э. исковые требования, заявленные прокурором, с учетом их уточнения, поддержал.
Представитель АМР «Корткеросский» Мальцев В.А. иск не признал. Пояснил, что ввиду отсутствия денежных средств на приобретение жилого помещения не представляется возможным обеспечить Отева Н.Э. жильем.
Заслушав прокурора, Отева Н.Э., представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Отев Н.Э., <дата> рождения, относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Решением Корткеросского районного суда от <дата> его родители ФИО5 и ФИО6 лишены родительских прав. Отец - ФИО6 - умер <дата> В настоящее время Отев Н.Э. в связи с обучением в Политехническом техникуме г. Сыктывкара (конец обучения- февраль 2015г.) проживает в общежитии по адресу :<адрес> без регистрации.
Из паспорта Отева Н.Э. усматривается, что регистрации он не имеет. Суду пояснил, что местом жительства является <адрес>, где он проживает у брата-ФИО7, после окончания учебы намеревается жить и работать в <адрес>.
<дата> ФИО1 постановлением администрации МО МР «Корткеросский» ХХХ включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, однако, на момент рассмотрения спора судом, жилым помещением не обеспечен.
Из материалов дела следует, что закрепленного за истцом жилья не имеется. Сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество на имя Отева Н.Э. в ЕГРП отсутствуют.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, введенной п. 5 ст. 3 Федерального закона от 29.02.2012 № 15 – ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает обязанность обеспечения указанной категории граждан жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства. При этом, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159 в новой редакции «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 01 января 2013 г. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 7 ст. 8 Федерального закона по договорам найма специализированные жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Орган исполнительной власти субъекта Российской федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 настоящей статьи.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия по заявлению в письменной форме.
Закон Республики Коми от 07.12.2012 N 104-РЗ (ред. от 03.06.2014) "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" наделил органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми (далее - органы местного самоуправления) государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также государственными полномочиями по формированию списка таких детей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда (ч. 1, 3 ст. 1).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Отев Н.Э. имеет право на предоставление ему жилого помещения вне очереди как лицо, оставшееся без попечения родителей.
В рассматриваемом случае обязанность по предоставлению жилья детям из категории детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на АМР «Корткеросский».
С учетом позиции Конституционного суда Республики Коми от 11 июля 2011 г., а также принципа правовой определенности, в целях обеспечения реализации социальных гарантий граждан, при определении размера площади предоставляемого жилья следует руководствоваться положениями Закона Республики Коми от 04 июля 2006 г. № 54-РЗ, в соответствии с которым жилое помещение предоставлялось указанным категориям граждан в виде отдельной квартиры общей площадью 33 кв.м. как одиноким гражданам.
Таким образом, исковые требования прокурора о возложении на администрацию МР «Корткеросский» обязанности по предоставлению Отеву Н.Э. жилого помещения на условиях найма специализированного жилого помещения размером не менее 33 кв.м. общей площади на территории МО СП «Корткерос» являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что нет необходимости в удовлетворении иска, поскольку Отеву Н.Э. не было отказано в предоставлении жилого помещения, оно не предоставлено по причине отсутствия средств на приобретение или строительство, не могут служить основанием для отказа в иске.
Руководствуясь ст. 197 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Корткеросского района удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Корткеросский» предоставить Отеву Н.Э., <дата> г.р., на территории муниципального образования сельского поселения «Корткерос» Корткеросского района Республики Коми благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее требованиям санитарного и технического законодательства, на условиях договора найма специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее 33 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РК в течение месяца со дня вынесения решения через Корткеросский районный суд РК
Судья С.В. Яранова