Каспийский городской суд РД
судья Сунгуров Р.Г.
номер дела в суде первой инстанции №2а-1200/2020
УИД: № 05RS0021-01-2020-000038-72
номер дела в суде апелляционной инстанции № 33-1964/2021
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 апреля 2021 года г.Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Биремовой А.А.,
судей Минтемировой З.А. и Османова Т.С.,
при секретаре судебного заседания Султановой А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, гражданское дело по иску МК к ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании незаконным решения ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о снятии его и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях и обязании ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ восстановить на учете нуждающихся в жилых помещениях в составе 7 человек.
Заслушав доклад судьи Минтемировой З.А., судебная коллегия
установила:
МК обратился в суд с иском к ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Югрегионжилье») о признании незаконным решения ФГКУ «Югрегионжилье» о снятии его и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях и обязании ФГКУ «Югрегионжилье» восстановить на учете нуждающихся в жилых помещениях в составе 7 человек. В обоснование иска было указано, что приказом командующего войсками Южного военного округа от 11 июля 2018 года №71 он уволен с военной службы по контракту по состоянию здоровья. Выслуга лет военной службы в календарном исчислении составила 23 года. На него распространяются гарантии и компенсации, установленные законодательством РФ, в частности Федеральным законом РФ от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Решением ФГКУ «Югрегионжилье» от 16 августа 2018 года №221 истец и его семья: супруга - МА, дочь - АМ, сын - РМ, сын - СМ, всего 5 человек, были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях с <дата>. Категория - внеочередник. При этом за период с момента принятия на учет ответчик бездействовал в реализации права истца на жилищное обеспечение. Решением от 20 мая 2019 года №12 истец и его семья сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. О данном решении истец своевременно и в установленном порядке не был уведомлен. Копию решения он получил через военный комиссариат Республики Дагестан 28 декабря 2019 года. Такое решение ответчика считает необоснованным и незаконным, поскольку в качестве основания для снятия с учета со ссылкой на п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, приводятся непонятные обстоятельства, установленные апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 23 мая 2018 года. При этом, в нарушение требований части 2 той же статьи, какие именно обстоятельства, в решении не раскрываются. Решение о снятии принято спустя почти год с момента якобы установления обстоятельств апелляционным определением Северо-Кавказского окружного военного суда от 23 мая 2018 года. ФГКУ «Югрегионжилье» было стороной по делу, по которому он оспаривал отказ во включении его родителей в качестве членов его семьи в список нуждающихся в получении жилых помещений, следовательно, ответчик знал о приводимых обстоятельствах еще за год до принятия своего решения о снятии с учета.
Решением Кировского районного суда г. Махачкалы от 5 августа 2014 года, вступившим в законную силу, членами его семьи признаны также его родители: КС - отец и СТ - мать. Считает незаконными действия ответчика по снятию его и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях. Он своего согласия на снятие с учета не давал и об этом его не уведомляли. Просит удовлетворить его исковые требования.
Решением Каспийского городского суда Республики Дагестан от 24 декабря 2020 года в удовлетворении исковых требований МК было отказано.
Не согласившись с решением суда, истец МК подал на него апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
Согласно пп. 4 ч.4 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
При наличии оснований, предусмотренных ч. 4 названной статьи Кодекса, суд апелляционной инстанции рассматривает
дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ (ч. 5 ст. 330 ГПК РФ).
Как видно из материалов дела, суд первой инстанции рассмотрел дело без привлечения к участию в деле МА (супруги), детей – АМ, РМ, СМ и матери – СТ, которые являются членами семьи истца, и чьи интерсы могут быть затронуты принятым по делу судебным актом.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 16 апреля 2021 года судебная коллегия перешла к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Обеспечение права каждого на жилище (часть 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации) является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 15 вышеуказанного Закона военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 13 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ предусмотрено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает десять лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров воинских частей не более чем за три года до увольнения с военной службы до достижения предельного возраста пребывания на военной службе.
В соответствии с п. 1 ст. 23 приведенного выше Федерального закона, военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года № 1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации», в целях организации деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации по исполнению требований Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно», а также Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма и Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280, в качестве уполномоченного органа Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований указанных Постановления и Инструкций определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512, Признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и пункта 12 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ), уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы).
Согласно ст.ст. 15, 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», федеральный орган исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в том числе Министерство обороны РФ, несет обязанность по обеспечению жильем военнослужащих, проходящих военную службу в настоящее время, либо уволенных с военной службы и принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в установленном порядке до момента увольнения.
В силу пп. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Из материалов дела следует, что приказом от 11 июля 2018 года №71 командующего войсками Южного военного округа майор МК досрочно уволен с военной службы в запас по стоянию здоровья. МК имеет на момент увольнения выслугу лет в Вооруженных силах РФ в календарном исчислении 23 года 5 месяцев, в льготном – 27 лет 11 месяцев.
Решением Кировского районного суда г.Махачкалы от 5 августа 2014 года, вступившим в законную силу 8 сентября 2014 года, требования МК удовлетворены, членами его семьи признаны родители истца – КС и СТ
31 октября 2020 года КС, отец истца, умер, что подтверждается свидетельством о смерти (II- №), выданным отделом ЗАГС Управления ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан в г.Махачкале.
Решением ФГКУ «Югрегионжилье» от 15 ноября 2017 года №172 МК и членам его семьи отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, на основании сведений о том, что МК являлся собственником 1/5 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Данное помещение принадлежало собственнику на основании договора передачи от <дата>. Выдавший орган - Страховая медицинская фирма «Элексир» от имени Вологодского отделения северной железной дороги. В последующем, по договору дарения СК свою долю прав на недвижимое имущество (1/5 доли) передал своему брату, тем самым намеренно ухудшил свои жилищные условия.
Решением Махачкалинского гарнизонного суда от 7 марта 2018 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 23 мая 2018 года, в удовлетворении требований МК об оспаривании действий начальника ФГКУ «Югрегионжилье», связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, было отказано.
Решением ФГКУ «Югрегионжилье» от 16 августа 2018 года №221 «О принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях» майор МК и члены его семьи: супруга – МА, дети – АМ, РМ, СМ с 13 июня 2018 года были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с формой обеспечения – жилищная субсидия.
Решением ФГКУ «Югрегионжилье» от 20 мая 2019 года №12 МК и члены его семьи вновь сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании обстоятельств, установленных апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 23 мая 2018 года №33а-598/2018.
Согласно пп. «а», «б» п.7 Правил основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются отсутствие у него жилой площади, либо наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
При этом не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры) и/или забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам), а также в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья (пп. «а», «б», «д» п. 10 Правил).
Как следует из материалов дела, по договору от 2 марта 1993 года Вологодским отделением Северной железной дороги Министерства путей сообщения МК в составе семьи своего отца бесплатно предоставлена 1/5 доля жилого помещения, что составляет 11,26 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 56,3 кв.м.
Основанием для заключения данного договора являлся Закон РСФСР от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» с учетом изменений, внесенных Законом РФ от 23 декабря 1992 года № 4199-1, что свидетельствует о предоставлении истцу жилья из государственного жилищного фонда.
29 апреля 2013 года МК принадлежащую ему долю указанного жилого помещения по договору дарения передал своему брату - СК
Согласно ч.2 ст.19 ЖК РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный, при этом непосредственно государственный жилищный фонд есть совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации).
В соответствии со ст.6 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, к государственному жилищному фонду относились жилые помещения, находившиеся в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Поэтому в случае получения жилого помещения из государственного жилищного фонда, а до 1 марта 2005 года - из фонда местных Советов народных депутатов и ведомственного жилищного фонда, гражданин считается обеспеченным жильем за счет государства.
Вместе с тем, исходя из содержания ч.1 ст.51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
С учетом приведенных выше правовых норм и установленных обстоятельств по делу, и того, что состав семьи МК с учетом фактически проживающих с ним членов его семьи: супруги – МА, детей – АМ, РМ, СМ и матери истца - СТ, составляет (с учетом уточнений истца в требования в суде апелляционной инстанции) шесть человек, при общей площади жилого помещения, принадлежавшего МК – 11,26 кв.м., в связи с чем этот размер, приходящийся на каждого члена семьи истца в избранном МК месте жительства – г.Москве, составляет менее учетной нормы, установленной ст.9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».
Кроме того, в материалах дела отсутствуют и не представлены суду апелляционной инстанции доказательства, подтверждающие, в том числе, факт предоставления МК жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, по линии Министерства обороны России во исполнение положений абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в связи с чем, судебная коллегия полагает, что решение ФГКУ «Югрегионжилье» от 20 мая 2019 года №12 о снятии МК и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, не может быть признано законным.
Согласно пункта 17 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договорам социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу.
В соответствии с пунктом 18 Инструкции с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 Инструкции.
Между тем, редакция пункта 17 Инструкции (как и Инструкция в целом) не оговаривает случаи не освобождения военнослужащим жилого помещения в случае его убытия к новому месту жительства. Более того, рекомендуемый образец справки о сдаче жилья (приложение № 10 к Инструкции) содержит несколько условий ее выдачи, как-то: «сдал», «оставил бывшим родственникам», «приватизировал».
Следовательно, каких-либо запретов на повторное предоставление МК жилого помещения Инструкция также не содержит.
Исходя из анализа приведенных правовых норм о наличии законных оснований (статья 51 ЖК РФ), МК вправе быть признанным уполномоченным органом Министерства обороны РФ нуждающимся в получении жилого помещения. Кроме того, ни одно из предусмотренных ст. 51 ЖК РФ оснований, не содержит запрета на признание граждан нуждающимся в улучшении жилищных условий в случае не сдачи ими ранее полученного жилого помещения.
При таких обстоятельствах истцу не может быть отказано в признании нуждающимся в получении жилого помещения по мотивам отсутствия справки о сдаче ранее полученного жилого помещения, если указанная справка объективно не может быть представлена военнослужащим по независящим от него причинам, но имеются другие данные, свидетельствующие о его нуждаемости в получении жилого помещения.
При таких данных МК правомерно поставлен вопрос о признании его нуждающимся в жилом помещении.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных МК требований о признании незаконным решения ФГКУ «Югрегионжилье» о снятии его и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях и обязании ФГКУ «Югрегионжилье» и восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях в составе шести человек в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 24 декабря 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации №12 от 20 мая 2019 года о снятии МК и членов его семьи в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации рассмотреть вопрос о восстановлении МК и членов его семьи на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в составе шести человек.
Председательствующий:
Судьи: