Дело № 66а-2320/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 14 мая 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В.,
судей Синьковской Л.Г.,
Васильевой Т.Г.,
прокурора Слободина С.А.
при ведении протокола помощником судьи Тютюником Н.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-22/2020 по апелляционной жалобе Гриминовой Л.А. на решение Орловского областного суда от 2 марта 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Гриминовой Л.А. к Правительству Орловской области о признании недействующим в части постановления Правительства Орловской области от 29 мая 2009 года №43 «Об установлении денежной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» (в редакции от 18 февраля 2020 года №83).
Заслушав доклад судьи Васильевой Т.Г., заключение прокурора Слободина С.А., судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Гриминова Л.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими отдельных положений Порядка осуществления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в Орловской области (Приложение 2), утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 29 мая 2009 года №43 «Об установлении денежной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» (в редакции от 18 февраля 2020 года №83): абзаца 1 пункта 1.3.13. в части слов «газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов», абзаца 4 пункта 1.3.13. в части слов «на детей в возрасте до 18 лет, а также на детей до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по очной форме обучения по основным образовательным программам, лиц, состоящих на иждивении, факт которого установлен в судебном порядке»; абзаца 7 пункта 3.13 в части слов «пропорционально установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области нормативам потребления коммунальных ресурсов на соответствующие цели», как противоречащих законодательству, имеющему большую юридическую силу, и не подлежащих применению в части ограничения размера ежемесячной компенсации долей расходов педагогических работников (без учета совместно проживающих с ними членов семьи), а также нормативами потребления коммунальных ресурсов.
В обоснование заявленных требований указала, что она относится к числу лиц, являвшихся педагогическими работниками и достигших возраста, дающего право на пенсию, проживающих в сельской местности, и является получателем мер социальной поддержки в соответствии с оспариваемым нормативным правовым актом с 3 февраля 2014 года. До 1 сентября 2019 года, ей возмещались расходы на оплату жилья и коммунальных услуг в полном объеме согласно фактически понесенным затратам с учетом членов семьи. С 1 сентября 2019 года в связи с принятием постановления № 484 от 23 августа 2019 года она стала получать ежемесячную компенсацию расходов на оплату газоснабжения только в части отопления жилого помещения, предоставляемой с выделом доли получателя компенсации (без членов семьи), в также с применением норматива потребления.
Гриминова Л.А. считает, что принятые постановления существенно ущемляют ее права и законные интересы по сравнению с уровнем гарантий, установленных статьей 55 утратившего силу Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», в редакции, действовавшей до 11 января 2011 года, и статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на день вступления в силу указанного закона.
Решением Орловского областного суда от 2 марта 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Гриминова Л.А. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
Считает, что судом нарушены нормы материального права, поскольку действующее федеральное законодательство гарантирует право на компенсацию жилья, отопления и освещения для педагогических работников, в том числе вышедших на пенсию, и членов семьи, которые не исключены из числа получателей мер социальной поддержки, компенсация должна возмещать затраты на оплату жилья в полном объеме.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором Орловской областной прокуратуры, участвовавшем в деле, Департаментом социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области поданы возражения, в которых просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции участники процесса не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Административный истец Гриминова Л.А. представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Из материалов дела следует, что 29 мая 2009 года Правительством Орловской области принято постановление № 43 «Об установлении денежной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», которым утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в Орловской области (Приложение 2).
Постановлением Правительства Орловской области от 28 октября 2013 года № 363 преамбула названного постановления дополнена ссылкой на Закон Орловской области от 6 сентября 2013 года № 1525-ОЗ «Об образовании в Орловской области», а раздел I «Общие положения» дополнен пунктом 1.3.13. о предоставлении ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам государственных образовательных организаций Орловской области, муниципальных образовательных организаций в размере 100 процентов расходов по оплате жилого помещения, освещения, отопления, газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов.
В соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 12 марта 2014 года № 60 пункт 1.3.13. Порядка осуществления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в Орловской области (далее по тексту - Порядок) изложен в новой редакции, которой к категории получателей ежемесячной денежной компенсации отнесены также педагогические работники, вышедшие на пенсию, проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), расположенных на территории Орловской области, при условии наличия стажа работы в образовательных организациях, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), не менее десяти лет на день выхода на пенсию.
Постановлениями Правительства Орловской области от 23 августа 2019 года № 484, от 12 декабря 2019 года № 683 и от 18 февраля 2020 года № 83 в указанный Порядок внесены изменения в отношении указанных категорий педагогических работников.
Пунктом 1.3.13. Порядка предусмотрено, что ежемесячная денежная компенсация назначается в размере 100 процентов расходов по оплате жилого помещения, освещения (в случаях отсутствия раздельного учета потребления электроэнергии на освещение жилого помещения и иные нужды - электроснабжения), отопления, газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов: педагогическим работникам государственных образовательных организаций Орловской области, муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятым по основному месту работы независимо от выполнения ими объема учебной нагрузки (абзац 2); лицам, проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), расположенных на территории Орловской области, являвшимся педагогическими работниками и достигшим возраста (приобретшим иное основание), дающего право на пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим по состоянию на 1 октября 2018 года, при условии наличия стажа работы в образовательных организациях, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), не менее десяти лет на день выхода на пенсию (абзац 3).
Абзац 4 пункта 1.3.13 Порядка предусматривает, что ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов расходов по оплате жилого помещения, освещения (в случаях отсутствия раздельного учета потребления электроэнергии на освещение жилого помещения и иные нужды - электроснабжения), отопления, газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов распространяется также на членов семьи лиц, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта: детей в возрасте до 18 лет; детей до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по очной форме обучения по основным образовательным программам; лиц, состоящих на иждивении, факт которого установлен в судебном порядке.
Абзацем 7 пункта 3.13 Порядка, который введен в действие с 1 января 2014 года постановлением Правительства Орловской области от 6 декабря 2013 года № 413, установлено, что в случаях, когда природный газ либо тепловая энергия, расходуемые на отопление жилого помещения и иные цели, учитываются по одному прибору учета, объемы потребления указанных коммунальных ресурсов на отопление и иные цели, а также суммы платежей за отопление и иные цели рассчитываются пропорционально установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области нормативам потребления коммунальных ресурсов на соответствующие цели.
Проверив законность оспариваемых положений нормативных актов субъекта Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушения норм Федерального законодательства при их принятии.
Согласно части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальной защиты граждан, жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 данной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5).
На основании части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Пункт 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-I «Об образовании», на который ссылается административный истец, предусматривал право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. В данной редакции статья действовала до 11 января 2011 года.
Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ в статью 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» внесены изменения.
Вместо права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением установлено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-I «Об образовании» утратил силу с 1 сентября 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии с частью 8 статьи 47 указанного Закона педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Поскольку законодатель предоставил субъектам Российской Федерации самостоятельно определять размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной защиты, 6 сентября 2013 года принят Закон Орловской области от № 1525-ОЗ «Об образовании в Орловской области», часть 2 статьи 15 которого предусматривает право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения для проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), расположенных на территории Орловской области, лиц, являвшихся педагогическими работниками и достигших возраста (приобретших иное основание), дающего право на пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим по состоянию на 1 октября 2018 года, при условии наличия стажа работы в образовательных организациях, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), не менее десяти лет на день выхода на пенсию. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются Правительством Орловской области.
В целях реализации указанной нормы закона принято постановление Правительства Орловской области № 43 от 29 мая 2009 года «Об установлении денежной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», в который в последующем вносились изменения. Оспариваемые положения постановления не противоречат нормам действующего федерального законодательства. Довод административного истца о наличии у нее права на получение ежемесячной денежной компенсации с учетом совместно проживающих членов семьи: мужа и совершеннолетнего сына, является несостоятельным, основанным на ошибочном толковании норм действующего федерального законодательства, которое гарантирует право на компенсацию оплаты жилья, отопления и освещения исключительно для педагогических работников, тогда как закон субъекта Российской Федерации предоставил дополнительные льготы бывшим педагогическим работникам, вышедшим на пенсию.
Рассматривая данное дело, суд правильно определил значимые для дела обстоятельства, сделал подробный анализ законодательства, регулирующего спорные отношения, правильно применил нормы материального и процессуального права, оснований для отмены решения Орловского областного суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Орловского областного суда от 2 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гриминовой Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи