Решение по делу № 12-131/2023 от 28.09.2023

№ 12-131/2023

63RS0027-01-2023-003034-34

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

    10 ноября 2023 года г.о. Тольятти

    Судья Ставропольского районного суда Самарской области Матюшенко И.А.,

с участием:

лица, привлекаемого к административной ответственности – Главы сельского поселения Хрящевка Ставропольского района Самарской области – Василика К.Э.,

защитника – Варламова В.В.,

начальника отделения дознания ОНД по м.р. Ставропольский ГУ МЧС России по Самарской области – Мишунина А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и.о. главы сельского поселения Хрящевка м.р. Ставропольский Самарской области Валиуллова И.К. на постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по м.р. Ставропольский управления МЧС России по Самарской области заместитель главного государственного инспектора м.р. Ставропольский по пожарному надзору Петрова В.А. от 14 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица – администрации с.<адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по м.р. Ставропольский управления МЧС России по Самарской области заместитель главного государственного инспектора м.р. Ставропольский по пожарному надзору Петрова В.А. от 14 сентября 2023 года юридическое лицо – администрация с.<адрес> м.р. Ставропольского района Самарской области было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, и.о. главы с.<адрес> Валиуллов И.К. обратился в суд с жалобой, мотивировав ее тем, что территория земельного участка с координатами 53.803462 49.106933 расположена в границах единого землепользования участка с кадастровым номером 63:32:0000000:8000, который находится в общей долевой собственности в границах бывшего совхоза «Хрящевский», за границами населенного пункта. Считает, что в действиях администрации с.<адрес> м.р. Ставропольский Самарской области отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку не наделена полномочиями по устранению нарушений требований пожарной безопасности на территории земельного участка с координатами 53.803462 49.106933. Решение указанного вопроса не отнесено к вопросам местного значения сельского поселения действующим законодательством РФ.

В судебном заседании Глава сельского поселения Хрящевка Ставропольского района Самарской области Василик К.Э. поддержал в полном объеме жалобу по изложенным в ней доводам, просил постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по м.р. Ставропольский управления МЧС России по Самарской области заместитель главного государственного инспектора м.р. Ставропольский по пожарному надзору Петрова В.А. от 14 сентября 2023 года отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Начальник отделения дознания ОНД по м.р. Ставропольский ГУ МЧС России по Самарской области – Мишунин А.Н. в судебном заседании указал, что постановление от 14.09.2023 года вынесено законно и обоснованно. Просит постановление от 14.09.2023 года оставить без изменения, а жалобу и.о. главы с.<адрес> Валиуллова И.К. без удовлетворения.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующим выводам.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Как следует из представленных материалов, 27.07.2023 в 20:00 и 30.07.2023 в 16:20 по адресу м.р. Ставропольский с. Хрящевка, ул. Фермерская, напротив уч. №5 (координаты 53.803462, 49.106933) произошли пожары, как установлено административным органом, в связи нарушениями требований пожарной безопасности юридическим лицом – администрацией с.<адрес>, а именно: п.69 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479, на территории общего пользования сельского поселения устроена свалка горючих отходов.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления старшим инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по м.р. Ставропольский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области – государственным инспектором м.р. Ставропольский по пожарному надзору Карпушкиным С.С. протокола № 90 от 08.08.2023 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и вынесения постановления о назначении административного наказания.

Вместе с тем, с данным постановлением должностного лица согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, в том числе между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности урегулированы Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

В силу ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона от 28.05.2017 N 100-ФЗ, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности, особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, установленные органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.

Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, руководители органов местного самоуправления.

Статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» установлены права и обязанности должностных лиц в области пожарной безопасности.

В соответствии с указанной статьей должностные лица обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона от 30.12.2015 N 448-ФЗ, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении).

Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ, действовавшей на момент возникновения обязательств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Из ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», следует, что органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Муниципальное образование состоит из городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.

Полномочия каждого из органов местного самоуправления определены в статьях 14 - 16.2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Перечень вопросов местного значения для видов муниципальных образований является закрытым (исчерпывающим).

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится в числе прочего, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Таким образом, соблюдение требований пожарной безопасности в населенных пунктах обеспечивается путем выполнения первичных мер пожарной безопасности.

В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила).

Правила противопожарного режима в Российской Федерации содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно п. 67 Правил правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.

Из материалов дела и представленных к жалобе материалов следует, что территория земельного участка с координатами 53.803462 49.106933, (кадастровый квартал 63:32:0000000:8000) находится в общей долевой собственности в границах бывшего совхоза «Хрящевский», то есть за границами населенного пункта.

В соответствии с данными ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 63:32:0000000:8000 (единое землепользование) принадлежит на праве общей долевой собственности физическим лицам.

Таким образом, земельный участок находится в собственности и пользовании физических лиц, соответственно обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности возложена на собственников земельных участков, в связи с чем, в рассматриваемом деле юридическое лицо – администрация с.<адрес> является ненадлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Таким образом, постановление должностного лица по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях юридического лица – администрации с.<адрес> состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по м.р. Ставропольский управления МЧС России по Самарской области заместитель главного государственного инспектора м.р. Ставропольский по пожарному надзору Петрова В.А. от 14 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ – отменить в связи с отсутствием в действиях юридического лица – администрации с.<адрес> состава административного правонарушения.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, а также опротестовано прокурорам по правилам ст.ст. 30.1-30.3 КоАП РФ, в течение 10 суток в Самарский областной суд со дня его вручения или получения копии решения.

Решение по делу об административном правонарушении может быть также обжаловано в Самарский областной суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении.

Судья Ставропольского районного суда

Самарской области И.А. Матюшенко

12-131/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Администрация с.п. Хрящевка м.р. Ставропольский
Суд
Ставропольский районный суд Самарской области
Судья
Матюшенко И.А
Статьи

20.4

Дело на странице суда
stavropolsky.sam.sudrf.ru
29.09.2023Материалы переданы в производство судье
26.10.2023Судебное заседание
10.11.2023Судебное заседание
16.11.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
21.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2023Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
11.12.2023Вступило в законную силу
15.12.2023Дело оформлено
10.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее