Решение по делу № 33-9286/2023 от 27.09.2023

Судья Апокин Д.В.                                          дело № 33-9286/2023

2-2222/2023

64RS0047-01-2023-002069-98

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 декабря 2023 года                                                                                             г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Паршиной С.В.,

судей Зотовой Ю.Ш., Перовой Т.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Юдниковым В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Октябрьского района г. Саратова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к товариществу собственников жилья «Восток» о возложении обязанности организовать места накопления твердых бытовых отходов по апелляционной жалобе товарищества собственников жилья «Восток» на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 12 июля 2023 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Зотовой Ю.Ш., объяснения представителя ответчика ТСЖ «Восток» - Новосельцеву Н.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя процессуального истца прокуратуры Октябрьского района г. Саратова - Капитана С.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

заместитель прокурора Октябрьского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к товариществу собственников жилья «Восток» (далее по тексту - ТСЖ «Восток») о возложении обязанности организовать накопление, сбор и вывоз отходов путем оборудования для многоквартирного дома № по <адрес> контейнерной площадки, отвечающей требованиям СанПин 2.1.3684-21.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Осмотром установлено, что на прилегающей к дому территории по адресу: <адрес> контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов (далее по тексту - ТКО) не оборудованы в соответствии с требованиями действующего законодательства, площадки не включены в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования «Город Саратов», а также отсутствуют в схеме расположения мест (площадок) накопления ТКО общего пользования г. Саратова. Управляющей организацией в данном доме является                        ТСЖ «Восток», которой не организовано оборудование придомовых территорий контейнерными площадками для сбора и вывоза ТКО, мусор складируется в иных не предусмотренных для накопления отходов местах, что приводит к его возгоранию, деградацию плодородного слоя почвы, а также к возникновению и распространению инфекционных заболеваний среди населения муниципального образования. Неисполнение ответчиком требований законодательства, непринятие мер по организации сбора и вывоза отходов, отсутствие оборудованной контейнерной площадки и соответствующих контейнеров создает угрозу нарушения экологической безопасности и нарушения прав на благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц, в том числе жителей Октябрьского района г. Саратова.

Указанные обстоятельства послужили основаниям для обращения истца в суд с настоящими исковыми требованиями.

Решением Октябрьского районного суда г. Саратова от 12 июля 2023 года исковые требования удовлетворены, на ТСЖ «Восток» возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать место сбора и вывоза твердых бытовых отходов у многоквартирного дома расположенного по адресу: <адрес>, а также обеспечить его содержание.

Не согласившись с постановленным судебным актом, ТСЖ «Восток» подало апелляционную жалобу, по мотивированным доводам которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске. В обоснование доводов жалобы автор жалобы указывает, что судом первой инстанции не применены нормы права, подлежащие применению, а выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам рассматриваемого дела. ТСЖ «Восток» указывает, что имеющаяся у товарищества контейнерная площадка была оборудована за счет средств товарищества, на основании решения комиссии Октябрьского района г. Саратова по вопросу размещения контейнерной площадки № 94 от 02 августа 2012 года, которым было согласовано место установки контейнерной площадки в проезде вдоль торцевой стены гаража ГСК «Малютка-95». Представленные в материалы дела доказательства (договор на оказание услуг, решение комиссии) подтверждают, что ответчик надлежащим образом организовал место сбора ТБО и обслуживает данную площадку за свой счет. Спорная контейнерная площадка соответствует требованиям СНИП и СанПиН. Полагает, что представленным стороной ответчика доказательствам, судом первой инстанции не дана надлежащая оценка.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, доказательств уважительных причин неявки суду не представили, в связи с чем, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ТСЖ «Восток» с 10 июня 2011 года является организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом по адресу:                  <адрес>, что не оспаривалось сторонами и подтверждается сообщением Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 28 июня 2023 года.

01 августа 2011 года между МУП БКО «СпецАТХ» (исполнитель) и                      ТСЖ «Восток» (заказчик) заключен договор № 3489, согласно которому исполнитель оказывает услуги по вывозу и приему бытовых отходов (за исключением строительного мусора) с территории и объектов заказчика с последующим их складированием и захоронением на городском полигоне, а заказчик принимает и оплачивает услуги в соответствии с условиями настоящего договора.

Дополнительным соглашением от 05 октября 2012 года к договору № 3489 от 01 августа 2011 года стороны установили расчет стоимости услуг, а также адрес контейнерной площадки: <адрес>

Решением комиссии Октябрьского района по вопросу размещения контейнерной площадки № 94 от 02 августа 2012 года согласовано место установки контейнерной площадки для <адрес> <адрес> вдоль торцевой стены гаража ГСК «Малютка-95».

02 марта 2015 года между ООО «Экострой» (исполнитель) и ТСЖ «Восток» (заказчик) заключен договор № 37 на оказание услуг по вывозу ТКО и крупногабаритных отходов.

01 июля 2016 года стороны пришли к соглашению о расторжении договора            № 37, заключенного 02 марта 2015 года между ООО «Экострой» и ТСЖ «Восток».

01 июля 2016 года между ООО «Экотехника» (исполнитель) и ТСЖ «Восток» (заказчик) заключен договор, согласно которому исполнитель обязуется оказать заказчику услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно акту установки евроконтейнеров от 06 сентября 2016 года,                    ООО «Экотехника» по адресу: <адрес> установило 1 (один) пластиковый евроконтейнер для временного накопления твердых коммунальных отходов, подлежащих вывозу в соответствии с заключенным между сторонами договором № 470 на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов от              01 июня 2016 года.

Соглашением от 01 января 2018 года к договору на оказание услуг № 470 от           01 июля 2016 года стороны установили стоимость услуг по указанному договору.

12 августа 2018 года между АО «Управление отходами» (региональный оператор) и ТСЖ «Восток» (потребитель) заключен договор № 55/111/0002259, согласно которому региональный оператор обязуется обеспечить прием твердых коммунальных отходов в объеме и месте, которые определены настоящим договором, а также их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Представленные фотоматериалы подтверждают факт расположения контейнерной площадки для сбора ТБО вблизи гаражных боксов.

Из акта проверки администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» от 07 июня 2023 года следует, что территория, прилегающая к многоквартирному дому по адресу: <адрес> не оборудована контейнерной площадкой для сбора твердых коммунальных отходов, такие площадки не включены в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования «Город Саратов», а также отсутствуют в схеме расположения мест (площадок) накопления ТКО общего пользования города Саратова.

20 июня 2023 года прокуратурой Октябрьского района г. Саратова в адрес председателя ТСЖ «Восток» направлено представление о необходимости принять меры по обустройству контейнерной площадки на дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту - ЖК РФ), ст. ст. 8, 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от              31 августа 2018 года № 1039, установив отсутствие сведений об организации контейнерной площадки, доказательств исполнения обязанности по согласованию создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов или включения полных сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, возложив на ТСЖ «Восток» обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать место сбора и вывоза твердых бытовых отходов у многоквартирного дома расположенного по адресу: <адрес>, а также обеспечить его содержание.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается по следующим основаниям.

Статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, помимо прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В соответствии с п. 1 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ, п. 2 Правил № 1039 места накопления (площадка) ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

С целью проверки доводов апелляционной жалобы, судебной коллегией были истребованы, приобщены и исследованы новые доказательства. Данные доказательства отвечают требованиям относимости и допустимости, обстоятельства, в подтверждение которых они были представлены, судебная коллегия считает установленными.

Согласно представленному ТСЖ «Восток» экспертному заключению                № 11154 от 13 ноября 2023 года, подготовленного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области», контейнерная площадка для накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирного дома по адресу: <адрес> (ТСЖ «Восток») соответствует требованиям                                СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

По сообщению администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» от 27 ноября 2023 года № 01-25/10849 многоквартирный дом по адресу: <адрес>, находящийся в управлении ТСЖ «Восток» имеет общую площадь всех помещений 4495 м2. В соответствии с методическими рекомендациями по формирования тарифов на услуги по уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов и приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 27 сентября 2022 года №481 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области» для накопления ТКО гражданами вышеуказанного многоквартирного дома необходим 1 контейнер объемом 1,1 м3 (либо 2 контейнера объемом 0,75 м3). Место (площадка) накопления ТКО расположено на муниципальной неразграниченной территории, имеет металлическое ограждение с трех сторон, навес. При формировании реестра в 2018 году площадка внесена в реестр как фактически имеющаяся («бесхозяйная») в целях недопущения образования несанкционированной свалки, т.к. места (площадки) накопления ТКО отсутствующие в реестре Саратовским филиалом АО «Ситиматик» не обслуживаются. Также глава администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» отмечает, что в соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов», утвержденными Решением Саратовской городской Думы от 25 декабря            2018 года №45326, распоряжением комитета по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» от 12.11.2019-р «Об утверждении архитектурно художественных требований к внешнему виду и типу ограждения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Саратов», установлены требования к внешнему виду мест (площадок) накопления ТКО. Актуальная редакция требования утверждена распоряжением комитета по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» от 30 октября 2023 года №2-р «Об утверждении архитектурно-художественных требований к внешнему виду и типу ограждения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Саратов». Информация о требованиях и эскизы допустимых на территории муниципального образования «Город Саратов» мест (площадок) накопления ТКО размещены на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Саратов» https://www.saratovmer.ru/reestrTKO/ в разделе «Нормативные документы». Место (площадка) накопления ТКО расположенное по адресу: <адрес> не соответствуют вышеуказанным требованиям.

Вместе с тем, как следует из п. 2 распоряжения комитета по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» № 2-р от 30 октября 2023 года «Об утверждении архитектурно-художественных требований к внешнему виду и типу ограждения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Саратов» настоящие архитектурно-художественные требования не распространяются на места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, созданных до даты вступления их в силу, и соответствующие архитектурно-художественным требованиям, утвержденным распоряжением комитета по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» № 7-р от 12 ноября 2019 года.

Поскольку спорная контейнерная площадка была создана в 2012 году, то в силу п. 2 указанного распоряжения, ее архитектурно-художественные требования не должны соответствовать архитектурно-художественным требованиям, утвержденным распоряжением комитета по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» № 2-р от 30 октября 2023 года.

Доказательств несоответствия спорной контейнерной площадки требованиям распоряжения комитета по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» № 7-р от 12 ноября 2019 года, в материалы дела не представлено.

В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 7.6. Решения Саратовской городской Думы от 27 сентября                2007 года № 20-185 (в редакции от 29 сентября 2011 года, действовавшей на дату принятия комиссией решения о согласовании места установки контейнерной площадки - 02 августа 2012 года) контейнеры и бункеры-накопители размещаются (устанавливаются) на специально оборудованных контейнерных площадках. Места размещения контейнерных площадок по обращению субъектов, ответственных за благоустройство территории, определяются комитетом по архитектуре и градостроительству по согласованию с органами Роспотребнадзора.

Согласно представленному Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в г. Саратове ответу от 27 ноября 2023 года на требование прокурора Октябрьского района г. Саратова, содержание спорной контейнерной площадки не соответствует требованиям СанПин 2.1.3684-21, поскольку в адрес Территориального отдела заявки на создание места (площадки) накопления ТКО, расположенной по адресу: <адрес>, не поступали.

Вместе с тем, как следует из решения № 94 от 02 августа 2012 года комиссии Октябрьского района по вопросу размещения контейнерной площадки, в состав комиссии входили представители комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству, Роспотребнадзора по Саратовской области, администрации Октябрьского района г. Саратова, МУП БКО «СпецАТХ». Возражений по вопросу согласования места установки контейнерной площадки для дома № по <адрес>, никто из состава комиссии не заявил, решение подписано без замечаний.

Учитывая изложенное, судебная коллегия критически относится к сообщению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в                     г. Саратове от 27 ноября 2023 года о несоответствии спорной контейнерной площадки санитарно-эпидемиологическим требованиям, поскольку ее размещение было согласовано представителем Роспотребнадзора не каких-либо замечаний и возражений.

Иных доказательств, подтверждающих несоответствие контейнерной площадки санитарно-эпидемиологическим и строительно-архитектурным требованиям, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлено.

Доказательств того, что строительство многоквартирного дома, расположенного напротив контейнерной площадки началось до ее согласования решением комиссии Октябрьского района, в материалы дела также не представлено.

Судебная коллегия принимает во внимание, что решением общего собрания членов ТСЖ «Восток», оформленного протоколом от 02 февраля 2012 года, постановлено обратиться в администрацию Октябрьского района г. Саратова с заявлением о согласовании места по контейнерную площадку для дома № по                  <адрес>. После получения необходимых разрешительных документов оборудовать контейнерную площадку в согласованном месте. Оплату необходимых работ и прочих затрат по оборудованию контейнерной площадки производить без согласования с общим собранием членов товарищества за счет средств статьи расходов «Резерв на текущий ремонт».

Из отчета по исполнению сметы расходов ТСЖ «Восток» на содержание и управление многоквартирным домом за 2012 год, утвержденной решением общего собрания членов ТСЖ «Восток» 25 апреля 2013 года следует, что расходы по оборудованию площадки для мусорного контейнера составили 26 677 рублей                     33 копейки.

Кроме того, представленные ответчиком договоры на оказание услуг по вывозу ТБО также подтверждают наличие у ТСЖ «Восток» контейнерной площадки для сбора ТБО и ее содержание за счет собственных средств.

Учитывая, что контейнерная площадка для накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирного дома по адресу: <адрес> создана на основании решения комиссии Октябрьского района № 94 от 02 августа 2012 года, при создании контейнерной площадки не были нарушены требования правил благоустройства муниципального образования, санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к местоположению контейнерной площадки, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для возложения обязанности на ТСЖ «Восток» по организации накопления, сбора и вывоза отходов путем оборудования для многоквартирного дома № по <адрес> контейнерной площадки не имеется.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда на основании п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 12 июля 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Октябрьского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к товариществу собственников жилья «Восток»                   о возложении обязанности организовать накопление, сбор и вывоз отходов путем оборудования для многоквартирного дома № по <адрес> контейнерной площадки, отвечающей требованиям СанПин 2.1.3684-21 отказать.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 13 декабря 2023 года.

Председательствующий

Судьи

33-9286/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Октябрьского района г. Саратова
Ответчики
ТСЖ Восток
Другие
Новосельцева Наталья Александровна
Администрация октябрьского района муниципального образования «город Саратов»
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области
Суд
Саратовский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sar.sudrf.ru
28.09.2023Передача дела судье
18.10.2023Судебное заседание
22.11.2023Судебное заседание
29.11.2023Судебное заседание
06.12.2023Судебное заседание
26.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.12.2023Передано в экспедицию
06.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее