Решение по делу № 2-217/2021 от 06.04.2021

Дело №2-217/2021

УИД 04RS0019-01-2021-000448-56

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Турунтаево                                              24 мая 2021 года

    Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Туравининой Ю.Ю., при секретаре Омутовой А.А., при участии прокурора Бужеева А.А., материального истца Сидорова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия в защиту жилищных прав лиц из числа детей-сирот Калашникова В. А., Сидорова В. А., Карпова М. О. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, Государственному бюджетному учреждению Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» о понуждении предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Прибайкальского района Республики Бурятия обратился в суд в защиту жилищных прав лиц из числа детей-сирот Калашникова В.А., Сидорова В.А., Карпова М.О. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» о понуждении предоставить иные жилые помещения в <адрес> РБ по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилого фонда, пригодные для проживания, отвечающие требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам, взамен предоставленных ранее жилых помещений по адресу: <адрес>

Исковые требования мотивированны следующим. В ходе проведенной прокуратурой проверки по обращению Калашникова В.А., Сидорова В.А., Карпова М.О. о нарушении их жилищных прав было установлено, что указанные граждане в соответствии с договором найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда получили жилые помещения из специализированного жилищного фонда, сформированного для категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предоставленные жилые помещения расположены по адресу: <адрес>

Срок действия договоров – <данные изъяты> лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Заключением Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим реконструкции.

До настоящего времени вопрос о расселении жильцов указанного дома, предоставлении им иных жилых помещений не решен.

Указанные выше жилые помещения являются собственностью Республики Бурятия и закреплены на праве оперативного управления за ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья».

Квартиры № в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу не пригодны для проживания в настоящее время и не соответствовали установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства на момент их предоставления истцам, что подтверждается вступившим в законную силу приговором <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, которым председатель Комитета по управлению муниципальным хозяйством БНИ привлечен к уголовной ответственности по <данные изъяты> УК РФ, а также заключением эксперта АНО «Единый экспертный центр» МНВ от ДД.ММ.ГГГГ , выполненного в рамках данного уголовного дела.

Приговором суда установлено существенное нарушение прав детей-сирот Калашникова В.А., Сидорова В.А., Карпова М.О., которым были предоставлены выше указанные квартиры, на получение благоустроенного жилого помещения надлежащего санитарного и технического состояния.

Таким образом, Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия, как уполномоченным органом, ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» как займодателем по договорам найма не исполнена предусмотренная действующим законодательством обязанность по предоставлению истцам по договорам найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда жилых помещений, пригодных для проживания, отвечающих требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам.

Прокурор обращается с иском в суд в интересах Калашникова В.А., Сидорова В.А., Карпова М.О., на основании ст. 45 ГПК РФ, в целях защиты их прав на жилище.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Бужеев А.А. исковые требования поддержал, согласно доводов, изложенных в иске.

Сидоров В.А. в судебном заседании исковые требования также поддержал, согласно доводов, изложенных в иске. Суду пояснил, что проживание в квартире невозможно ввиду ее состояния: в ванной комнате имеются трещины в стене, сыро, при использовании ванной било током, двери плохо закрываются. В настоящее время он в предоставленной квартире не проживает, другое жилье не предоставлено.

В судебное заседание Калашников В.А., Карпов М.О. не явились, извещены надлежаще.

Представитель ответчиков Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» не явился, извещены надлежаще, в письменном заявлении представитель ответчиков, на основании доверенностей, Иванова М.Э. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчиков.

В письменном возражении представитель ответчиков Иванова М.Э. возражала против исковых требований, указала, что поскольку в силу законодательства уполномоченным органом исполнительной власти Республики Бурятия по обеспечению предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений является Минсоцзащиты РБ, а на ГБУ РБ «Семья» возложена только обязанность осуществления организационно-технического сопровождения Министерства по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам, на ГБУ РБ «Семья» не может быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения взамен предоставленного. Заключение строительно-технической экспертизы, проведенной в рамках уголовного дела не отвечает требованиям ст.ст. 55, 60 ГПК РФ, и не может подменять заключение межведомственной комиссии. Кроме того, Минсоцзащиты РБ не обладает полномочиями по приобретению (строительству) жилых помещений с целью их предоставления детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, в связи с чем заявленные требования полагает неисполнимыми. Просила в иске отказать.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд полагает рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п. 1).

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).

В соответствии со ст. 6 Закона Республики Бурятия от 11 октября 2012 г. №2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия» Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.

В соответствии с Положением о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Республики Бурятия от 31 марта 2005 г. №102 (Приложение №4), уполномоченным органом исполнительной власти по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (п. 3). Жилые помещения закрепляются на праве оперативного управления за ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» (п. 2). В течение 20 рабочих дней со дня закрепления жилого помещения на праве оперативного управления за учреждением или высвобождения жилого помещения в соответствии со списком Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия издает приказ о предоставлении указанного жилого помещения детям-сиротам. ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» в течение 5 рабочих дней со дня получения приказа Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия направляет уведомление детям-сиротам о принятии решения о предоставлении жилого помещения (п. 5).

Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (ч.4).

В соответствии с п. 4 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. №42, жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлены Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. №47.

Из материалов дела следует, что Калашникову В.А., Сидорову В.А., Карпову М.О., состоящим на учете по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия как уполномоченным органом исполнительной власти, предоставлены квартиры № (соответственно) в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.

Указанные жилые помещения находятся в собственности Республики Бурятия, включены в специализированный жилой фонд Республики Бурятия и закреплены на праве оперативного управления за ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья».

ДД.ММ.ГГГГ между ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» (наймодатель) и Калашниковым В.А., Сидоровым В.А., (наниматели) и ДД.ММ.ГГГГ с нанимателем Карповым М.О. заключены договоры найма специализированного жилого помещения специализированного жилого фонда сроком на <данные изъяты> лет – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в отношении Калашникова В.А., Сидорова В.А), и со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении Карпова М.О.

Согласно п.п. 1, 4 пункта 14 указанных договоров наймодатель обязан передать нанимателю свободное от прав иных лиц пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, являющееся благоустроенным применительно к условиям <адрес>; предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции жилого дома (когда ремонт или реконструкция не могут быть произведены без выселения нанимателя) жилое помещение маневренного фонда в границах <адрес> без расторжения договора.

Заключением от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, назначенной Постановлением Правительства РБ от 28 июня 2007 г. №205, указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции. Данное заключение межведомственной комиссии в установленном порядке не обжаловано.

Факт непригодного для жилья состояния многоквартирного дома и соответственно квартир, предоставленных Калашникову В.А., Сидорову В.А., Карпову М.О., подтверждается в том числе приговором <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении председателя Комитета по управлению муниципальным хозяйством БНИ к уголовной ответственности по <данные изъяты> УК РФ. Из описательной части приговора следует, что ДД.ММ.ГГГГ БНИ, занимая должность <данные изъяты>, выдал <данные изъяты> разрешение на строительство объекта капитального строительства «Многоквартирный дом в <адрес>», расположенного по адресу: <адрес> При этом, БНИ было известно, что квартиры в указанном доме будут приобретены Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в целях формирования специализированного жилого фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

ДД.ММ.ГГГГ БНИ, рассмотрев заявление <данные изъяты> о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, в нарушение требований ч. 5 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, не исполнив обязанность по осмотру и проверке соответствия построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, проявив халатность (ненадлежащее исполнение своих обязанностей вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе), подписал разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, который не соответствовал проектной документации, качество выполненных строительных работ не соответствовало требованиям технических регламентов и обязательным техническим правилам.

Согласно п. 33 МДС 13-21.2007 имеются основания для признания объекта капитального строительства непригодным для проживания, так как выявлены вредные факторы среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие деформации в процессе эксплуатации незавершенного в полном объеме строительства здания, приводящего к снижению уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; окружающая среда и параметры микроклимата жилого помещения не позволяют обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека биологических веществ, качества атмосферного воздуха и физических факторов наличия источников шума.

Таким образом, подписав разрешение на ввод объекта капитального строительства многоквартирного дома, БНИ незаконно удостоверил, что строительство указанного объекта выполнено в полном объеме, в соответствии с разрешением на строительство и проектной документацией.

Действиями БНИ существенно нарушены права детей-сирот КАС, БАА, ПАА, ЮАА, ЮСА, ЛРВ, ЯАВ, ПИВ, ИСА, БДП, ГКПИ, ЖДА, Сидорова В.А., ККГ, ГЮА. Калашникова В.А., ВНА, РРА на получение благоустроенного жилого помещения надлежащего санитарного и технического состояния, которым были предоставлены квартиры в доме, расположенном по адресу: <адрес>.

Выводы суда при рассмотрении уголовного дела основаны в том числе на заключении эксперта от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ эксперт пришел к следующим выводам:

По первому вопросу: Качество выполненных строительных работ по объекту капитального строительства «Многоквартирный жилой дом в <адрес> не соответствует следующим требованиям технических регламентов и обязательным техническим правилам:

1. Наружные ограждающие конструкции многоквартирного дома не обеспечивают достаточную изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха. В кладке имеются мостики холода, что не соответствует требованиям ст. 9.18 СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003». Причины образования дефекта: наличие щелей, не заполненных клеевым раствором при кладке блоков Теплостен, которые по технологии укладываются в один ряд, где отсутствует перекрытие вертикальных швов вторым рядом как при кладке из кирпича (раствор наносится только на бетонные поверхности блока, в середину блока на пенопласт укладывается полоса минераловатного или полимерного утеплителя, вертикальный шов на всю глубину пенопласта заполняется пенополиуретановой пеной из баллончика, горизонтальный шов тоже может быть утеплен пеной. Швы тщательно заполняют и затирают кладочным клеем, раствором. Поверх раствора рекомендуется нанести акриловый герметик для наружных работ). Также тщательно уплотняют примыкания окон и дверей; недостаточное утепление, либо отсутствие утепления при устройстве сейсмичных поясов.

2. Наружные ограждающие конструкции многоквартирного дома не обеспечивают достаточную пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещений, имеется конденсация влаги на внутренних поверхностях конструкций внутри помещений, происходит накопление излишней влаги в конструкциях, влажность в помещениях составляет 58,3 % и 62,2 %, что не соответствует требованиям ст. 9.18 СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003»: Недостатком блока Теплостен является то, что из-за своей многослойности стены не «дышат». Причина - точка росы, которая располагается между панелью (стеной) и плитой утеплителя. Паропроницаемость пенопласта близка к нулю. Поэтому номенклатура изделий включает в себя и рядовой блок с отверстием для воздушного клапана, обеспечивающего вентиляцию дома. В данном случае при строительстве исследуемого многоквартирного дома блоки с отверстием для воздушного клапана не использовались, следовательно, необходимо устройство принудительной вентиляции, что не было выполнено при строительстве дома. Согласно п. 4.5 СП60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003»: «Системы отопления, вентиляции и кондиционирования следует выбирать с учетом требований безопасности, изложенных в нормативных документах органов государственного надзора, а также инструкций предприятий-изготовителей оборудования, арматуры и материалов, если они не противоречат настоящему своду правил», следовательно, при строительстве дома необходимо было применение рядового блока с отверстием для воздушного клапана, обеспечивающего вентиляцию дома, входящего в номенклатуру изделий из трехслойных блоков.

3. Жилые помещения многоквартирного дома не защищены от проникновения дождевой воды, что не соответствует требованиям п. 9.20 СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003»: стена из блоков Теплостен имеет сквозные швы, не защищенные снаружи от продувания ветром и прямого попадания атмосферной влаги. Дефекты герметизации швов приводят к тому, что при косом дожде, или увлажнении поверхности стен по другой причине, вода легко проникает в стену из теплоблоков, течет внутрь здания, а повышенная воздухопроницаемость увеличивает теплопотери. Необходимо тщательно защищать периметр оконных, дверных и других проемов от затекания воды. В уровне обрезов, карнизов и подоконников необходимо устройство сливов, защитных козырьков и др., что не было выполнено при строительстве дома.

4. Отсутствует отмостка вокруг здания, что не соответствует требованиям ст. 25 Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»: не обеспечен водоотвод от подземных строительных конструкций здания. Накопление воды возле дома во время осадков или при таянии снега и стекания с крыши размывает верхний слой грунта и достигает фундамента, в результате чего происходит проседание фундамента, образование трещин фундамента и стен. К еще более серьёзным последствиям может привести отсутствие отмостки у дома, стоящего на пучинистых грунтах. Особенно опасно оставлять такой дом без отмостки на зиму. Пучинистый грунт насыщается водой, замерзает и неравномерно вспучивается и так же неравномерно давит на конструкции дома, разрушая их. Образование трещины на стыке несущей стены с перегородкой подъезда и квартирами по осям 3-4 и трещины на стенах в осях Б-В эксперт объясняет неравномерным давлением грунта в результате отсутствия отмостки.

5. Несущие деревянные конструкции кровли не в полном объеме защищены от влагонокапливания в процессе эксплуатации, что не соответствует требованиям п. 6.44 СНиП II-25-80 «Деревянные конструкции» и п. 4.6. СП 17.13330.2011 «Кровли. Актуализированная редакция СНиП II-26-76»: ветро-гидрозащитная пленка уложена прерывисто, отсутствует герметичное соединение стыков ендовых уголков, стык кровли с вентиляционными трубами, отсутствует нахлест материала, отсутствует припуск материала на провисание между стропилами, что не соответствует требованиям п. 2.12 ТТК (типовой технологической карты) на устройство кровель из металлочерепицы, применимой для устройства кровли из профлиста: «Гидропароизоляционный материал (прокладку) устанавливают внахлест (100-150 мм) от карниза к коньку».

6. Отсутствует огнезащитная обработка элементов деревянной конструкции кровли, что не соответствует требованиям п. 1.3 СП 64.13330.2011 «Деревянные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-25-80».

7. Причины возникновения сырости и влажности стен подвала исследуемого многоквартирного дома следующие: не соответствие требованиям п. 5.4.15 СП 22.13330.2011 «Основания зданий и сооружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*»: в случае возможного ухудшения физико-механических свойств грунтов основания, развития неблагоприятных геологических и инженерно-геологических процессов, нарушения условий нормальной эксплуатации подземных частей сооружений должны предусматриваться соответствующие защитные мероприятия, в частности: гидроизоляция подземных конструкций; не соответствие требованиям ст. 25 Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»: не обеспечен водоотвод от подземных строительных конструкций здания в результате отсутствия отмостки.

8. Отсутствуют пандусы для маломобильных групп населения, что не отвечает требованиям раздела 5 СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

По второму вопросу: Проектная документация отсутствует, в результате чего, для эксперта не представляется возможным провести исследование но вопросу: «Соответствуют ли выполненные строительные работы по объекту капитального строительства «Многоквартирный жилой дом в <адрес>, проектной документации?».

По третьему вопросу: Согласно п. 33 МДС 13-21.2007 имеются основания для признания Многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> непригодным для проживания, так как выявлены вредные факторы среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие деформации в процессе эксплуатации незавершенного в полном объеме строительства здания, приводящего к снижению уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; окружающая среда и параметры микроклимата жилого помещения не позволяют обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека биологических веществ, качества атмосферного воздуха и физических факторов наличия источников шума.

В соответствии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Как следует из материалов настоящего гражданского дела вопрос о проведении реконструкции многоквартирного дома и расселения жильцов на время ее проведения до настоящего времени не решен.

Таким образом, суд приход к выводу, что Минсоцзащиты в рамках Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Калашникову В.А., Сидорову В.А., Карпову М.О. были предоставлены жилые помещения, не отвечающее требованиям ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, в связи с допущенными нарушениями строительных, технических норм при его возведении, не соответствии проектной документации, чем нарушены их права и законные интересы, которые подлежат защите путем удовлетворения заявленного по делу иска прокурора о предоставлении материальным истцам взамен ранее предоставленных иных жилых помещений, пригодных для проживания и отвечающих предъявляемым к жилому помещению требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам, поскольку вопрос о реконструкции многоквартирного дома не решен в течение длительного периода времени.

Доказательств, опровергающих доводы искового заявления, ответчиками не представлено.

При указанных обстоятельствах, поскольку в силу п. 8 Положения о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Республики Бурятия от 31 марта 2005 г. №102, уполномоченным органом исполнительной власти по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, следовательно именно на Министерством должна быть возложена обязанность по восстановлению жилищных прав материальных истцом, в виду чего в исковых требованиях к ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» следует отказать.

Доводы стороны ответчиков о том, что экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ , является недопустимым доказательством по делу, суд отклоняет, поскольку указанное экспертное заключение соответствует требованиям относимости и допустимости доказательств, экспертиза проведена экспертом, имеющим специальные познания в области строительства, предупрежденным об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ.

Заключение экспертизы является аргументированным, выводы эксперта последовательны и непротиворечивы, даны в полном соответствии с поставленными в постановлении о назначении экспертизы вопросами.

Таким образом, заключение эксперта является допустимым и достоверным доказательством. Сведений, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы либо ставящих под сомнение выводы эксперта, в материалах дела не имеется и дополнительно ответчиками не представлено.

Кроме того, непригодность многоквартирного дома к проживаю подтверждается также заключением от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, назначенной Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ , которое не оспорено в установленном законом порядке.

Допустимых доказательств пригодности жилого помещения, предоставленного материальным истцам на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда для постоянного проживания, в материалах дела не имеется.

Доводы стороны ответчиков о том, что Минсоцзащиты РБ не обладает полномочиями по приобретению (строительству) жилых помещений с целью их предоставления детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, в связи с чем заявленные требования полагает неисполнимыми, не являются основанием для отказа в исковых требованиях, поскольку при разрешении данного спора юридически значимым обстоятельством является надлежащее исполнение Минсоцзащиты и центром «Семья» обязанности по обеспечению материальных истцов жилыми помещениями, соответствующими установленным строительным (техническим) и санитарным нормам и правилам, пригодными для постоянного проживания. Между тем данное обязательство ответчиками перед Калашниковым В.А., Сидоровым В.А., Карповым М.О. надлежащим образом не исполнено, выявленные дефекты жилого помещения возникли при его строительстве, а не вследствие эксплуатации.

При таких обстоятельствах, поскольку Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия как уполномоченным органом исполнительной власти не была исполнена предусмотренная действующим законодательством обязанность по предоставлению материальным истцам по договорам найма специализированного жилого помещения специализированного жилого фонда жилых помещений, пригодных для проживания, отвечающих требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам, в результате чего право истцов Калашникова В.А., Сидорова В.А., Карпова М.О. на однократное получение жилья в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не реализовано и подлежит судебной защите, а исковые требования к Министерству подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия в защиту жилищных прав лиц из числа детей-сирот Калашникова В. А., Сидорова В. А., Карпова М. О. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о понуждении предоставить жилое помещение удовлетворить.

Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить Калашникову В. А., Сидорову В. А., Карпову М. О. иные жилые помещения в <адрес> РБ по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилого фонда, пригодные для проживания, отвечающие требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам, взамен предоставленных ранее жилых помещений (квартиры №) по адресу: <адрес>.

В удовлетворении исковых требований к Государственному бюджетному учреждению Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Прибайкальский районный суд Республики Бурятия.

Судья                                        Ю.Ю. Туравинина

Решение в окончательной форме изготовлено 31 мая 2021 года.

Судья                                     Ю.Ю. Туравинина

2-217/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Прибайкальского района Республики Бурятия
Ответчики
Государственное бюджетное учреждение Республики Бурятия" Республикански ресурсный центр " Семья"
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия
Другие
Калашников Виктор Александрович
Сидоров Виктор Алексеевич
Карпов Михаил Олегович
Суд
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия
Судья
Туравинина Юлия Юрьевна
Дело на странице суда
pribaikalsky.bur.sudrf.ru
06.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.04.2021Передача материалов судье
08.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.04.2021Подготовка дела (собеседование)
28.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.05.2021Судебное заседание
31.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее