Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Гурьевский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Левченко Е.В.,
при секретаре Булатовой И.А.,
с участием прокурора Естифеевой О.А.,
представителя ответчика МБОУ «ООШ №15» г.Гурьевска Кемеровской области директора П.., действующей на основании приказа, Устава,
представителя ответчика администрации Гурьевского муниципального района Ф., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица Управления образования администрации Гурьевского муниципального района Е., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Гурьевске
22 января 2019 года
гражданское дело по иску Гурьевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гурьевского муниципального района, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа №15» г.Гурьевска Кемеровской области о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л :
Гурьевский межрайонный прокурор обратился с иском к администрации Гурьевского муниципального района, МБОУ «ООШ №15» г.Гурьевска Кемеровской области о понуждению к финансированию исполнения муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Основная общеобразовательная школа № 15» г. Гурьевска Кемеровской области положений подпункта «а» пункта 23 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235, по обеспечению охраны объекта (путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны) объекта и территории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 15», расположенных по адресу: <адрес>; обязании МБОУ «ООШ № 15» обеспечить охрану объекта (путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны) объекта и территории МБОУ «ООШ № 15», расположенных по адресу: <адрес>, в соответствии с положениями подпункта «а» пункта 23 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235.
Требования мотивированы тем, что согласно действующему законодательству МБОУ «ООШ №15» должен осуществляться комплекс мер по антитеррористической защищенности объекта (территории), в том числе, мероприятия по обеспечению охраны объектов сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Паспорт безопасности объекта разработан, утвержден, однако, указанные мероприятия не выполняются.
В судебном заседании прокурор Естифеева О.А. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель МБОУ «ООШ № 15» с иском согласна, просила увеличить срок для совершения указанных действий в связи с отсутствием финансирования учреждения на эти цели.
Представитель администрации Гурьевского муниципального района с иском согласна. Пояснила, что для финансирования каких-либо мероприятий необходимо включение этих расходов в бюджет, чего не имеется, в связи с чем, просила установить срок для совершения указанных действий до 01.01.2020 года.
Представитель Управления образования Гурьевского района считает требования обоснованными с учетом требований законодательства.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, изучив представленные материалы дела, находит иск обоснованным, подлежащим удовлетворению.
Гурьевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательной организации - МБОУ «ООШ № 15» г. Гурьевска Кемеровской области.
В результате проверки установлено, что МБОУ «ООШ № 15» и прилегающая территория, расположенные по адресу: <адрес>, не обеспечены охраной сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны, что является нарушением требований законодательства о противодействии терроризму. Указанный факт не оспаривался участниками процесса.
МБОУ «ООШ № 15» осуществляет образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего образования (л.д.16-17).
Учредителем и собственником имущества учреждения МБОУ «ООШ № 15» является муниципальное образование Гурьевский муниципальный район. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Управление образования администрации Гурьевского муниципального района, что указано в п.3.6 Устава (л.д.34).
В п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу п. 1-3, 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействие терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно положениям ст. 3 Закона № 35-ФЗ антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона № 35-ФЗ правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Во исполнение данного закона постановлением Правительства Российской Федерации 07.10.2017 за № 1235 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Постановление № 1235).
В соответствии с подп. «а» пункта 17 указанных выше требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в частности, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории). Подпунктом «г» пункта 18 данных требований установлено, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
В 2018 году МБОУ «ООШ № 15» г. Гурьевска Кемеровской области разработан и утвержден паспорт безопасности объекта (территории), установлена вторая категория опасности объекта. Рекомендовано заключение договора на лицензируемый вид охраны (л.д.19-28).
В соответствии с подп. «а» пункта 23 Постановления № 1235 в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Однако в нарушение указанных требований МБОУ «ООШ № 15» данные мероприятия не выполнены.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательной организации, но и органа местного самоуправления.
Меры по антитеррористической защищенности объекта, принимаемые руководителем образовательной организации, не являются достаточными и полными, следовательно, не исполняется обязанность, направленная на обеспечение безопасных условий обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье граждан.
Выполнение указанной обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
ДД.ММ.ГГГГ директору МБОУ «ООШ № 15» Гурьевским межрайонным прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства, однако требования не исполнены, ввиду отсутствия финансирования на данные цели (л.д.7-13, 14-15).
Таким образом, из представленных доказательств установлено, что юридическим лицом не исполняется обязанность, предусмотренная законодательством об обеспечении охраны объектов сотрудниками частных охранных организаций. Надлежащая физическая охрана образовательной организации необходима для пресечения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности жизни и здоровья детей, работников и посетителей учреждения, в связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает срок, обязывающий ответчика совершить определенные действия в соответствии с решением суда.
По мнению суда, указанный в исковом заявлении срок устранения нарушений законодательства до 01.09.2019 года не является достаточным для совершения действий по обеспечению охраны объектов сотрудниками частных охранных организаций, в связи с чем, суд полагает возможным установить срок для исполнения требований истца до 01.01.2020, что разумно и обосновано.
Прокурор не возражала против установления срока для совершения указанных действий до 01.01.2020 года.
В соответствии с ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в связи с чем, с ответчика МБОУ «ООШ №15» г.Гурьевска Кемеровской области должна быть взыскана государственная пошлина в размере 150 рублей, от уплаты которой, истец при подаче иска освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 196-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Гурьевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гурьевского муниципального района, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа №15» г.Гурьевска Кемеровской области о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать администрацию Гурьевского муниципального района Кемеровской области (<данные изъяты>) совершить действия по финансированию исполнения муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Основная общеобразовательная школа № 15» г. Гурьевска Кемеровской области положений подпункта «а» пункта 23 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235, по обеспечению охраны объекта (путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны) объекта и территории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 15», расположенных по адресу: <адрес>.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 15» г. Гурьевска Кемеровской области (<данные изъяты>) обеспечить охрану объекта (путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны) объекта и территории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 15», расположенных по адресу: <адрес>, в соответствии с положениями подпункта «а» пункта 23 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить администрации Гурьевского муниципального района и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 15» г. Гурьевска Кемеровской области срок до 01.01.2020 для совершения указанных действий.
Взыскать с ответчика МБОУ «ООШ №15» г. Гурьевска Кемеровской области в доход государства государственную пошлину в размере 150 рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в апелляционном порядке в месячный срок со дня его вынесения.
Судья: /подпись/ Левченко Е.В.
Подлинный документ подшит в дело № 2-56/2019
Гурьевского городского суда Кемеровской области