Решение по делу № 2-3065/2024 от 04.03.2024

№2-3065/2024

10RS0011-01-2024-002483-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июля 2024 года г.Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Саврук Ю.Л.,

при секретаре Костевой Д.А.,

с участием представителя истца Елисеева А.А., ответчика Конжезеровой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Медвежьегорского района РК в интересах муниципального образования «Повенецкое городское поселение» в лице Администрации Повенецкого городского поселения к Конжезеровой А.Н. о признании действий незаконными, взыскании денежных средств,

    установил:    

прокурор Медвежьегорского района РК, действующий в интересах муниципального образования «Повенецкое городское поселение» в лице Администрации Повенецкого городского поселения обратился в суд с иском к Конжезеровой А.Н. о признании действий незаконными, возврате неосновательного обогащения. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Медвежьегорского района РК проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой установлено, что Кожезерова А.Н., являясь <данные изъяты>, за период с февраля 2022 года по сентябрь 2022 года единолично издала распоряжения о премировании ее самой. Общая сумма начисленных ей премиальных выплат за указанный период с учетом районного коэффициента и северной надбавки за вычетом налога составила 23380,39 руб. Вместе с тем вопросы, связанные с определением размера расходов на денежное содержание лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования, отнесены к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования - Совета Повенецкого городского поселения, а их выплата производится в зависимости от оценки результатов деятельности Главы муниципального образования. Решения по вопросу премирования Главы муниципального образования Советом Повенецкого городского поселения не издавалось. По мнению истца, получение Конжезеровой А.Н. ежемесячного денежного поощрения без соответствующего решения Совета Повенецкого городского поселения является неправомерным, а потому действия <данные изъяты> Кожезеровой А.Н. в части производства начисления и выплаты себе ежемесячных премий в размере 25% месячного должностного оклада в период с февраля 2022 года по сентябрь 2022 года являются незаконными, а полученные ею денежные средства в размере 23380,39 руб. подлежат возврату в бюджет муниципального образования в качестве неосновательного обогащения.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные исковые требования привлечены ГКУ РК «Центр Муниципальной правовой информации», Министерство национальной и региональной политики РК.

В судебном заседании прокурор Елисеев А.А. исковые требования поддержал, по доводам искового заявления.

Ответчик Конжезерова А.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы возражений на исковое заявление и дополнений к ним.

Третьи лица, привлеченные к участию в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в материалы дела представлены письменные отзывы на исковое заявление.

Заслушав лиц, участвующих деле, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Правовой статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Частью 4 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.

Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1 - 5 части 4 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 5.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Согласно Уставу Повенецкого городского поселения структуру органов местного самоуправления поселения составляют: Совет Повенецкого городского поселения; Глава Повенецкого городского поселения; Администрация Повенецкого городского поселения (статья 23 Устава).

Совет поселения является представительным органом местного самоуправления поселения и состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет (статья 24 Устава).

В числе прочего к компетенции Совета поселения относится: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (статья 26 Устава).

Материалами дела установлено, что согласно Распоряжению Главы Повенецкого городского поселения от 24.05.2017 №15 Конжезерова А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ вступила в должность <данные изъяты>.

Решением Совета Повенецкого городского поселения от 24.05.2017 №231 Главе Повенецкого городского поселения установлено денежное содержание: месячный должностной оклад – 15000 руб.; надбавка за выслугу лет – 15%; надбавка за особые условия труда – 60%; ежемесячная премия в размере 25% месячного должностного оклада; премия по итогам работы за год в размере двух месячных должностных окладов; материальная помощь в размере двух месячных должностных окладов при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; районный коэффициент – 30%; процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – 50%.

Решением 13 сессии Повенецкого городского поселения от 24.10.2007 №50 утверждено Положение об оплате труда Главы Повенецкого городского поселения, которым установлено, что в составе денежного содержания выборного должностного лица предусмотрены: выплаты денежного поощрения (премии) по итогам службы за месяц в размере 50% должностного оклада и год, в размере от 2 до 3 должностных окладов, с начислением районного коэффициента и процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Решением 15 сессии Повенецкого городского поселения от 20.02.2008 №71 Решение 13 сессии Повенецкого городского поселения от 24.10.2007 №50 отменено.

По сведениям, представленным в материалы дела Администрацией Повенецкого городского поселения, с 2008 года по настоящее время Решений об утверждении Положения об оплате труда Главе Повенецкого городского поселения не принималось. При начислении Конжезеровой А.Н. ежемесячной премии за период с февраля 2022 года по сентябрь 2022 года бухгалтерия руководствовалась Решением Совета Повенецкого городского поселения от 24.05.2017 №231 и штатным расписанием, утвержденным Распоряжением №10 от 10.03.2022.

Согласно расчетным листкам за период с февраля 2022 года по сентябрь 2022 года Конжезеровой А.Н. произведена выплата ежемесячных премиальных выплат с учетом районного коэффициента и северной надбавки за вычетом налога в размере 23380,39 руб.

По мнению истца, получение Конжезеровой А.Н. ежемесячного денежного поощрения без соответствующего решения Совета Повенецкого городского поселения является неправомерным, а потому действия Главы Повенецкого городского поселения Кожезеровой А.Н. в части производства начисления и выплаты себе ежемесячных премий в размере 25% месячного должностного оклада в период с февраля 2022 года по сентябрь 2022 года являются незаконными, а полученные ею денежные средства в размере 23380,39 руб. подлежат возврату в бюджет муниципального образования в качестве неосновательного обогащения.

Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения прокурора с настоящим исковым заявлением.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Необходимым условием возникновения обязательства из неосновательного обогащения является приобретение и сбережение имущества в отсутствие правовых оснований, т.е. приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого, не основанное на законе, иных правовых актах, сделке.

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Исходя из действующего правового регулирования добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

По смыслу закона в контексте положений подп. 3 ст. 1109 ГК РФ недобросовестным может быть признано поведение лица, в результате которого оно получило излишне выплаченные суммы, как при наличии умысла с его стороны, так и небрежности, характеризующейся отсутствием разумной степени внимательности и предусмотрительности.

Таким образом, по данному делу юридически значимым с учетом исковых требований, возражений Конжезеровой А.Н. относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права является установление недобросовестности в действиях Конжезеровой А.Н. при получении в указанный выше период суммы премии.

Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании сумм премии презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности ответчика при получении в указанный выше период сумм премии, возлагается на лицо, требующее их возврата.

Между тем, как следует из материалов дела, в отзыве на исковое заявление Конжезерова А.Н. указывает, что не принимала решений о начислении себе ежемесячной премии. В период с 24.05.2017 по 21.09.2022 бухгалтерия Администрации, руководствуясь Решением Совета Повенецкого городского поселения от 24.05.2017 №231, производила начисления и выплаты по итогам работы за месяц всем сотрудникам Администрации, и Главе Администрации, в соответствии со штатным расписанием, в пределах фонда оплаты труда и лимитов бюджетных обязательств. При этом, получение премии имело место быть непосредственно за выполнение обязанностей муниципальной службы, что, по мнению ответчика, не может расцениваться как личная заинтересованность, причинение вреда чьим-либо законным интересам, ссылается на отсутствие доказательств нецелевого использования денежных средств.

Так, материалами дела установлено, что Решением Совета Повенецкого городского поселения от 24.05.2017 №231 Главе Повенецкого городского поселения установлена ежемесячная премия в размере 25% месячного должностного оклада.

Решение Совета Повенецкого городского поселения №231 от 24.05.2017 не признано противоречащим нормам действующего законодательства, не оспорено.

В силу п.7 ст.29 Устава Глава организует выполнение решений Совета поселения в пределах своих полномочий.

Основной формой деятельности Совета поселения являются заседания, которые созываются Председателем Совета и проводятся не реже одного раза в три месяца. Внеочередные заседания созываются по инициативе Главы поселения, Председателя Совета поселения, либо по требованию не менее одной трети депутатов от установленной численности (п.4 ст.24 Устава).

При этом, Уставом поселения не предусмотрено ежемесячное проведение заседаний Совета.

Совет поселения заслушивает ежегодные отчеты Главы поселения о результатах его деятельности, деятельности Администрации поселения, в том числе, о решении вопросов, поставленных Советом поселения (статья 26 Устава).

Соответственно, результаты работы <данные изъяты> Конжезеровой А.Н. за 2022 год оценены и подтверждены решением представительного органа от 20.03.2022 №49.

Учитывая установленные судом обстоятельства, приведенные нормативные положения, суд приходит к выводу, что при наличии права Конжезеровой Н.А. на получение премии и отсутствие в спорный период Положения, регулирующего вопросы денежного содержания Главы муниципального образования, в силу предоставленных ответчику Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом Повенецкого городского поселения полномочий, при наличии Решения Совета Повенецкого городского поселения №231 от 24.05.2017, не оспоренного и не противоречащего нормам закона, отсутствуют основания полагать, что действия Главы Повенецкого городского поселения Кожезеровой А.Н. в части производства начисления и выплаты ежемесячных премий в размере 25% месячного должностного оклада в период с февраля 2022 года по сентябрь 2022 года являются незаконными.

При этом, согласно доводов ответчика, обратного в материалы дела не представлено, выплата премии произведена за счет средств фонда оплаты труда, которые не подлежат расходованию на иные цели и не могут быть использованы на решение вопросов местного значения, расходование средств оплаты труда на иные цели означало бы нецелевое использование бюджетных средств, а доказательств того, что в результате выплаты Главе Кожезеровой Н.А. премий были превышены нормативы расходов бюджета муниципального образования, не имеется.

Таким образом, премиальные денежные средства в сумме 23380,39 руб. получены <данные изъяты> Конжезеровой А.Н. на законных основаниях, не нашел своего подтверждения довод истца о недобросовестности со стороны ответчика, дающей основание к применению положения закона о взыскании с нее полученной в спорный период премии в качестве неосновательного обогащения.

На основании изложенного, отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Прокурора Медвежьегорского района РК в интересах муниципального образования «Повенецкое городское поселение» в лице Администрации Повенецкого городского поселения к Конжезеровой А.Н. о признании действий незаконными, взыскании денежных средств, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.

Судья Ю.Л.Саврук

Мотивированное решение составлено 26.08.2024.

2-3065/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Медвежьегорского района
Муниципальное образование "Повенецкой городское поселение" в лице Администрации Повенецкого городского поселения
Ответчики
Конжезерова Александра Николаевна
Другие
Совет Повенекого городского поселения
ГУП РК "Центр муниципальной правовой информации"
Министерство национальной и региональной политики РК
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Дело на странице суда
petrozavodsky.kar.sudrf.ru
04.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.03.2024Передача материалов судье
04.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2024Судебное заседание
26.04.2024Судебное заседание
22.05.2024Судебное заседание
17.07.2024Судебное заседание
26.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее