№ 2а-2477/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Пермь 14 августа 2018 г.
Индустриальный районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Перевалова А.М, при секретаре Ложкиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю к Автономной некоммерческой организации «Учебный центр «Профессионал» о ликвидации и об исключении из ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю (далее – административный истец, Управление) обратилось в суд с административным иском к Автономной некоммерческой организации «Учебный центр «Профессионал» (далее - административный ответчик, организация, АНО Учебный центр «Профессионал») о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением было принято решение о государственной регистрации организации. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной налоговой службы по Пермскому краю административный ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица, данные о регистрации внесены в ЕГРЮЛ за номером ОГРН – №
Административный ответчик с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не выполняет требования пункта 3 ст. 32 Закона № 7-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 № 112 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», согласно которых, организация в срок до 15 апреля текущего года за предыдущий отчетный период обязана предоставить в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Подтверждением этого факта является: отсутствие информации о предоставлении отчетов за ДД.ММ.ГГГГ в автоматизированной информационной системе «Учет некоммерческих и религиозных организаций (далее - АИС УНРО), отсутствие в учетном деле организации документов, содержащих отчеты за ДД.ММ.ГГГГ по форме <данные изъяты>, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».
В нарушение п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» организация не проинформировала Управление об изменении адреса.
Организация действует на основании Устава в редакции от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям, содержащимся в Уставе организации, а также в ЕГРЮЛ, организация находится по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ организации были вынесены предупреждения со сроком устранения нарушений, которые направлялись по юридическому адресу организации. К установленным срокам организация на предупреждения не ответила, необходимую отчетность не представила. Связь с организацией по указанному адресу не осуществляется, корреспонденция возвращается с отметкой «Истек срок хранения».
В Управление сведения об изменении адреса, по которому осуществляется связь с организацией, не представлялись.
Выявленные нарушения свидетельствуют о грубом нарушении закона и позволяют сделать вывод, что организация в течение ДД.ММ.ГГГГ деятельность по достижению уставных целей не осуществляет, органы управления, предусмотренные Уставом, не реализуют своих полномочий.
Неоднократное не представление в установленные сроки сведений, предусмотренных ст. 32 Закона № 7-ФЗ, дает право уполномоченному органу о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из ЕГРЮЛ на основании п. 10 ст. 32 Закона № 7-ФЗ ( л.д.2-5).
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен учредитель организации: Мазеин А.А. (л.д.51).
Административный истец в суд не явился, представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, заявленные требования поддерживает.
Административные ответчики (Мазеин А.А., АНО Учебный центр «Профессионал») в суд представителей не направили, учредитель не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заинтересованное лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 17 по Пермскому краю (далее - ИФНС № 17 по Пермскому краю) в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 3, 3.1, 5, 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) и пункту 2 постановления Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческие организации в срок до 15 апреля текущего года следующего за отчетным обязаны представлять в уполномоченный орган – Управление Министерства юстиции РФ по Пермскому краю - документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение.
Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;
Некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю административный ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица, данные о регистрации внесены в ЕГРЮЛ за номером ОГРН – №л.д. 12-14). Организация действует на основании Устава Автономной некоммерческой организации «Учебный центр «Профессионал» (л.д. 7-9).
Пунктом 1.1 Устава организации предусмотрено, что организация признается не имеющей членства некоммерческой организации, учрежденной гражданином Российской Федерации на основе добровольных имущественных взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации для достижения целей и решения задач, предусмотренных Уставом.
В силу п. 2.1 целью создания организации является предоставление услуг в области образования. Предметом деятельности согласно пункту 2.2. является оказание услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышению квалификации) специалистов.
Согласно приказу Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении положения об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) РФ и Перечня управлений Министерства юстиции РФ по субъектам РФ от 03.03.2014 № 26 Управление Министерства юстиции РФ по Пермскому краю определено как территориальный орган Министерства юстиции РФ, уполномоченный в сфере регистрации и контроля за деятельностью некоммерческих организаций.
В ходе осуществления контроля за деятельностью организации Управлением были выявлены нарушения.
В нарушение положений п.3 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях и Постановления Правительства Российской Федерации № 112 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (далее – Постановление Правительства) организацией в срок до 15 апреля текущего года за предыдущий отчетный период, в уполномоченный орган не представлены документы, содержащие отчет о деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
В базе автоматизированной информационной системы «Учет некоммерческих и религиозных организаций (далее - АИС УНРО) отсутствует информация о предоставлении отчетов за ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается справкой о произведенной выгрузке данных из базы АИС УНРО ( л.д. 10-11).
В учетном деле организации отсутствуют документы, содержащих отчеты за ДД.ММ.ГГГГ по форме <данные изъяты>, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».
Также организация вопреки п. 7 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях не проинформировала Управление об изменении адреса.
По факту выявленных нарушений Управлением избраны меры реагирования в виде вынесения письменных предупреждений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с установлением срока для их устранения (л.д.14-19, 21-22) и направлении в мировой суд протокола № об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнения предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ об устранении допущенных нарушений ( л.д.27-29).
Мировым судьей в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ АНО «Учебный центр «Профессионал» признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначен штраф в размере 10 000 руб., который организацией не оплачен (л.д.25). Предупреждение организацией не обжаловалось в судебном порядке. Запрашиваемые документы и пояснения о причинах невозможности исполнения не представлены. Акт проверки организацией также в судебном порядке не обжаловался.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением повторно был составлен и направлен в мировой суд протокол № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении по ст. 19.5 КоАП РФ (л.д.35-36). Мировой судья, оценив в совокупности все доказательства вины организации, признал ее виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб., который организацией не оплачен (постановление мирового судьи судебного участка № Индустриального судебного района от ДД.ММ.ГГГГ по делу №) (л.д.32).
Выявленные нарушения свидетельствуют о грубом нарушении закона и позволяют сделать вывод, что организация деятельность по достижению уставных целей не осуществляет, органы управления, предусмотренные Уставом, не сформированы (срок полномочий директора который является учредителем истек).
До настоящего времени организация указанные нарушения не устранила.
Таким образом, организацией не выполнены требования закона, являющиеся обязательными. Данные фактические обстоятельства дела административным ответчиком не оспорены и подтверждаются имеющимися в деле письменными доказательствами, при этом доказательств обратного, в том числе заявлений о соответствии организации пункту 3.1. ст. 32 Закона о некоммерческих организациях, административным ответчиком не представлено. Нарушения законодательства Российской Федерации, допущенные организацией, не устранены.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В силу п. 3 ч. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения.
В силу п. 10 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 г. N 14-П по конституционно-правовому смыслу положений ст. 61 ГК РФ предполагается, что санкция в виде ликвидации юридического лица должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Исследовав материалы дела и оценив представленные в них доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что организацией допущены неоднократные и грубые нарушения (по своему характеру и их последствиям) требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по устранению указанных нарушений организацией не предпринято, доказательств того, что указанная организация ведет какую-либо деятельность в качестве юридического лица, не представлено.
Как следует из анализа представленных доказательств по делу, организация в течение длительного времени не предприняла никаких мер к устранению выявленных нарушений, в том числе за прошлые периоды, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями.
При таких обстоятельствах требования о ликвидации организации в качестве меры, направленной на защиту прав и законных интересов других лиц, охраняемых законом публичных интересов, подлежат удовлетворению.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 июня 2012 г. N 1246-О, указанная мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц. Признание общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением ее из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует этой общественной организации продолжить (возобновить) свою деятельность на правах общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, так и не лишает возможности приобрести статус юридического лица заново.
Требование об исключении записи в отношении учреждения из ЕГРЮЛ удовлетворению не подлежит, поскольку статьями 62, 63 ГК РФ и ст. 26 Закона некоммерческих организациях предусмотрены обязанности учредителей или органа, принявшего решение о ликвидации общественного объединения, назначить ликвидационную комиссию и провести процедуру ликвидации, после завершение которой возможно внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования данного юридического лица. Эта процедура в настоящее время еще не проведена.
При этом исходя из смысла положений пункта 2 статьи 26 Закона о некоммерческих организациях назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установление порядка и срока ликвидации является правом суда, а не его обязанностью. Если орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, не назначит ликвидационную комиссию (ликвидатора), не установит сроки и порядок ликвидации некоммерческой организации, то данные требования закона должны выполнить учредители (участники) некоммерческой организации.
Помимо этого, требование об исключении организации из ЕГРЮЛ не может быть предъявлено к организации как к надлежащему административному ответчику, поскольку у организации в силу закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отсутствуют полномочия по внесению записей в ЕГРЮЛ, решение суда в этой части будет неисполнимым.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Учебный центр «Профессионал» (ОГРН №, ИНН №).
Отказать в удовлетворении административного иска к АНО «Учебный центр «Профессионал» об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц сведений в отношении Автономной некоммерческой организации «Учебный центр «Профессионал».
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд города Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (20 августа 2018 г.).
Судья – подпись – А.М. Перевалов