Решение по делу № 33-1170/2024 от 17.01.2024

Судья Панасюк Е.В Дело № 33-1170/2024

2-1207/2023

25RS0005-01-2022-005128-23

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 февраля 2024 года      г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Симоновой Н.П.

судей Вишневской С.С., Рябенко Е.М.,

при секретаре Деменчук Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Султанова Данила Тауфиковича к администрации г. Владивостока о возложении обязанности заключить договоры мены

по апелляционным жалобам Султанова Данила Тауфиковича и администрации г. Владивостока на решение Первомайского районного суда г. Владивостока от 24 октября 2023 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Вишневской С.С., объяснения представителей Султанова Д.Т. – Коробцова Д.В., администрации г. Владивостока и Управления муниципальной собственности - Ибрагимовой Д.Т., судебная коллегия

установила:

Султанов Д.Т. обратился в суд с иском к администрации г. Владивостока о возложении на ответчика обязанности заключить договоры мены жилых помещений и земельного участка, а именно:

жилого помещения, с кадастровым номером , площадью 28.8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> кадастровой стоимостью 78 952, 93 рубля;

жилого помещения, с кадастровым номером , площадью 26.4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> кадастровой стоимостью 72 373, 52 рубля;

жилого помещения, с кадастровым номером , площадью 22.0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> кадастровой стоимостью 60 311, 27 рубля;

жилого помещения, с кадастровым номером , площадью 31.3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> кадастровой стоимостью 85 806, 49 рубля;

земельного участка, с кадастровым номером , площадью 1122+/-12 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, с кадастровой стоимостью 5 797 602 рубля 25 копеек, находящиеся в муниципальной собственности, на следующие жилые помещения, находящиеся в частной собственности:

жилое помещение — квартиру, с кадастровым номером , площадью 29.2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровой стоимостью 2 755 253, 05 рублей;

жилое помещение - квартиру, с кадастровым номером площадью 36.8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> бульвар, 21-298 с кадастровой стоимостью 2 951 499, 33 рублей;

жилое помещение - квартиру, с кадастровым номером площадью 34.5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> бульвар, 26-5 с кадастровой стоимостью 2 767 313,60 рублей;

жилое помещение - квартиру, с кадастровым номером площадью 35.3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>138 с кадастровой стоимостью 2 498 966, 63 рублей.

В обоснование заявленных требований истец указал, что выражает намерение стать собственником жилых помещений, а именно квартир №, расположенных по адресу: <адрес>, а также земельного участка под указанными квартирами, находящихся в муниципальной собственности. В своем заявлении, обратившись в администрацию г. Владивостока, истец гарантировал, что спорные объекты недвижимости, находящиеся в его частной собственности, и предлагаемые к обмену, расположены в многоквартирных домах, соответствуют предъявленным требованиям, правилам и стандартам. Считает, что у ответчика имеются все основания для заключения договоров мены, поскольку положения статьи 217 ГК РФ, не содержат прямого запрета на применение положений гражданского кодекса, регулирующих общий порядок приобретения и прекращения права собственности.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции представитель истца поддержал заявленные требования. Представитель ответчика позицию по делу не выразила.

Дело рассмотрено в отсутствие истца и представителя УМС администрации г. Владивостока, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласились стороны.

В апелляционной жалобе Султанова Д.Т., его представителем поставлен вопрос об отмене решения суда, как незаконного, необоснованного, нарушающего права сторон по настоящему делу.

В апелляционной жалобе администрации г. Владивостока, представитель просит решение суда отменить, утвердить мировое соглашение от 19 сентября 2023 года, заключенное между Султановым Д.Т. и администрацией г. Владивостока, производство по делу прекратить.

В заседании судебной коллегии представители сторон доводы апелляционных жалоб поддержали.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. ч. 1 - 3 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.

Как установлено судом и следует из материалов дела, многоквартирный жилой <адрес> по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании распоряжения администрации г. Владивосток от ДД.ММ.ГГГГ -р.

Так, согласно распоряжению администрации г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ -р, многоквартирный жилой <адрес> по адресу: <адрес> исключен из числа жилых домов после переселения граждан. Управлению муниципальной собственности администрации г. Владивостока поручено исключить из реестра муниципальной собственности аварийный многоквартирный жилой <адрес> по адресу: <адрес>; отделению № 1 Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Приморскому краю рекомендовано исключить из числа жилых и снять с технического учета аварийный многоквартирный жилой <адрес> по адресу: <адрес> после переселения граждан; Управлению муниципального имущества, градостроительства и архитектуры необходимо обеспечить снос аварийного многоквартирного <адрес>.

Согласно выписке из ЕГРН квартиры , расположенные по адресу: <адрес> находятся в муниципальной собственности муниципального образования города Владивостока, состоят на кадастровом учете №; , , . Сведения об объектах недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные».

Согласно сведениям выписки из ЕГРН от 02 октября 2023 года, земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым номером принадлежит на праве муниципальной собственности городу Владивосток, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: «для дальнейшей эксплуатации многоквартирного дома».

Султанову Д.Т. на праве собственности принадлежат жилые помещения по адресу: <адрес>5, общей площадью 34,5 кв.м., <адрес>, общей площадью 35,3 кв.м., <адрес>209, общей площадью 29.2 кв.м., а также <адрес> 298, общей площадью 36.8 кв.м.

Как следует из отчетов об оценке рыночной стоимости указанных объектов, рыночная стоимость объекта по адресу: <адрес> составляет 3 260 000 рублей, из чего жилое помещение - 110 000 рублей, доля земельного участка - 3 150 000 рублей;

по адресу: <адрес> рыночная стоимость составляет 3 020 000 рублей, из которых жилое помещение 100 000 рублей, доля земельного участка 2 920 000 рублей;

по адресу: <адрес>, рыночная стоимость составляет 2 570 000 рублей, из которых жилое помещение - 90 000 рублей, доля земельного участка - 2 480 000 рублей;

по адресу: <адрес> рыночная стоимость составляет 3 510 000 рублей, из которых жилого помещения - 120 000 рублей, доля земельного участка - 3 390 000 рублей;

по адресу: <адрес> рыночная стоимость составляет 6 630 000 рублей, из которых жилое помещение - 5 834 000 рубля, доля земельного участка - 796 000 рублей,

по адресу: <адрес> рыночная стоимость объекта составляет 5 090 000 рублей, из которых жилое помещение -

480 000 рубля, доля земельного участка - 610 000 рублей;

по адресу <адрес> рыночная стоимость объекта составляет 6 380 000 рублей, из которых 6 380 000 рублей, из которых жилое помещение - 5 615 000 рублей, доля земельного участка - 765 000 рублей;

по адресу <адрес>, рыночная стоимость объекта 6 290 000 рублей, из которых жилое помещение

535 000 рублей, доля земельного участка - 755 000 рублей.

Султанов Д.Т. обратился в администрацию г. Владивостока о заключении договоров мены жилых помещений - квартир в многоквартирном жилом <адрес> по адресу: <адрес> в <адрес>.

Письмами от ДД.ММ.ГГГГ -ог, от ДД.ММ.ГГГГ д администрацией г. Владивостока указано об отсутствии правовых оснований для заключения договоров мены, ввиду отсутствия предусмотренной законом возможности, а также ввиду отсутствия предложенных вариантов жилых помещений для оценки равнозначности предлагаемой сделки.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ начальника Управления по учету и распределению жилой площади администрации г. Владивостока по запросу заместителя начальника правового управления администрацией г. Владивостока, указано, что жилые помещения, принадлежащие истцу на праве собственности, соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, следовательно, администрация г. Владивостока может распорядиться своими жилыми помещениями в соответствии с требованиями Жилищного законодательства.

Разрешая спор, оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации собранные по делу доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями ст.ст. 215, 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 13, 34 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.4.4 Порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом города Владивостока, утвержденного Думой г. Владивостока от 23.05.2012 г., суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

В силу статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества").

Согласно статье 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Пунктом 4.4 Порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом города Владивостока, утвержденного Думой г. Владивостока от 23.05.2012, установлено, что отчуждение имущества муниципальной казны осуществляется посредством: приватизации муниципального имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации и Порядком проведения приватизации муниципального имущества, утвержденным Думой; передачи по решению Думы в федеральную собственность или государственную собственность Приморского края в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом, и в числе таких способов не указана возможность мены муниципального имущества на имущество, находящееся в частной собственности.

Таким образом, Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", не установлен такой способ приватизации, как мена имущества.

Согласно пункту 2 статьи 34 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ обмен государственного или муниципального имущества на находящееся в частной собственности имущество не допускается.

Поскольку обмен государственного или муниципального имущества на находящееся в частной собственности имущество законодательно запрещен, оснований для удовлетворения исковых требований Султанова Д.Т. о возложении на администрацию г. Владивостока обязанности заключить договоры мены, не имелось.

Доводы апелляционных жалоб не содержат правовых оснований для отмены постановленного решения, по существу сводятся к переоценке выводов суда, направлены на неверное толкование норм действующего законодательства, применяемого к спорным правоотношениям.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Первомайского районного суда г. Владивостока от 24 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 февраля 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-1170/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Султанов Д.Т.
Ответчики
Администрация г. Вл-ка
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Вишневская Светлана Сергеевна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
18.01.2024Передача дела судье
20.02.2024Судебное заседание
01.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2024Передано в экспедицию
20.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее